ЕЩЕ РАЗ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ УКРАИНЫ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (234) » ЕЩЕ РАЗ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ УКРАИНЫ

ЕЩЕ РАЗ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ УКРАИНЫ

Как известно, 7 марта 2002 года Верховный Совет Украины принял новый Закон «О международных договорах Украины», призванный усовершенствовать положения ныне действующего Закона, принятого еще в 1993 году. На страницах «Юридической практики» нам уже приходилось высказываться о недостатках проекта нового закона («ЮП» №4 (214), 23 января 2002 года). Отрадно отметить, что некоторые из высказанных замечаний были учтены разработчиками законопроекта. И хотя по сравнению с первоначальным проектом текст принятого Закона был значительно улучшен, по-прежнему остаются некоторые существенные моменты, требующие дальнейшей проработки.

В ряду таких наиболее проблемных аспектов повышенного внимания, ввиду особой значимости для правовой системы нашей страны, заслуживает статья 9 Закона («Действие международных договоров на территории Украины»).

На сегодняшний день существуют два варианта формулировки этой статьи. Один содержится в тексте самого Закона, а другой предложен Президентом, вернувшим Закон на доработку в Верховный Совет, в том числе для приведения упомянутой статьи в соответствие с Конституцией Украины (статья 9) и положениями Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров.

Попробуем проанализировать оба варианта статьи 19 главным образом с точки зрения их соответствия принципу pacta sunt servanda.

Итак, в Законе данная статья сформулирована следующим образом: «1. Международные договоры Украины применяются в порядке, установленном для актов законодательства Украины. 2. В случае обнаружения в процессе исполнения международного договора Украины коллизии между его нормой и актом законодательства Украины до устранения такой коллизии применяется норма международного договора Украины».

В адрес данной формулировки можно высказать по меньшей мере два замечания.

Во-первых, не вполне ясно содержание термина «коллизия», используемого в данном контексте. Является ли он синонимом слова «противоречие» или имеет другое, более широкое значение? Этот термин довольно специфичен и чаще используется в сфере международного частного права и в юридической литературе, нежели в законодательстве.

Во-вторых, как нам представляется, законодатель несколько погорячился, сделав столь отчаянно-радикальный шаг в сторону абсолютного признания примата международного права над нормами национального законодательства. Представим себе следующую ситуацию: какое-нибудь украинское министерство заключает межведомственный договор, противоречащий положениям какого-либо закона Украины или даже ее Конституции. Если буквально следовать статье 19 в варианте Верховного Совета, выходит, что такой договор будет иметь приоритет по отношению к любому закону Украины и, вероятно, даже по отношению к самой Конституции, которую тоже можно рассматривать как «акт законодательства», а межведомственный договор отнести к числу «международных договоров Украины».

Словом, вариант статьи 19, закрепленный в тексте Закона Верховного Совета, является весьма опасной «миной замедленного действия», способной в будущем основательно потрясти фундамент нашей правовой системы и вызвать массу «коллизий» практического плана.

Обратим теперь внимание на формулировку статьи 19, содержащуюся в предложениях Президента.

Президент предлагает изложить эту статью в следующей редакции: «1. Действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины, являются частью национального законодательства и применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства. 2. Если международным договором, который вступил в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства, то применяются правила международного договора».

Данная формулировка, в свою очередь, тоже вызывает ряд замечаний.

Во-первых, не вполне удачна квалификация международного договора как «части национального законодательства», несмотря на то, что это определение закреплено в Конституции Украины (статья 9).

Как отмечает по этому поводу видный российский юрист-международник Игорь Лукашук, «встречающаяся в конституциях формулировка «международный договор — часть законодательства» представляется не лучшей, поскольку договор может быть частью права страны, может обладать силой закона, но не может быть отнесен к законодательству». Кстати, в первоначальном проекте Конституции России содержалась подобная формулировка, однако в ходе Конституционного совещания было указано на ее некорректность, и она подверглась изменениям.

Во-вторых, часть 2 варианта статьи 19, предложенного Президентом, страдает тем же недостатком, что и соответствующая формулировка в варианте Верховного Совета. Иными словами, президентский вариант анализируемой статьи тоже не подразумевает различия между отдельными видами международных договоров Украины (межгосударственными, межправительственными и межведомственными), в результате чего данную статью можно толковать двояким образом. Либо она устанавливает приоритет по отношению к национальному законодательству только для тех договоров, согласие на обязательность которых дал Верховный Совет, и тем самым остается неясным статус всех других договоров (как правило, межправительственных и межведомственных), либо же данная статья предполагает приоритет всех видов договоров, включая межправительственные и межведомственные, по отношению ко всем законам Украины. В первом случае межправительственные и межведомственные договоры остаются вне сферы действия принципа pacta sunt servanda, закрепленного в Венской конвенции 1969 года и в самом Законе «О международных договорах Украины», а в последнем, как уже указывалось, с помощью простого межведомственного соглашения можно будет изменить действие любого украинского закона.

Как видим, оба варианта статьи 19 неудовлетворительны в силу игнорирования того очевидного факта, что только межгосударственный договор может иметь приоритет перед национальным законом, а межправительственный и межведомственный договоры — только перед соответствующими нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины и заключившего договор министерства.

В предыдущей статье, посвященной анализу законопроекта «О международных договорах Украины», мы уже предлагали более точную и юридически корректную формулировку статьи 19, однако это предложение так и не было учтено.

В заключение подчеркнем, что мы рассмотрели лишь один проблемный вопрос, связанный с Законом «О международных договорах Украины». На самом же деле подобных вопросов остается пока достаточно много.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Деловая практика

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ИММУНИТЕТА И ИНДЕМНИТЕТА СУДЕЙ

СТРАХОВЩИК — ЭТО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

КИПР В ОФШОРЕ ПО ЗАКОНУ

Законодательная практика

БАНКИ! К МОБИЛИЗАЦИИ ГОТОВЫ?

ЕЩЕ РАЗ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ УКРАИНЫ

Зарубежная практика

АРАФАТ УТВЕРДИЛ ОСНОВНОЙ ЗАКОН ПАЛЕСТИНСКОЙ АВТОНОМИИ

КОРЕЙСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Издание

ВСТРЕЧАЙТЕ — ЖУРНАЛ «КОНКУРЕНЦИЯ»!

Неделя права

БОЛЬШОЙ МИНИМУМ

ЧУЖОЙ ПИРОГ СЛАЩЕ

Новости из-за рубежа

ШВЕЙЦАРЦЫ ВЫСКАЗАЛИСЬ ЗА ЛЕГАЛИЗАЦИЮ АБОРТОВ

БАСКСКАЯ ПАРТИЯ БУДЕТ ЗАПРЕЩЕНА

Новости профессии

АПЕЛЛЯЦИЯ УДОВЛЕТВОРЕНА

СПЕЦСТАТУС: НУЖЕН ЛИ ОН УКРАИНЕ?

ПРАВОСУДИЕ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛО!

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО АРБИТРАЖА ВОЗРАСТАЕТ

Первая полоса

ПЕРЕНИМАЕМ ОПЫТ

Прецеденты

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Судебная практика

НЕ БЫТЬ ТЕБЕ ДОРОЖЕ ДЕНЕГ…

«РЕЗИНОВЫЕ» СРОКИ

Тема номера

«НЕУПРАВЛЯЕМАЯ» МОНОПОЛИЯ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ

Юридический форум

НАГРАДЫ ВЕДУЩИМ ПАТЕНТНЫМ ФИРМАМ МИРА

ЮРИСТЫ НА СВЯЗИ

Інші новини

PRAVO.UA