Трудоустройство инвалидов — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №31 (397) » Трудоустройство инвалидов

Трудоустройство инвалидов

Извечная дилемма, с незапамятных времен беспокоящая человечество, — это выяснение, что же первично: яйцо или курица, стакан наполовину полон или наполовину пуст.

Современная дилемма, с которой сталкиваются почти все предприниматели, — это вопрос, кто же все-таки должен первым принять меры, сделать первые шаги по трудоустройству инвалидов — предприятия или соответствующие государственные учреждения.

На мой взгляд, для достижения определенной цели все заинтересованные юридические лица должны делать шаги как навстречу друг другу, так и в направлении социальной цели всего общества — содействовать социальной адаптации инвалидов.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна, хотя (тяжело и очень медленно) хозяйственные суды приходят к выводу, что все-таки первыми инициативу относительно трудоустройства инвалидов, согласно действующему законодательству, должны проявить именно предприятия.

Действительно, в соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» кроме предприятий обязанность содействовать трудоустройству возложена и на государственные учреждения. Но кто должен первым проявить инициативу как не предприятие.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что действующим законодательством сначала возложена на предприятие обязанность совершить определенные действия, а потом государственные учреждения должны подключаться к трудоустройству инвалидов.

Для подтверждения этого были проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Украины, Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» от 21 марта 1991 года, Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года (КЗоТ), постановление Кабинета Министров Украины от 3 мая 1995 года № 314 «Положение о рабочем месте инвалида и порядок трудоустройства инвалидов» (Постановление № 314), Закон Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 года.

В правовых нормах этих актов указано, что сначала рабочее место должно быть создано согласно действующему законодательству, затем предприятие должно проинформировать соответствующие государственные учреждения в установленной законодательством определенной форме, и только потом государственные учреждения должны совершить все необходимые действия по привлечению инвалидов, согласно их собственному желанию, к труду.

Подтверждением необходимости совершения первоочередных действий предприятием для выполнения 4 % норматива создания рабочих мест, а не государственными учреждениями, является обязанность предприятия, возложенная на него действующим законодательством.

Согласно статье 19 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», предприятия обязаны трудо­устроить 4 % инвалидов от общей численности работающих на предприятии.

Подтверждением необходимости предприятия трудоустроить инвалидов является положение статьи 20 данного Закона, устанавливающей обязанность уплатить штрафные санкции в размере среднегодовой заработной платы, если количество работающих инвалидов меньше 4 % норматива.

Другим доказательством фактического трудоустройства инвалидов является пункт 3 Постановления № 314, где отмечается, что рабочее место считается созданным, если оно аттестовано специальной комиссией и введено в действие трудоустройством на нем инвалида.

Вывод: действующим законодательством на предприятие возложено создание рабочих мест путем фактического трудо­устройства на них инвалидов.

Подтверждением того, что на этой стадии соответствующие государственные органы не имеют возможности вмешаться, является КЗоТ, в статье 3 которого отмечается, что прием на работу осуществляется путем заключения трудового договора между работником и собственником предприятия, то есть ни государственные, ни другие органы не могут заставить собственника предприятия заключить трудовой договор с конкретным лицом.

То, что первый шаг предприятия по трудоустройству инвалидов возложен на предприятие, подтверждает и тот факт, что именно на специальную комиссию предприятия возложена обязанность проведения аттестации рабочего места.

Согласно постановлению КМУ № 442 от 1 августа 1992 года, основной целью аттестации рабочего места является урегулирование отношений между собственником и работниками (инвалиды не являются исключением) относительно реализации прав на здоровые и безопасные условия труда.

Инвалиды как лица с устойчивым расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм, спровоцировавшим ограничение жизнедеятельности, как никто иной нуждаются в выявлении на рабочем месте вредных и опасных факторов, которые могут еще больше повредить их здоровью.

Обязанность по созданию безопасных условий труда также возложена на предприятие. Это подтверждают:

— статья 5 Закона «Об охране труда», устанавливающая, что во время заключения трудового договора работодатель должен проинформировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях, согласно законодательству и коллективному договору. Работнику не может предлагаться работа, противопоказанная ему по медицинским выводам и состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора, допускаются лица при наличии вывода психофизиологической экспертизы;

— статья 12 Закона «Об охране труда», отмечающая, что предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, предпринимать дополнительные меры по безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников. В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов согласно медицинским рекомендациям;

— статья 172 КЗоТ, устанавливающая, что в случаях, предусмотренных законодательством, на собственника или уполномоченный им орган возлагается обязанность организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов соответственно медицинским рекомендациям, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда. Вывод: действующим законодательством на предприятие возложена обязанность создания безопасных условий труда и выявления вредных и опасных факторов, которые могут влиять на здоровье инвалида, путем проведения аттестации рабочего места инвалида.

На предприятия также возложена обязанность информировать соответствующие государственные учреждения о созданных аттестованных рабочих местах и желании предприятия привлечь на них инвалидов. Подтверждением этого являются:

— пункт 5 Постановления № 314, согласно которому предприятия обязаны информировать центры занятости, местные органы социальной защиты населения и отделения Фонда социальной защиты инвалидов;

— статья 20 Закона Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года, где отмечается, что на предприятие возложена обязанность содействовать государственной политике занятости путем информирования работников о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе с неполным рабочим днем.

Вывод: на предприятие возложена обязанность по информированию инвалидов и соответствующих государственных учреждений о созданных рабочих местах и о желании предприятия принять на работу инвалидов.

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: первоочередные действия по трудоустройству инвалидов возложены действующим законодательством на предприятия, и уже после определения рабочих мест — проведение на них аттестации и сообщение соответствующим государственным учреждениям; эти государственные учреждения могут, не нарушая законодательства и выполняя возложенные на них обязанности, содействовать предприятию в обеспечении 4 % норматива и привлекать инвалидов по их желанию к работе на предприятии.

С этой точкой зрения соглашается и Высший хозяйственный суд Украины, отметивший в своем постановлении от 31 мая 2005 года по одному из дел, что действующее законодательство Украины обязанность по непосредственному трудоустройству инвалидов возлагает на центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органы местного самоуправления, общественные организации инвалидов, но этому должны предшествовать определенные действия предприятий (объединений, учреждений и организаций) по созданию рабочих мест для инвалидов и соответствующему информированию указанных органов с целью трудоустройства инвалидов.

Хочется пожелать предприятиям не надеяться на наше авось, не ждать, пока вопрос трудоустройства инвалидов будет выясняться в судебном заседании, а принять все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством, и сообщить всем заинтересованным государственным учреждениям о желании предоставить возможность трудоустроиться инвалидам — людям социально незащищенной группы.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Власти не нужен сильный суд...

Деловая практика

Трудоустройство инвалидов

Законодательная практика

C благими намерениями... в суд

Комментарии и аналитика

Право собственности на земельный пай

Не обижайте маленьких, или ЧП-2005

Имущественный вред

Неделя права

Интернет-издания в законе

Китай поможет Украине

А возмещать ли НДС?

Какая же она, «Русская водка»?

Реестр событий

«Клонирование» на бруньках

На первый, второй рассчитайсь!

Споры двух украинских авиагигантов продолжаются

Судебная практика

Неуполномоченный представитель…

Такие важные «маленькие» подробности

Судебные решения

Вопросы согласования нормативов и наличия прибыли при «инвалидных» спорах должны быть выяснены

Товар в обороте — залог особенный

А был ли сговор?

Отсутствие прибыли не освобождает от уплаты штрафа

Тема номера

Обжалование обжалованию рознь!

Налоговый, но не компетентный

Трибуна

Так кто же такой регистратор сделки?

Частная практика

Адвокатура на пути в Минюст?!

Юридический форум

Кому принадлежит дом?

Налоги для нотариусов

Інші новини

PRAVO.UA