К счастью, Украине пока не приходится бояться всеобщей мобилизации, связанной с введением военного или чрезвычайного положения. Мы, однако, предполагаем, а Бог располагает, поэтому сегодня украинское законодательство уже содержит ряд законодательных актов, регулирующих основы жизнедеятельности общественных и государственных институтов в условиях особого положения. К таким нормативно-правовым актам относятся Законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О правовом режиме чрезвычайного положения», «Об обороне на Украине» и т.д. В начале прошлого года Национальный банк Украины как субъект законодательной инициативы разработал и подал в Верховный Совет проект закона «Об организации и порядке работы банковской системы в особый период».
Проект закона определяет порядок мобилизационной подготовки и мобилизации банковской системы, правовой режим деятельности Национального банка Украины, коммерческих банков и их учреждений в условиях особого периода с целью исполнения ими функций, предусмотренных Законами Украины «О Национальном банке Украины» и «О банках и банковской деятельности».
Правовой основой для перевода банковской системы на функционирование в условиях особого положения является Указ Президента о мобилизации или введении режима чрезвычайного положения, подтвержденный Верховным Советом, а также Решение правления НБУ об осуществлении мер по переводу банковской системы на функционирование в условиях особого положения.
Проект определяет мобилизацию банковской системы как комплекс мер, осуществляемых банками с целью перевода на функционирование в условиях особого положения. К таким мерам относятся создание сети городских и внегородских запасных пунктов управления, создание резервного фонда наличных денежных средств, создание резерва материально-технических средств и системы информационной базы документов первоочередного значения.
Понятно, что основной целью данного законопроекта является обеспечение нормального функционирования банковской системы для того, чтобы она могла обеспечить денежно-кредитное и расчетно-кассовое обслуживание экономики Украины, Вооруженных сил Украины и иных военных формирований. Тем не менее одно из направлений проекта предусматривает также обеспечение нормальной работы банковских учреждений с населением. Именно поэтому в проекте предполагается создание информационной базы документов первоочередного значения, к которым относятся документы, обеспечивающие воспроизведение информации об активах и пассивах банка и предоставляющие ему возможность поддерживать отношения со своими клиентами.
Законопроект «Об организации и порядке работы банковской системы в особый период» предусматривает, что в особый период Правление НБУ имеет право принимать решения о приостановлении деятельности отдельных коммерческих банков или действия их лицензии на осуществление отдельных банковских операций.
Обязанностью НБУ в особый период является обеспечение сохранения золотовалютного резерва Украины, драгоценных (в том числе банковских) металлов и драгоценных камней. Поэтому законопроект предоставляет НБУ право на размещение вышеперечисленных ценностей в надежных банках государств — потенциальных союзников или в банках нейтральных государств. Нельзя не заметить, что аналогичного права коммерческие банки не получили. Для сохранения своих активов такие банки создают запасные пункты в черте или за чертой города, защитные сооружения и специально оборудованные хранилища. Вопросы создания внегородских запасных пунктов хоть и решаются банками самостоятельно, но все же требуют согласования с органами местной государственной администрации.
В особый период все банковские учреждения обязаны внести изменения в кредитно-расчетные отношения с клиентами с целью обеспечения бесперебойного функционирования экономики, полного предоставления наличных денежных средств Вооруженным силам Украины, иным, созданным в соответствии с законом военным формированиям. Кстати, в этот период банковские учреждения обязаны руководствоваться специальными нормативно-правовыми актами НБУ, регулирующими вопросы наличного денежного обращения.
Законопроект предусматривает обеспечение еще целого ряда мер, не только ограничивающих деятельность банковской системы, но и попросту подрывающих ее, поэтому — постучим по дереву — пусть Украина никогда не испытает необходимости переходить на режим мобилизации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…