2005: год компромиссных решений КСУ — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (429) » 2005: год компромиссных решений КСУ

2005: год компромиссных решений КСУ

В последнее время интерес общественности к деятельности Конституционного Суда Украины возрастает. Каждое решение, принимаемое Конституционным Судом Украины, является настоящим событием и не остается без внимания широкой общественности. Не менее пристальное внимание обращено и на самих судей КСУ, которые принимают соответствующие решения. Как известно, 18 октября 2005 года истек срок полномочий 9-ти судей Конституционного Суда Украины, которые занимали эту должность с 1996 года, с момента создания КСУ. Среди них Владимир ВОЗНЮК, заместитель председателя КСУ в отставке. У него мы и решили выяснить, каковы были особенности деятельности КСУ в 2005 году.

Владимир Денисович, скажите, пожалуйста, в чем особенность Конституционного Суда Украины по сравнению с органами конституционной юрисдикции иных стран?

— Конституционный Суд Украины — единственный орган конституционной юрисдикции, и его создание стало началом проведения судебной реформы на Украине. Особенность Конституционного Суда на Украине состоит в том, что он осуществляет официальное толкование не только Конституции Украины, но и ее Законов. В то время как в других странах конституционные суды осуществляют лишь толкование Конституции. На мой взгляд, толковать законы должен только тот орган, который их принимает, то есть Верховный Совет Украины, поскольку смысл и дух принимаемых парламентом законов может быть более корректен при аутентичном толковании. К тому же, если КСУ истолкует закон в соответствии со своим пониманием, а Верховному Совету Украины такое толкование не понравится, парламент может принять новый законодательный акт или внести изменения в существующий и тем самым уйти от позиции КСУ.

Чем выделялся 2005 год в аспекте деятельности Конституционного Суда Украины?

— В 2005 году работало только 14 судей Конституционного Суда Украины. И из-за того что КСУ работал не в полном составе, принимать решения было очень сложно. В соответствии с Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» решения и заключения принимаются на пленарных заседаниях КСУ. Пленарное заседание является полномочным, если на нем присутствуют не менее 12 судей КСУ. Решения КСУ принимаются и его заключения даются, если за них проголосовали не менее 10 судей КСУ. А ведь у каждого юриста существует свой подход, собственное мнение. Как говорят: два юриста — три мнения. Так что в минувшем году нам довольно часто приходилось идти на конституционно-правовые компромиссы, чтобы все-таки принять решение. Именно из-за отсутствия полного состава суда в 2005 году КСУ принял меньше решений по сравнению с предыдущими годами.

Какое дело, рассмотренное КСУ в 2005 году, вы хотели бы отметить особо (особенно важное)?

— Наиболее важным, резонансным, по моему мнению, было одно из последних решений КСУ об официальном толковании статьи 5 Конституции Украины относительно права установления и изменения конституционного строя на Украине. В этом решении КСУ указал, что на всеукраинский референдум могут выноситься многие жизненно важные политические вопросы, кроме тех, которые, согласно Конституции Украины, должны разрешаться исключительно законами Украины, принимаемыми Верховным Советом Украины. В своем решении КСУ установил, что народ Украины может решать любые политические вопросы, в том числе и о внесении изменений в Конституцию Украины. Референдум не допускается относительно законопроектов по вопросам бюджета, налогов и амнистии.

В 2005 году в КСУ поступило 42 представления и 377 обращений. Рассмотрено же всего 42 обращения и представления. По 30-ти из них вынесено определение об отказе в открытии конституционного производства. В чем причина такого соотношения? С чем связано такое большое количество отказов в открытии конституционного производства?

— Дело в том, что Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» не совершенен. С вопросом о конституционности законодательных актов в КСУ может обращаться только определенный круг субъектов, а именно: не менее 45 народных депутатов, Президент Украины, Верховный Суд Украины, Уполномоченный Верховного Совета Украины по правам человека и Верховный Совет Автономной Республики Крым. Отказывает же КСУ в открытии конституционного производства в основном не по конституционным представлениям, а по конституционным обращениям.

Здесь следует отметить, что основанием для конституционного представления относительно официального толкования Конституции Украины и законов Украины является практическая необходимость в выяснении или разъяснении, официальной интерпретации положений Конституции Украины и законов Украины. Что касается обращения юридических и физических лиц, которым предоставлено право на конституционное обращение, то к ним предъявляются более жесткие требования. Статьей 94 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» предусмотрено, что основанием для конституционного обращения относительно официального толкования Основного Закона Украины и законов Украины является наличие неоднозначного применения положений Конституции Украины или законов Украины судами Украины, иными органами государственной власти, если такое применение влечет за собой нарушение прав и свобод физических лиц и интересов юридических лиц.

Для того чтобы КСУ открыл производство по конституционному обращению, необходимо, чтобы, например, судебный орган принял по отношению к одному гражданину одно решение, а по отношению к другому — противоположное. Тогда можно говорить о неоднозначной правоприменительной практике. Очень часто граждане и юридические лица обращаются в КСУ с определенным вопросом, а неоднозначности применения законов и Конституции нет. И потому КСУ в таких случаях отказывал в открытии конституционного производства.

Данную проблему можно разрешить в том случае, если будут внесены изменения в Закон, регламентирующий деятельность нашего органа, которыми будет введен институт конституционной жалобы, существующий уже во многих странах мира — России, Германии, Польше, Австрии. У нас этот вопрос, к сожалению, недоработан, и поэтому физические и юридические лица в полной мере не могут защитить свои конституционные права и свободы непосредственно через КСУ. Следует отметить, что вопрос о конституционной жалобе дискутируется уже давно, практически с первых лет создания Конституционного Суда Украины. КСУ постоянно говорит о том, что необходимо разрешить гражданам обращаться в КСУ с конституционной жалобой на решение, например, определенного суда, а не дожидаться неоднозначного применения определенных законодательных норм.

Основанием для отказа также являлись отсутствие права на конституционное обращение, несоответствие конституционного обращения предусмотренным Конституцией и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины» требованиям, а также неподведомственность вопросов КСУ, которые были заданы субъектам обращения.

В парламенте в последнее время было зарегистрировано несколько законопроектов, направленных на усовершенствование деятельности КСУ. Это, в частности, предложение о том, что до принятия решения КСУ по конституционному представлению субъектов законодательной инициативы о неконституционности отдельных положений законов действие оспариваемых положений приостанавливается. Как вы можете прокомментировать такое предложение?

— Подобная практика существует в судах общей юрисдикции. Например, если местный суд сомневается в конституционности определенных положений закона, которые он должен применять при разрешении того или иного вопроса, то обращается в Верховный Суд Украины с ходатайством о том, чтобы ВСУ обратился в КСУ с конституционным представлением о конституционности или неконституционности того или иного положения закона. В связи с этим местный суд приостанавливает вынесение решения по этому делу до принятия решения Конституционным Судом Украины. Если следовать логике, то и в рассматриваемом случае такая позиция является приемлемой, поскольку в случае открытия конституционного производства фактически идет разрешение спора о конституционности/неконституционности определенных положений закона. С другой стороны, это может негативно повлиять на определенные политические и социальные процессы, затормозить деятельность субъектов хозяйствования и вообще привести к негативным последствиям. Так что нужно детально проработать порядок и механизм приостановления действий оспариваемых положений.

Не так давно некоторые народные депутаты озвучили предложение перенести КСУ с октября 2006 года в г. Харьков. Как вы относитесь к такому предложению?

— Этот вопрос обсуждался довольно давно, еще с 1998 года. И сейчас эта дискуссия возникла вновь. Я считаю, что такую позицию спровоцировали события в Российской Федерации, поскольку и там был поднят вопрос о переводе Конституционного Суда из Москвы в Санкт-Петербург. Мотивируют такой «переезд» и на Украине, и в России тем, что он ограничит влияние на Конституционный Суд со стороны органов государственной власти. Однако я считаю, что это не выход из положения. Перевод будет сопряжен с огромными затратами: новое помещение, создание материальной базы, кадровое обеспечение аппарата и т.д. Даже если КСУ будет находиться в Харькове или любом другом городе, возможность давления на судей КСУ со стороны политиков или руководителей органов государственной власти не исключается. Я считаю, что возможность влияния зависит от самого судьи, а не от места нахождения Конституционного Суда Украины.

Несмотря на вынужденный перерыв в деятельности КСУ, все-таки рано или поздно он снова заработает. Какие, по вашему мнению, первоочередные задачи должны будут решить ваши преемники? Основываясь на своем опыте работы судьей и зампредседателя КСУ, что бы вы хотели посоветовать и пожелать новому составу судей КСУ?

— Новому составу КСУ придется решать очень важные и сложные вопросы. Насколько я знаю, в КСУ поступило конституционное представление о конституционности Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины», вступившего в силу 1 января с.г. Это один из самых актуальных на сегодня вопросов.

Хотелось бы пожелать, чтобы новые судьи КСУ, осуществляя свою профессиональную деятельность, не увлекались политическими вопросами — во избежание попадания в зависимость от определенных политических сил. Заслужить доверие общества КСУ было очень сложно, а вот утратить его можно в один миг. Судьи КСУ должны основывать свою деятельность на принципе верховенства права и Конституции Украины, тогда КСУ будет и в дальнейшем пользоваться заслуженным авторитетом среди широкой общественности.

(Беседовала Анна ВАЛЮШКО, «Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Инвестиции в объекты строительства

Государственная практика

ВККС предоставила рекомендации судьям

Статус Кабинета Министров Украины

Деловая практика

За что боролись, на то и...

Законодательная практика

Что публично, то доступно?

КСУ: итоги 2005 года

В полушаге от Конституционного Суда

2005: год компромиссных решений КСУ

Сложный, но полезный год 2005-й

Ретроспективный взгляд: КСУ—2005

Комментарии и аналитика

Разрешение конфликтов в системе ВТО

Аспекты лицензионных договоров

Неделя права

Гуманные рекомендации комитета

Аренда не повод для НДС

Адаптацию — Минюсту

Референдум неконституционный?

Разгрузим ВСУ и ВАСУ!?

Реестр событий

«Глицинистый» ответ Украины

Парламент перепутал КАС и ГПК

Торговые ограничения сняты!

Судебная практика

И все так чинно, благородно, по-старому

Судебные решения

Имущество, приобретенное после расторжения брака, принадлежит только его приобретателю

Об особенностях формирования наблюдательного совета

Определение правопреемников общесоюзных общественных организаций бывшего СССР может оказаться затруднительным

Тема номера

«НеСНОСное» изъятие участка земли

Частная практика

Знак деления не нотариален

Юридический форум

Реклама — двигатель выборов?

Інші новини

PRAVO.UA