Причины неуплаты большинства налогов с заработной платы и повсеместной выдачи зарплаты в конвертах давно кроются в несправедливой и грабительской системе налогообложения, основанной на мизерном размере не облагаемого налогом минимума доходов граждан (далее — ННМДГ). Чуть более года тому назад народным депутатом Украины Александром Стояном был внесен проект закона Украины «Об увеличении не облагаемого налогом минимума доходов граждан». Этим проектом планировалось урегулировать вопрос установления стоимостной величины не облагаемого налогом минимума доходов граждан, исходя из более реальных цифр. Вполне возможно, что всем этим депутаты займутся уже на этой сессии.
В статье 1 проекта указано, что для обеспечения конституционного права граждан на достаточный жизненный уровень следует установить не облагаемый прибыльным налогом минимум доходов граждан в размере прожиточного минимума на трудоспособное лицо.
Для сравнения. На сегодняшний день размер не облагаемого налогом минимума доходов граждан составляет всего 17 гривен. А в соответствии с принятым 15 ноября 2001 года Законом «Об утверждении прожиточного минимума на 2002 год» размер прожиточного минимума на трудоспособное лицо на 2002 год составил уже 365 грн. Таким образом, не облагаемый налогом минимум доходов граждан планируется увеличить более чем в 21 раз.
Не облагаемый налогом минимум доходов граждан, как известно, сильно «повязан» с другими относительными величинами, упоминаемыми в законодательстве. Речь идет о том, что ННМДГ является исходной расчетной величиной для определения ставок сборов, таможенной пошлины и размеров штрафных санкций. Согласно рассматриваемому нами проекту закона, по отношению к этим величинам ННДМГ останется неизменным до внесения соответствующих изменений в законодательство Украины. То есть Министерство финансов в скором времени должно будет пересчитать соотношение всех этих величин, и только после перерасчета будут внесены соответствующие законодательные корректировки.
Однако почему-то в проекте закона не упомянуты остальные «связи» ННМДГ. Откроем новый Уголовный кодекс, посмотрим на любую статью, где ННДМГ упоминается в качестве мерила опасности совершенного преступления. К примеру, статья 212: уклонение от уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей. Чтобы «загреметь» по первой части данной статьи, необходимо умышленно уклониться от уплаты налогов в значительных размерах (от 1000 до 3000 ННДМГ), по второй части — в больших (от 3000 до 5000 ННМДГ), по третьей — в особо больших размерах (более 5000 ННМДГ). Та же ситуация и в Кодексе об административных правонарушениях, где использована подобная градация тяжести правонарушения, основанная на ННМДГ. Для этих размеров проектом не установлен переходный период. Поэтому если на момент вступления данного закона в силу ничего не изменится, однажды можно попасть под суд за неуплату налогов в размере 17 тысяч грн., а на следующий день — за неуплату «всего лишь» 365 тысяч грн. Такое положение вещей, в принципе, только на руку добросовестным и недобросовестным налогоплательщикам.
Проектом закона «Об увеличении не облагаемого налогом минимума доходов граждан» планируется внести изменения в Декрет Кабинета Министров Украины № 13 -92 «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 года. Согласно предложенным изменениям, шкала налогообложения доходов физических лиц будет исчисляться не так, как ранее, исходя из «минимальной месячной заработной платы (не облагаемого налогом минимума)», а уже на основе нового не облагаемого налогом минимума доходов граждан.
В связи с принятием данного закона планируется отменить действие некоторых указов Президента Украины, касающихся установления размеров ННМДГ. Да и вообще реформа не облагаемого налогом минимума доходов граждан потянет за собой массу перерасчетов и законодательных изменений. В любом случае изменятся Закон Украины «О государственном бюджете на 2002 год», Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, множество нормативно-правовых актов Кабинета Министров Украины.
Судя по всему, упомянутые кодексы, только что вышедшие из типографии и недавно проданные пользователям, окажутся устаревшими, и их придется перепечатать. Кому-кому, а издательствам эта небольшая финансово-налоговая реформа точно должна принести прибыль.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…