Извечная дилемма, с незапамятных времен беспокоящая человечество, — это выяснение, что же первично: яйцо или курица, стакан наполовину полон или наполовину пуст.
Современная дилемма, с которой сталкиваются почти все предприниматели, — это вопрос, кто же все-таки должен первым принять меры, сделать первые шаги по трудоустройству инвалидов — предприятия или соответствующие государственные учреждения.
На мой взгляд, для достижения определенной цели все заинтересованные юридические лица должны делать шаги как навстречу друг другу, так и в направлении социальной цели всего общества — содействовать социальной адаптации инвалидов.
Судебная практика по этому вопросу неоднозначна, хотя (тяжело и очень медленно) хозяйственные суды приходят к выводу, что все-таки первыми инициативу относительно трудоустройства инвалидов, согласно действующему законодательству, должны проявить именно предприятия.
Действительно, в соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» кроме предприятий обязанность содействовать трудоустройству возложена и на государственные учреждения. Но кто должен первым проявить инициативу как не предприятие.
Проведенный анализ нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что действующим законодательством сначала возложена на предприятие обязанность совершить определенные действия, а потом государственные учреждения должны подключаться к трудоустройству инвалидов.
Для подтверждения этого были проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Украины, Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» от 21 марта 1991 года, Кодекс законов о труде Украины от 10 декабря 1971 года (КЗоТ), постановление Кабинета Министров Украины от 3 мая 1995 года № 314 «Положение о рабочем месте инвалида и порядок трудоустройства инвалидов» (Постановление № 314), Закон Украины «Об охране труда» от 14 октября 1992 года.
В правовых нормах этих актов указано, что сначала рабочее место должно быть создано согласно действующему законодательству, затем предприятие должно проинформировать соответствующие государственные учреждения в установленной законодательством определенной форме, и только потом государственные учреждения должны совершить все необходимые действия по привлечению инвалидов, согласно их собственному желанию, к труду.
Подтверждением необходимости совершения первоочередных действий предприятием для выполнения 4 % норматива создания рабочих мест, а не государственными учреждениями, является обязанность предприятия, возложенная на него действующим законодательством.
Согласно статье 19 Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», предприятия обязаны трудоустроить 4 % инвалидов от общей численности работающих на предприятии.
Подтверждением необходимости предприятия трудоустроить инвалидов является положение статьи 20 данного Закона, устанавливающей обязанность уплатить штрафные санкции в размере среднегодовой заработной платы, если количество работающих инвалидов меньше 4 % норматива.
Другим доказательством фактического трудоустройства инвалидов является пункт 3 Постановления № 314, где отмечается, что рабочее место считается созданным, если оно аттестовано специальной комиссией и введено в действие трудоустройством на нем инвалида.
Вывод: действующим законодательством на предприятие возложено создание рабочих мест путем фактического трудоустройства на них инвалидов.
Подтверждением того, что на этой стадии соответствующие государственные органы не имеют возможности вмешаться, является КЗоТ, в статье 3 которого отмечается, что прием на работу осуществляется путем заключения трудового договора между работником и собственником предприятия, то есть ни государственные, ни другие органы не могут заставить собственника предприятия заключить трудовой договор с конкретным лицом.
То, что первый шаг предприятия по трудоустройству инвалидов возложен на предприятие, подтверждает и тот факт, что именно на специальную комиссию предприятия возложена обязанность проведения аттестации рабочего места.
Согласно постановлению КМУ № 442 от 1 августа 1992 года, основной целью аттестации рабочего места является урегулирование отношений между собственником и работниками (инвалиды не являются исключением) относительно реализации прав на здоровые и безопасные условия труда.
Инвалиды как лица с устойчивым расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, следствием травм, спровоцировавшим ограничение жизнедеятельности, как никто иной нуждаются в выявлении на рабочем месте вредных и опасных факторов, которые могут еще больше повредить их здоровью.
Обязанность по созданию безопасных условий труда также возложена на предприятие. Это подтверждают:
— статья 5 Закона «Об охране труда», устанавливающая, что во время заключения трудового договора работодатель должен проинформировать работника под расписку об условиях труда и о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, возможных последствиях их влияния на здоровье и о правах работника на льготы и компенсации за работу в таких условиях, согласно законодательству и коллективному договору. Работнику не может предлагаться работа, противопоказанная ему по медицинским выводам и состоянию здоровья. К выполнению работ повышенной опасности и требующих профессионального отбора, допускаются лица при наличии вывода психофизиологической экспертизы;
— статья 12 Закона «Об охране труда», отмечающая, что предприятия, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной экспертной комиссии и индивидуальных программ реабилитации, предпринимать дополнительные меры по безопасности труда, отвечающие специфическим особенностям этой категории работников. В случаях, предусмотренных законодательством, работодатель обязан организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов согласно медицинским рекомендациям;
— статья 172 КЗоТ, устанавливающая, что в случаях, предусмотренных законодательством, на собственника или уполномоченный им орган возлагается обязанность организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов соответственно медицинским рекомендациям, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда. Вывод: действующим законодательством на предприятие возложена обязанность создания безопасных условий труда и выявления вредных и опасных факторов, которые могут влиять на здоровье инвалида, путем проведения аттестации рабочего места инвалида.
На предприятия также возложена обязанность информировать соответствующие государственные учреждения о созданных аттестованных рабочих местах и желании предприятия привлечь на них инвалидов. Подтверждением этого являются:
— пункт 5 Постановления № 314, согласно которому предприятия обязаны информировать центры занятости, местные органы социальной защиты населения и отделения Фонда социальной защиты инвалидов;
— статья 20 Закона Украины «О занятости населения» от 1 марта 1991 года, где отмечается, что на предприятие возложена обязанность содействовать государственной политике занятости путем информирования работников о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе с неполным рабочим днем.
Вывод: на предприятие возложена обязанность по информированию инвалидов и соответствующих государственных учреждений о созданных рабочих местах и о желании предприятия принять на работу инвалидов.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: первоочередные действия по трудоустройству инвалидов возложены действующим законодательством на предприятия, и уже после определения рабочих мест — проведение на них аттестации и сообщение соответствующим государственным учреждениям; эти государственные учреждения могут, не нарушая законодательства и выполняя возложенные на них обязанности, содействовать предприятию в обеспечении 4 % норматива и привлекать инвалидов по их желанию к работе на предприятии.
С этой точкой зрения соглашается и Высший хозяйственный суд Украины, отметивший в своем постановлении от 31 мая 2005 года по одному из дел, что действующее законодательство Украины обязанность по непосредственному трудоустройству инвалидов возлагает на центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органы местного самоуправления, общественные организации инвалидов, но этому должны предшествовать определенные действия предприятий (объединений, учреждений и организаций) по созданию рабочих мест для инвалидов и соответствующему информированию указанных органов с целью трудоустройства инвалидов.
Хочется пожелать предприятиям не надеяться на наше авось, не ждать, пока вопрос трудоустройства инвалидов будет выясняться в судебном заседании, а принять все необходимые меры, предусмотренные действующим законодательством, и сообщить всем заинтересованным государственным учреждениям о желании предоставить возможность трудоустроиться инвалидам — людям социально незащищенной группы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…