Согласно частям 3, 4 статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», уплата штрафных санкций за несозданные рабочие места для инвалидов осуществляется предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями, в соответствии с законом, из прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). В случае отсутствия средств штрафные санкции могут быть применены путем обращения взыскания на имущество предприятия (объединения), учреждения и организации в порядке, предусмотренном законом.
Судебной палатой по хозяйственным делам Верховного Суда Украины 14 июля 2005 года в открытом судебном заседании была рассмотрена кассационная жалоба Запорожского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов на постановление Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) от 29 марта 2005 года № 6/324 по делу по иску Запорожского областного отделения Фонда социальной защиты к ООО «Лагуна» о взыскании 4586 грн 66 коп. штрафных санкций за не занятые инвалидами рабочие места в 2003 году и установлено следующее.
В сентябре 2004 года Запорожское областное отделение Фонда социальной защиты инвалидов подало в Хозяйственный суд Запорожской области иск к ООО «Лагуна» о взыскании 4586 грн 66 коп. штрафных санкций за не занятые инвалидами рабочие места в 2003 году. Исковые требования мотивированы тем, что ответчик в нарушение статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» не создал 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов.
Решением Хозяйственного суда Запорожской области от 19 ноября 2004 года иск Запорожского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов к ООО «Лагуна» удовлетворен. С ответчика взыскано в пользу истца 4586 грн 66 коп. штрафных санкций.
Постановлением Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 20 января 2005 года вышеуказанное решение суда оставлено без изменений.
Эти решение и постановление мотивированы тем, что ответчик, согласно статьям 19, 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», должен уплатить штрафные санкции за то, что им не было создано 2 рабочих места для трудоустройства инвалидов.
Постановлением ВХСУ № 6/324 от 29 марта 2005 года решение Хозяйственного суда Запорожской области от 19 ноября 2004 года и постановление Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 20 января 2005 года отменены. В удовлетворении иска отказано, поскольку ответчик не имел прибыли за отчетный период, и соответственно штрафные санкции за несоблюдение норматива обеспечения трудоустройства инвалидов не выплачиваются.
Определением Верховного Суда Украины от 26 мая 2005 года открыто производство по пересмотру в кассационном порядке постановления ВХСУ № 6/324 от 29 марта 2005 года по кассационной жалобе Запорожского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов, где поставлен вопрос об отмене данного постановления.
Заслушав докладчика, представителя ООО «Лагуна» и проверив материалы дела, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
Согласно частям 3, 4 статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», уплата штрафных санкций за несозданные рабочие места для инвалидов осуществляется предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями в соответствии с законом из прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). В случае отсутствия средств штрафные санкции могут быть применены путем обращения взыскания на имущество предприятия (объединения), учреждения и организации в порядке, предусмотренном законом.
То есть отказ в удовлетворении такого иска лишь на том основании, что за отчетный период у предприятия не было прибыли, следует считать необоснованным, поскольку анализ содержания указанных норм Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» позволяет сделать вывод, что уплаченные по решению суда штрафные санкции не могут быть отнесены предприятием к себестоимости продукции или предоставленным услугам.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление ВХСУ подлежит отмене, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принятые на основании объективной оценки имеющихся в деле доказательств и в результате правильного применения норм материального права, — остаются в силе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 11117 — 11121 ХПК Украины, Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины постановила:
кассационную жалобу Запорожского областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов удовлетворить;
постановление ВХСУ № 6/324 от 29 марта 2005 года отменить, а постановление Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 20 января 2005 года и решение Хозяйственного суда Запорожской области от 19 ноября 2004 года оставить в силе.
Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.
(Постановление Верховного Суда Украины от 14 июня 2005 года. Дело №6/324. Председательствующий — Барбара В.П. Судьи: Карпечкин П.Ф., Колесник П.И., Лилак Д.Д., Новикова Т.А., Черногуз Ф.Ф.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…