Налоговый, но не компетентный — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (397) » Налоговый, но не компетентный

Налоговый, но не компетентный

Рубрика Тема номера

Часть 1 статьи 14 Хозяйственного кодекса Украины устанавливает, что лицензирование, патентование определенных видов хозяйственной деятельности и квотирование являются способами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей. В соответствии с частью 3 этой же статьи Кодекса отношения, связанные с лицензированием отдельных видов хозяйственной деятельности, регулируются законом. Сегодня таким законом является Закон Украины «О лицен­зировании отдельных видов хозяйственной деятельности».

Согласно статье 1 указанного Закона, лицензия — это документ государственного образца, удостоверяющий право лицензиата на осуществление отмеченного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока при выполнении лицензионных условий, а орган лицензирования — это орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины (КМУ), или специально уполномоченный исполнительный орган советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности.

Частью 2 статьи 2 того же Закона, в частности, предусмотрено, что лицензирование производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями осуществляется согласно законам, регулирующим отношения в этих сферах.

Таким законом в настоящее время является Закон Украины «О государствен­ном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» (Закон).

В соответствии со статьей 16 Закона контроль за соблюдением его норм осуществляют органы, выдающие лицензии, а также другие органы в пределах компетенции, определенной законами Украины.

Согласно части 4 статьи 17 Закона, решения о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 этой статьи, принимаются органом, выдавшим лицензию на право производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции, определенной законами Украины.

А теперь, учитывая изложенное, попробуем разобраться в некоторых особенностях осуществления контроля за соблюдением норм Закона и за принятием решений о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона.

В Порядке применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона, утвержденном постановлением КМУ № 790 от 2 июня 2003 года (Порядок), указано, что решения о применении финансовых санкций, предусмотренных пунктом 2 этого Порядка (то есть статьей 17 Закона. — Авт.), принимаются руководителем, а в случае его отсутствия — заместителем руководителя органа, выдавшего лицензию на право производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями (Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров Государственной налоговой администрации (ГНАУ), его региональные управления и их территориальные подразделения, Минэкономики), или руководителем (его заместителем) органов МВД, Минздрава, ГНАУ, Госкомстата, Госпотребстандарта в пределах их компетенции, определенной законодательством.

Как видим, согласно Порядку, принятие решений о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона, может осуществлять целый ряд органов. Логичным будет предположить, учитывая положение статьи 16 Закона, что контроль за соблюдением его норм могут осуществлять те же органы. Далее хотелось бы проанализировать соответствующие права, к примеру, органов государственной налоговой службы Украины (ГНС).

Постановлением КМУ «О мерах относительно усиления государственного контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и взиманием акцизного сбора» № 940 от 7 августа 2001 года (Постановление) в составе ГНАУ как самостоятельное функциональное подразделение с правами юридического лица был образован Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров (Департамент), а в составе государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — региональные управления Департамента с правами юридического лица и их территориальные подразделения.

Пунктом 9 Постановления на ГНАУ возложена обязанность разработать и утвердить в недельный срок Положение о Департаменте, в частности, предусмотреть основные задачи относительно участия в реализации государственной политики в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, в том числе:

— лицензирование деятельности субъектов предпринимательской деятельности по производству спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями;

— применение в случаях, предусмотренных законодательством, финансовых санкций к субъектам предпринимательской деятельности за нарушение законодательства по лицензированию производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Приказом ГНАУ № 331 от 21 августа 2001 года было утверждено Положение о Департаменте по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров ГНАУ (Положение).

Согласно Положению, основными задачами Департамента, в частности, являются:

— лицензирование деятельности субъектов предпринимательской деятельности по производству спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и парфюмерно-косметической продукции с использованием спирта этилового, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями;

— применение в случаях, предусмотренных законодательством, финансовых санкций к субъектам предпринимательской деятельности за нарушение требований законодательства, регулирующего отношения в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий.

Таким образом, учитывая положения статей 16 и 17 Закона, Постановления, Положения и Порядка, можно сделать вывод, что со стороны органов ГНС контроль за соблюдением норм Закона и принятием решений о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона, может осуществлять Департамент (его региональные управления и их территориальные подразделения) или же ГНАУ. Что касается последней, то, по всей видимости, обоснованность упоминания о ней в Порядке в качестве органа, уполномоченного принимать решения о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона, можно объяснить статьей 8 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине».

Тем не менее не все так однозначно, и вот почему.

Как было указано выше, частью 4 статьи 17 Закона предусмотрено, что решения о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 этой статьи, принимаются органом, выдавшим лицензию на право производства и торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, спиртом-сырцом виноградным, спиртом-сырцом плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями, и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции, определенной законами Украины.

Но помимо указанной статьи существует еще статья 10 Закона Украины «О Государственной налоговой службе на Украине», определяющая функции государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления, районах в городах, межрайонных и объединенных государственных налоговых инспекциях. В числе таких функций:

— осуществление в пределах своих полномочий контроля за наличием, в частности, лицензий, патентов, иных специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности;

— осуществление контроля за наличием, в частности, марок акцизного сбора на пачках (упаковках) табачных изделий во время их транспортировки, хранения и реализации;

— осуществление контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими розничную торговлю табачными изделиями, максимальных розничных цен на табачные изделия, установленных производителями или импортерами таких табачных изделий.

Кроме того, указанным Законом не преду­смотрено предоставление полномочий относительно осуществления контроля за соблюдением норм Закона и принятия решений о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона, исключительно Департаменту (его региональным управлениям и их территориальным подразделениям), который, как и соответствующие государственные налоговые инспекции, входит в состав органов ГНС или ГНАУ. Следовательно, соответствующей компетенцией наделен не только Департамент (его региональные управления и их территориальные подразделения) и ГНАУ, но и государственные налоговые инспекции всех уровней.

Таким образом, существуют две позиции относительно права органов ГНС осуществлять контроль за соблюдением норм Закона и принимать решения о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона:

1) соответствующие права имеет только Департамент (его региональные управления и их территориальные подразделения) и ГНАУ;

2) соответствующие права имеет Департамент (его региональные управления и их территориальные подразделения), ГНАУ и государственные налоговые инспекции всех уровней.

На мой взгляд, в силу ряда причин, которые я не буду сейчас перечислять (т.к. эта тема заслуживает отдельной публикации), обе позиции имеют слабые места в своем обосновании. В качестве выхода из сложившейся ситуации можно предложить внести изменения в законодательство.

Например, одним из вариантов может быть норма, согласно которой органом лицензирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности по производству спирта, алкогольных напитков, табачных изделий и парфюмерно-косметической продукции с использованием спирта этилового, оптовой торговли спиртом, оптовой и розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями является ГНАУ. При этом ГНАУ необходимо предоставить право делегировать соответствующие полномочия ее нижестоящим органам (в частности, налоговым инспекциям всех уровней). Естественно, в таком случае Департамент (его региональные управления и их территориальные подразделения) необходимо ликвидировать.

Более простым видится внесение изменения в Положение, в соответствии с которым органами, уполномоченными принимать решения о взыскании штрафов, предусмотренных частью 2 статьи 17 Закона, являются также государственные налоговые инспекции всех уровней.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Власти не нужен сильный суд...

Деловая практика

Трудоустройство инвалидов

Законодательная практика

C благими намерениями... в суд

Комментарии и аналитика

Право собственности на земельный пай

Не обижайте маленьких, или ЧП-2005

Имущественный вред

Неделя права

Интернет-издания в законе

Китай поможет Украине

А возмещать ли НДС?

Какая же она, «Русская водка»?

Реестр событий

«Клонирование» на бруньках

На первый, второй рассчитайсь!

Споры двух украинских авиагигантов продолжаются

Судебная практика

Неуполномоченный представитель…

Такие важные «маленькие» подробности

Судебные решения

Вопросы согласования нормативов и наличия прибыли при «инвалидных» спорах должны быть выяснены

Товар в обороте — залог особенный

А был ли сговор?

Отсутствие прибыли не освобождает от уплаты штрафа

Тема номера

Обжалование обжалованию рознь!

Налоговый, но не компетентный

Трибуна

Так кто же такой регистратор сделки?

Частная практика

Адвокатура на пути в Минюст?!

Юридический форум

Кому принадлежит дом?

Налоги для нотариусов

Інші новини

PRAVO.UA