Статус Кабинета Министров Украины — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №11 (429) » Статус Кабинета Министров Украины

Статус Кабинета Министров Украины

Со вступлением в силу изменений в Конституцию Украины, значительно расширивших полномочия Кабинета Министров Украины, как никогда остро встала проблема принятия законодательного акта, регулирующего статус этого органа, а также и конкретизирующего нормы Конституции.

В первую очередь необходимость принятия закона о КМУ обусловлена неопределенностью полномочий последнего, что позволяет Президенту Украины и парламенту во многих случаях принимать на себя его полномочия. В итоге система власти утрачивает свою эффективность и пребывает в разбалансированном состоянии. Конституционное «повышение» статуса КМУ требует принятия законодательного акта, позволяющего реализовать это «повышение» на практике.

Стоит отметить, что на данный момент деятельность Кабинета Министров регулируется, кроме норм Конституции, подзаконными нормативно-правовыми актами, издаваемыми в том числе и самим правительством. В частности, вопросы распределения обязанностей между членами правительства регламентированы постановлением КМУ «О функциональных полномочиях премьер-министра Украины, первого вице-премьер-министра, вице-премьер-министров и министра Кабинета Министров Украины».

Верховный Совет Украины ранее уже принимал закон о КМУ в целом. Это произошло еще 28 ноября 2002 года. Но Президент Украины ветировал закон, и парламент не смог преодолеть вето. Статус КМУ остался неурегулированным до сих пор.

Новый способ отставки правительства

Говоря о законопроектах о Кабинете Министров Украины, в первую очередь стоит упомянуть «правительственный» проект, разработанный рабочей группой КМУ при участии Секретариата КМУ и Центра политико-правовых реформ.

Интересно положение законопроекта, регулирующее отставку членов правительства. Так, члены КМУ имеют право подать совместное заявление об отставке. Если такое заявление подадут одновременно более чем одна треть от общей численности членов КМУ, последствием станет отставка всего состава правительства. Таким образом, одна из победивших на выборах партий, которая «продвинула» на правительственные должности «своих» министров, может фактически распустить правительство, если под контролем этой партии более трети правительственных должностей.

Спорным является положение законопроекта, согласно которому Верховный Совет Украины может назначать по представлению премьер-министра Украины министрами лиц, не возглавляющих министерство. Проект предусматривает, что одновременно таких министров может быть не более двух. В принципе, данное положение не противоречит Конституции, поскольку Основной Закон определяет, что в состав КМУ входят министры, не уточняя, что они должны возглавлять министерство. Предоставление статуса министра руководителям некоторых центральных органов исполнительной власти позволило бы наладить более эффективное взаимодействие в структуре исполнительной власти. Но, возможно, руководствуясь этой логикой, следовало бы уравнять по статусу министров и других руководителей центральных органов исполнительной власти. Предоставление статуса министра только двум из них кажется непоследовательным.

Данный законопроект не является «обособленным» нормативным актом. Он разрабатывался в комплексе с другими проектами, направленными на комплексное реформирование исполнительной власти на Украине. Это проект Концепции реформирования публичной администрации на Украине, законопроект «О министерствах и других центральных органах исполнительной власти», а также проект Закона Украины «О государственной гражданской службе». Упомянутые проекты разрабатывались экспертами Центра политико-правовых реформ при участии работников Секретариата КМУ и рабочей группы Главного управления государственной службы. Одной из главных новаций, предлагаемых этими законопроектами, можно назвать предложение вновь ввести должность государственного секретаря министерства, в свое время введенную Президентом Украины и затем им же ликвидированную. На государственного секретаря предлагается возложить в основном кадровые задачи.

«Заочного» недоверия быть не должно

Недавно народный депутат Украины Леонид Кравчук зарегистрировал законопроект № 9100 «О Кабинете Министров Украины». После этого Временная специальная комиссия по разработке проектов законов о внесении изменений в Конституцию Украины, учтя этот и другие проекты законов и предложения, внесенные на ее рассмотрение, разработала проект Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» № 9100-Д. Законопроект был зарегистрирован народными депутатами Украины Степаном Гавришем и Александром Морозом.

Как и предыдущий, данный законопроект определяет место КМУ в системе органов государственной власти, регулирует вопросы статуса членов правительства, основных функций и полномочий КМУ в разных сферах общественной жизни. Также он определяет взаимоотношения правительства с министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, с Президентом Украины, другими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Законопроект, согласно его переходным положениям, должен вступить в силу, в случае его принятия — со дня обретения полномочий составом Верховного Совета Украины, избранного на очередных выборах в 2006 году. В то же время факт принятия законопроекта до выборов вызывает сомнения, учитывая то, что проект еще не рассматривался парламентом.

Стоит отметить, что оба законопроекта содержат одинаковый подход к процедуре принятия резолюции недоверия. Как известно, Конституция Украины не предусмотрела необходимости рассмотрения этого вопроса Верховным Советом Украины в присутствии членов правительства. Сложившаяся практика парламента «отставлять» КМУ «заочно» не совсем корректна, так как члены правительства должны иметь возможность объяснить свою позицию по спорным вопросам народным депутатам Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Инвестиции в объекты строительства

Государственная практика

ВККС предоставила рекомендации судьям

Статус Кабинета Министров Украины

Деловая практика

За что боролись, на то и...

Законодательная практика

Что публично, то доступно?

КСУ: итоги 2005 года

В полушаге от Конституционного Суда

2005: год компромиссных решений КСУ

Сложный, но полезный год 2005-й

Ретроспективный взгляд: КСУ—2005

Комментарии и аналитика

Разрешение конфликтов в системе ВТО

Аспекты лицензионных договоров

Неделя права

Гуманные рекомендации комитета

Аренда не повод для НДС

Адаптацию — Минюсту

Референдум неконституционный?

Разгрузим ВСУ и ВАСУ!?

Реестр событий

«Глицинистый» ответ Украины

Парламент перепутал КАС и ГПК

Торговые ограничения сняты!

Судебная практика

И все так чинно, благородно, по-старому

Судебные решения

Имущество, приобретенное после расторжения брака, принадлежит только его приобретателю

Об особенностях формирования наблюдательного совета

Определение правопреемников общесоюзных общественных организаций бывшего СССР может оказаться затруднительным

Тема номера

«НеСНОСное» изъятие участка земли

Частная практика

Знак деления не нотариален

Юридический форум

Реклама — двигатель выборов?

Інші новини

PRAVO.UA