Третьего для — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (1014) » Третьего для

Третьего для

Рубрика Тема номера

Привлечение финансирования для арбитража от третьих лиц (third party funding) — уже давно не новое веяние как в арбитраже, так и в трансграничных спорах в целом. И хотя законодательством многих юрисдикций не урегулирован вопрос third party funding, а в некоторых странах такой способ финансирования арбитражного разбирательства даже запрещен, все же мировые тенденции способствуют развитию института third party funding. Например, до недавнего времени third party funding было запрещено в Сингапуре и Гонконге. В последнее время значительно возросла популярность данных юрисдикций с точки зрения арбитража, что, в свою очередь, и обусловило реформирование законодательства в части third party funding.

В последние годы популярность third party funding не только не угасает, но и возрастает, как и масса дискуссий вокруг данного вопроса. Может ли third party funding привести к увеличению числа необоснованных исков? Должна ли сторона, которая привлекает third party funding, раскрывать в обязательном порядке факт такого финансирования процесса? Как third party funding влияет на распределение арбитражных расходов в решении арбитражного трибунала? Эти и другие вопросы зачастую оказываются в фокусе дискуссии, но существует ли однозначный ответ?

 

Чтотакое third party funding?

Third party funding — это привлечение средств для финансирования арбитражного разбирательства третьим лицом, которое не является стороной арбитражного разбирательства, в обмен на согласованный гонорар в размере, как правило, от 20 до 50 % от суммы, присужденной истцу в случае успеха. Впрочем, существуют различные схемы финансирования: от конкретных сумм до получения доли в бизнесе финансируемой стороны. Как правило, third party funding покрывает арбитражные расходы финансируемой стороны и расходы, понесенные в ходе арбитражного разбирательства (услуги юристов, экспертов и т.д.). Third party funder также может согласиться оплатить суммы, присужденные в рамках рассмотрения арбитражного спора, например, сумму обеспечения иска (security for costs). Конкретные условия такого финансирования в каждом отдельном случае проговариваются и отображаются в соответствующем договоре о предоставлении финансирования.

В целом third party funding является эффективным инструментом распределения рисков, при этом только в случае успеха финансируемая сторона обязана выплатить third party funder соответствующее вознаграждение согласно договору, а сам по себе проигрыш финансируемой стороны — это уже риск не только финансируемой стороны, но и third party funder.

За этим, собственно, и кроется ответ на вопрос: может ли third party funding привести к увеличению числа заведомо необоснованных исков. От момента обращения к third party funder до подписания договора о финансировании, как правило, проходит несколько месяцев. На первоначальном этапе стороны обычно подписывают договор о неразглашении конфиденциальной информации, затем следует первоначальный due diligence, подписание договора о намерениях и эксклюзивности, дальнейший детальный due diligence. И только если по результатам детального анализа дела юристы third party funder придут к выводу, что иск является потенциально успешным, будет подписан договор о предоставлении финансирования.

Вывод очевиден: third party funder вряд ли согласится финансировать заведомо необоснованные иски, поскольку в первую очередь такое финансирование приведет к увеличению его расходов, которые в дальнейшем не будут компенсированы.

 

Раскрытие информации

Как правило, финансируемая сторона не обязана раскрывать информацию о third party funding. В то же время последние тенденции показывают, что практика склоняется в сторону транспарентности. Так, например, согласно пункту 6 (b) Руководящих принципов IBA относительно конфликта интересов в международном арбитраже third party funder может расцениваться как сторона для целей проверки конфликта интересов. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 (а) Руководящих принципов IBA стороны должны при первой же возможности проинформировать трибунал о финансировании арбитражного производства third party funder.

Собственно, сторонам, обращающимся за third party funding, следует еще до момента инициирования арбитража рассмотреть вопрос о раскрытии договоренностей с third party funding, оговорив то, каким образом и на каком этапе разбирательства такая информация будет раскрыта, учитывая применимое право, а также правила арбитражного разбирательства.

Например, в деле «Muhammet Cap & Anor v Turkeminstan» трибунал ICSID принял решение о раскрытии информации о компании third party funder и об условиях такого финансирования. Трибунал отметил, что такое раскрытие информации необходимо для принятия решения относительно независимости трибунала, а также для целей рассмотрения заявления об обеспечении расходов. В то же время в деле «South American Silver v Bolivia» трибунал хоть и принял решение о раскрытии компании third party funder, но указал, что раскрытие условий финансирования и самого договора о финансировании не нужно для целей проверки конфликта интересов.

 

Распределение арбитражных расходов

Как правило, арбитражные расходы, понесенные third party funder, не подлежат компенсации при распределении арбитражным трибуналом расходов сторон. Однако в 2016 году Высокий суд Англии в деле «Essar Oilfield Services Limited v Norscot Rig Management Pvt Limited» поддержал решение арбитра в ICC арбитраже относительно компенсации арбитражных расходов, понесенных third party funder.

Так, в данном решении арбитр пришел к выводу, что на арбитражные расходы, понесенные third party funder, распространяется дефиниция «другие расходы» (other costs) согласно Arbitration Act 1996 и Регламенту ICC. Ответчик оспорил юрисдикцию арбитражного трибунала относительно принятия такого решения в части возмещения арбитражных расходов, понесенных third party funder, в Высоком суде Англии. Судья Высокого суда Англии в решении об отказе в обжаловании согласился с арбитром, подтвердив, что арбитражные расходы, понесенные third party funder, подлежат компенсации согласно статье 59(1)(c) Arbitration Act 1996 и статье 31(1) Регламента ICC.

Стоит подчеркнуть, что в данном деле арбитр также обратил внимание на действия ответчика как в части нарушения контракта, так и в отношении самого арбитражного разбирательства, придя к выводу, что ответчик умышленно поставил истца в такое положение, что последний попросту не имел возможности финансировать арбитраж за счет своих собственных финансовых ресурсов.

Данное решение порождает еще больше вопросов, чем дает ответов. Сложно предположить, будут ли в дальнейшем арбитры и суды (при оспаривании) следовать данной практике. Решение по делу «Essar Oilfield Services Limited v Norscot Rig Management Pvt Limited» скорее исключение из правил, чем норма.

 

Выводы

Несомненно, в скором будущем тренд third party funding привлечет намного больший интерес украинского бизнеса. Каким образом пойдет украинская судебная практика (в том числе при исполнении арбитражных решений) в таком случае, сложно предусмотреть в связи с отсутствием регулирования в украинском законодательстве. Будем надеяться на прогрессивный подход судей и более активную позицию законодателя в реформировании законодательства об арбитраже.

 

НОТА Никита — управляющий юрист МЮФ Kinstellar, г. Киев,

УЩАПОВСКАЯ Дарина — младший юрист МЮФ Kinstellar, г. Киев


Мнение

Собираем пазлы

Николай ЛИХАЧЕВ, советник Spenser & Kauffmann

Third party funding — сравнительно новый бизнес даже для иностранного рынка. Это очень интересная и выгодная для многих компаний модель, при которой можно не отрывать ликвидность из бизнеса на судебные/арбитражные сборы и дорогих юристов — за все это заплатит инвестор. Благодаря этому данная услуга набирает все большую популярность, в том числе и среди украинских компаний. Однако у инвесторов есть ряд ограничений. Как правило, финансируются довольно дорогие иски (от 5 млн евро и выше) с безупречно сильной позицией. К тому же иностранные инвесторы пока не готовы финансировать споры, рассматриваемые украинскими судами. Third party funding может быть очень интересным украинским госструктурам, которые вовлекаются в международные судебные/арбитражные процессы и не готовы оплачивать большие судебные сборы и высокие гонорары юристов, но готовы уступить долю от взысканного. К сожалению, из-за пробелов в нашем законодательстве и отсутствия регулирования third party funding существует ряд разночтений, не позволяющих активно привлекать инвесторов к делам с украинскими истцами, и каждый такой кейс приходится структурировать как пазл, чтобы удовлетворить требования как инвестора, так и украинского истца.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Молчаливая защита

Государство и юристы

Прецеденту быть!

Такт проверки

Оплате подлежат

Завести с пол-оборота

Гражданская позиция

Зарубежная практика

Новости законотворчества

Урегулирована подача лицензионных документов по Интернету

Наем иностранцев упростят

Зарубежная практика

Фотоотсчет

Зарубежная практика

Новости законотворчества

Предлагается усилить защиту детей в зоне конфликта

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд отменил представление ВСЮ об увольнении одной из пяти судей Апелляционного суда г. Киева

«Автосан Моторс» проиграл в споре с Президентом и парламентом

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы Trusted Advisors совместно с прокуратурой вернули сквер Небесной сотни в собственность г. Киева

Команда Integrites одержала победу в МКАС при ТПП Украины

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» выступила юридическим советником украинских производителей шоколада и кондитерских изделий в антидемпинговом расследовании

Interlegal продолжает положительную практику взыскания долгов по оплате причального сбора

Sayenko Kharenko представляет интересы бывшего руководителя Государственной продовольственно- зерновой корпорации Украины в уголовном производстве

Дмитрий Савчук стал ассоциированным партнером Lavrynovych &  Partners Law Firm

AVELLUM признана юрфирмой года на Украине в сфере налогов и трансфертного ценообразования

Отрасли практики

Ободрить проект

Дело – табак

Без зазрения свести

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Репортаж

Поисковая система

Плановые заботы

Выгодный контакт

Самое важное

Обмен опытом

Арбитражное направление

Адвокатский вопрос

Счетная плата

Судебная практика

Вовремя покажет

Вызвать возмещение

Долг платежом красен

Тема номера

Мерная демонстрация

Ось обращения

Спорный момент

Возможная встреча

Пункт значения

Третьего для

Сдать согласие

Станция прогресс

Привезти пример

Частная практика

Интеллектуальная заставляющая

Інші новини

PRAVO.UA