Новый Хозяйственный процессуальный кодекс Украины по своему объему почти втрое превышает объем действующей редакции.
Основные нововведения проекта
В соответствии с новым проектом хозяйственный суд наделен возможностью в решении самостоятельно определять способ защиты, если законом или договором не предусмотрен эффективный способ защиты нарушенных прав и интересов стороны спора.
По-новому регулируется и вопрос подсудности дел. В проекте в основе определения подсудности лежит предмет спора, а не его субъектный состав, как это предусмотрено в действующей редакции.
Проект предусматривает разделение всех судебных споров на малозначительные, споры незначительной сложности и другие споры, которые рассматриваются в рамках общего искового производства в зависимости от цены иска.
В документе поднимается вопрос злоупотребления сторонами своими процессуальными правами. Например, за злоупотребление процессуальными правами, неисполнение и уклонение от исполнения процессуальных обязанностей, неподачу истребованных доказательств на сторону может быть наложен штраф.
Некоторые нормы правового регулирования были изменены в связи с особенностями процесса. Увеличить или уменьшить размер исковых требований можно будет только до окончания подготовительного производства. Планируется, что до окончания подготовительного производства возможны замена ненадлежащего от- ветчика и привлечение соответчика. В эти же сроки в дело смогут вступить и третьи лица.
Проект предполагает появление в хозяйственном процессе свидетелей, показания которых будут считаться доказательством, а статус не будет отличаться от статуса свидетелей в действующем Гражданском процессуальном кодексе Украины.
Еще одним новым участником процесса является эксперт в области права, который имеет научную степень и признание в соответствующей сфере. Его вывод не является доказательством по делу и может касаться вопросов применения аналогии закона и права или содержания и применения иностранных норм права.
Необходимо также обратить внимание на то, что доказательства, не предоставленные в установленный срок, не принимаются судом, если сторона не докажет невозможность их подачи по причинам, которые от нее не зависят.
В связи с развитием электронной коммерции проектом предусматривается введение электронных доказательств, которые могут иметь форму документов, изображений, звуко- и видеозаписей, веб-сайтов и т.д.
Стоит отдельно остановиться на вопросе правового регулирования судебных расходов. Предусмотрено, что вместе с первым заявлением по сути дела каждая сторона должна подать предварительный расчет суммы судебных расходов, которые она понесла и ожидает понести в связи с рассмотрением дела. При этом сторона не ограничена в доказательстве другой суммы расходов по результатам рассмотрения дела. Если такой расчет не предоставлен, то суд имеет право отказать в их возмещении, за исключением суммы судебного сбора.
Если же исковое заявление носит признаки безосновательного или истец не имеет зарегистрированного места проживания либо имущества в размере, достаточном для возмещения судебных расходов ответчика, в случае отказа в удовлетворении иска суд на основании ходатайства ответчика может обязать истца внести на депозитный счет сумму, которая покроет расходы ответчика. В случае неисполнения такой обязанности истца и при наличии соответствующего ходатайства ответчика суд имеет право оставить иск без рассмотрения.
Проект также устанавливает состав расходов на профессиональную правовую помощь в виде гонорара адвоката, стоимости услуг помощника адвоката и третьих лиц, а также компенсации расходов адвоката. Размер судебных расходов определяется судом на основании предоставленных доказательств до окончания судебных дебатов или на протяжении пяти дней со дня принятия решения по сути, если сторона указала на это при проведении судебных дебатов. Суд может уменьшить размер или вообще отказать в возмещении судебных расходов, если они явно завышены стороной. При злоупотреблении правами суд имеет право возложить судебные расходы на такую сторону независимо от результата дела.
Приказное производство
Планируется, что в приказном производстве будут рассматриваться дела, в которых отсутствует спор о праве или о таком споре неизвестно заявителю. Важно, что судебный приказ выдается исключительно по требованиям о взыскании денежной задолженности по договору, заключенному в письменной форме.
Для рассмотрения заявления в приказном порядке сумма требований не должна превышать 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц. В случае несоответствия заявления о выдаче приказа упомянутым требованиям суд отказывает в его выдаче. По результатам рассмотрения заявления суд выдает судебный приказ, который одновременно является исполнительным документом. Обжалование приказа в апелляционном и кассационном порядках не предусмотрено. Отметим, что средняя продолжительность обжалования от момента подачи заявления до вступления приказа в силу составит около 25 дней.
Новый вид производства направлен на ускорение решения простых споров с целью обращения взыскания в принудительном порядке. Однако заявителям стоит помнить, что их требования должны быть обоснованы и подтверждены надлежащими доказательствами. В противном случае сэкономить время не удастся, ведь должник может подать заявление о его отмене, и тогда дело придется рассматривать в порядке упрощенного искового производства.
Исковое производство
Проект предусматривает четкую систему процессуальных документов по сути дела: исковое заявление — отзыв — ответ на отзыв — возражения; пояснения третьего лица относительно иска или отзыва. При этом сроки подачи документов устанавливаются судом.
В исковом заявлении должно содержаться подтверждение истца об отсутствии других исков к этому же ответчику с аналогичными предметом и основаниями. В отзыве ответчик должен указать возражения относительно обстоятельств иска. В противном случае он лишается права возражать против таких обстоятельств во время рассмотрения дела по сути.
Проектом предусмотрены требования к содержанию других процессуальных документов, несоблюдение которых может привести к тому, что суд оставит их без рассмотрения.
Также в проекте Кодекса закреплено право суда объединять дела, а также разъединять исковые требования в разные производства по ходатайству участника дела или по собственной инициативе. Кроме того, предусмотрено, что суд может оставить исковое заявление, как и апелляционную и кассационную жалобы, без движения, если имеются недостатки оформления, отсутствуют приложения, не направлены копии сторонам спора.
Проектом довольно детально урегулирована процедура подготовительного производства, которое проводится в виде заседаний с вызовом сторон на протяжении не более 60 дней со дня получения искового заявления.
Также суд должен установить, не желают ли стороны заключить мировое соглашение, передать дело на рассмотрение третейского суда или обратиться в суд для проведения урегулирования спора судьей.
Проектом Кодекса предусмотрена возможность судьи-докладчика единолично в форме совещаний со сторонами или с каждой отдельной стороной в течение не более 30 дней проводить урегулирование спора, которое в идеале должно закончиться утверждением мирового соглашения. При этом судья наделен довольно противоречивыми полномочиями: с одной стороны, он не имеет права давать юридические советы и оценивать доказательства, а с другой — на закрытых совещаниях имеет право обращать внимание сторон на судебную практику и предлагать возможные пути мирного урегулирования спора.
Рассмотрение дела по сути длится не более 30 дней после окончания подготовительного производства, и этот срок не может быть продлен. Так, законодатель предусматривает, что все необходимые для принятия решения вопросы будут определены в рамках подготовительного производства. Это отображено и в других нормах, например, прямо установлено, что заданием рассмотрения дела по сути является решение спора на основании собранных в подготовительном производстве материалов. Кроме того, стороны не могут заявлять ходатайства и подавать доказательства, которые без уважительных причин не были поданы в подготовительном производстве.
Проект четко разделяет обязанность и право суда приостановить производство по делу. Суд обязан приостановить производство только в случае необходимости замены физического лица — представителя стороны или третьего лица, участвующего в деле, а также при принятии решения об урегулировании спора при участии судьи. Во всех остальных случаях приостановление производства является правом суда.
Проект указывает на возможность суда при рассмотрении дела, в котором объединены несколько взаимосвязанных самостоятельных требований, вынести частичное решение и продолжить рассмотрение спора в отношении остальных требований.
Также изменен срок выдачи полного текста решения, если в судебном заседании были оглашены только вступительная и резолютивная часть, — до десяти дней, при упрощенном производстве — до пяти дней.
Обжалование решений
Апелляционная жалоба должна подаваться непосредственно в суд апелляционной инстанции. Важным нововведением является увеличение срока для подачи апелляционной жалобы до 20 дней на решение и до десяти дней на определение суда со дня их оглашения, подготовки полного текста либо вручения апеллянту.
С появлением новых особенностей правового регулирования расширен перечень определений, которые могут быть обжалованы в апелляционном порядке отдельно от решения.
Важными являются изменения, предложенные проектом в отношении кассационной инстанции.
Кассационная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд. Срок для ее подачи — 20 дней, и он определяется согласно принципам подачи апелляционной жалобы.
Обжалованию в кассационном порядке не подлежат решения по малозначительным спорам, за исключением определенных случаев, предусмотренных проектом.
При рассмотрении кассационных жалоб на решения в незначительных спорах, а также кассационных жалоб на определения суда суд кассационной инстанции имеет право отказать в открытии кассационного производства.
Проект Кодекса предусматривает систему обеспечения единства судебной практики, которая заключается в особенностях передачи дела на рассмотрение вышестоящей по иерархии единице в составе Верховного Суда. Основанием для передачи дела является необходимость отступления от вывода о применении нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом Верховным Судом решении. По результатам рассмотрения кассационной жалобы в постановлении должен содержаться вывод о применении нормы права. Кроме вышеупомянутых случаев на рассмотрение Большой палаты Верховного Суда передаются дела об обжаловании решений на основании нарушения предметной либо субъектной юрисдикции и дела с исключительными правовыми проблемами, решение которых важно для формирования единой правоприменительной практики.
Выводы
Как следует из пояснительной записки, цель законопроекта состоит в урегулировании процессуальных механизмов, которые должны обеспечить эффективную, справедливую, непредвзятую и своевременную защиту прав и свобод лица в суде.
Однако, проанализировав проект нового Хозяйственного процессуального кодекса Украины, большинство специалистов сходятся во мнении, что, несмотря на свой значительный объем и большое количество новаций, документ содержит множество коллизий, и его необходимо еще существенно дорабатывать.
МАНОЙЛЕНКО Екатерина — старший юрист ЮФ GOLAW, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…