Временная недееспособность Конституционного Суда Украины в очередной раз привела к тому, что другие государственные органы дают свои заключения относительно конституционности тех или иных процессов, имеющих место в нашем государстве. Так, 6 марта с.г. Министерство юстиции Украины опубликовало «юридическое заключение» относительно соответствия Конституции Украины и законам Украины постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым «О назначении республиканского (местного) консультативного референдума по инициативе граждан Украины, постоянно проживающих в Автономной Республике Крым (АРК)». Напомним, что на местный референдум выносился только один вопрос: «Вы за предоставление русскому языку статуса второго государственного языка?».
Минюст в своем заключении указал, что, согласно Конституции Украины, АРК является «неотъемлемой составной частью Украины», а Верховный Совет АРК имеет право в пределах полномочий, определенных в Конституции Украины, решать вопросы, отнесенные к его компетенции. В аспекте этого Минюст указал, что в перечне вопросов, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к компетенции АРК, не содержатся положения относительно компетенции АРК определять статус языков. АРК имеет полномочие только обеспечивать функционирование и развитие языков на территории Крыма в том статусе, который определен статьей 10 Конституции Украины, а именно: украинского языка как государственного и русского и других языков — как языков национальных меньшинств.
В целом, Минюст пришел к заключению, что этим постановлением Верховный Совет АРК нарушил целый ряд статей Конституции Украины, а именно: 138 — относительно компетенции АРК; 134 — относительно того, какие вопросы АРК может решать самостоятельно; 135 — относительно того, что нормативные акты Верховного Совета АРК не могут противоречить Конституции Украины и законам Украины; 136 — относительно того, что Верховный Совет АРК принимает решения и постановления только в пределах своих полномочий; 19 — относительно того, что государственные органы и их должностные лица могут действовать только на основании и в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией Украины и законами Украины; 8 — предусматривающей, что все нормативно-правовые акты на Украине должны приниматься на основе Конституции Украины и должны ей соответствовать. Также в своем заключении Минюст указал на множественные нарушения статей Закона Украины «О всеукраинском и местном референдуме», как правило, в части вынесения на референдум вопросов, которые не относятся к компетенции АРК.
Также в своем заключении Минюст на основании того, что нормативно-правовой акт Верховного Совета АРК не соответствует Конституции Украины и законам Украины, рекомендовал Президенту Украины приостановить действие этого акта с одновременным обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности.
Отметим, что АРК была только первым регионом, где русскому языку решили предоставить статус государственного. Аналогичная ситуация возникла и в Харьковской области, где этому языку предоставили статус «регионального». Кстати, в действующем законодательстве, и в частности — Законе Украины «О статусе языков», не предусмотрен такой статус языка, как «региональный», равно как невозможно признать тот или иной язык государственным только в одном регионе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…