Открывая собственную компанию, стратегически важным элементом для руководителя является правильно расположить офис. Учитывая специфику юридической деятельности, можно выбирать расположение поближе к судам и государственным органам, что позволяет экономить время юристов, а можно пойти навстречу клиентам и расположить офис в центре. На сегодня наблюдаются переезды юрфирм из одного помещения в другое. Какие причины вынуждают переезжать компании: расширение штата, то есть развитие, или, может, наоборот — финансовая нестабильность, которая в виде кризиса затронула немало фирм?
Где предпочитают располагать свои офисы юридические компании — в арендованных или собственных помещениях? Все «за» и «против».
Итак, где же лучше всего расположить офис юридической компании? Партнер ЮК «Правовой Альянс» Илья Костин считает, что офис должен располагаться в максимально комфортном месте — как для клиентов, так и для сотрудников компании. «Работодателю нужно помнить, что, работая в юридическом бизнесе, его сотрудники проводят на рабочих местах, пожалуй, больше времени, чем дома. А значит, офис должен вызывать желание вернуться в него и, конечно же, располагать к работе, а не отвлекать от нее возможными бытовыми вопросами. То, куда мы ездим каждый день, в каких условиях работаем, что каждую минуту видим перед собой, на самом деле оказывает огромное влияние на результаты нашей работы», — говорит г-н Костин.
Однако нужно помнить и о клиенте, который, заходя в офис своего советника, может как укрепиться в своем выборе, так и усомниться в нем. Илья Костин считает: «Чистые, светлые, комфортные помещения, несомненно, располагают к себе. Банальная неряшливость в офисе — от неубранных бумаг до высохших цветов — заставляет на бессознательном уровне провести параллель с отношением к юридической работе. Однако излишнее внимание к эстетическим показателям офиса может быть также губительно. Роскошь, непрактичность, «президентские масштабы» подтверждают высокие доходы компании или же нерациональность и расточительность руководителей? Осознанно или нет, но в очень шикарном офисе клиент может утвердиться в мысли, что все эти блага — его собственные деньги, и сомнительно, что такие траты ему понравятся».
Комментируя территориальное расположение, управляющий партнер ЮФ Aga Partners Аминат Сулейманова обращает внимание на следующие важные моменты: поблизости должен обязательно проходить общественный транспорт, а также должно быть в наличии место для парковки для тех, кто приезжает на автомобиле.
По мнению же управляющего партнера ООО «ЮБ «Деревянчук и Партнеры» Владимира Деревянчука, расположение офиса не является каким-то стратегически важным вопросом в деятельности юридической фирмы. Безусловно, очень удобно, если он находится в непосредственной близости к судам. Но, в первую очередь, офис юридической фирмы должен быть абсолютно комфортным и безопасным как для ее клиентов, так и для всех ее сотрудников.
Решение о переезде компании должно быть всегда взвешенным, а руководство должно просчитать все риски. Как показал опрос, руководители юридических фирм не считают, что экономический кризис сопутствует переезду компании. В частности, г-н Деревянчук отмечает, что только очень веские причины приводят к смене офиса: блестящие успехи — к расширению фирмы, серьезные неудачи — к сокращению.
«Конечно, если компания ощущает на себе воздействие негативных экономических тенденций и вынуждена выбирать статьи расходов, на которых приходится экономить, вопрос о переезде в менее дорогой район может возникнуть», — говорит г-н Костин. — Однако, на наш взгляд, ввиду все большей автоматизации юридического бизнеса вопрос территориального расположения офиса юридической компании не является критическим для ее клиентов. Все чаще для проведения переговоров используются новые технологии связи (теле- и видеоконференции, вебинары и прочие включения). Для клиента важным является то, чтобы его консультант мог оперативно выйти на связь в любой момент, когда ему необходима профессиональная помощь. А уже откуда именно — непринципиально».
Для осуществления юридической деятельности необходимо помещение. Что выгоднее — арендовать или приобрести собственное? Аминат Сулейманова считает, что приобретать офис рационально исключительно тогда, когда ты единоличный собственник фирмы и когда у юристов отсутствуют перспективы войти в круг партнеров. «Преимущества в таких случаях очевидны — личное капиталовложение и экономия на аренде. Недостатки появляются, если помещение находится в собственности группы лиц: сложность разделения имущества, его оценка при выходе кого-то из участников, включении новых и т.д.».
Того же мнения и г-н Костин, который считает, что для оптимизации расходов компании проще приобрести офис. Для этого партнеры изымают большую сумму из оборота, из своего кармана и «замораживают» активы в недвижимости. «Вопрос в том, насколько это экономически целесообразно. Общая собственность отягощает отношения между партнерами. Партнер должен прийти/уйти без вопросов дележа — делить нужно лишь счета. Если юридической компанией владеет единоличный собственник, возможно, вариант владения недвижимостью более уместный. Однако, с нашей точки зрения, это не лучшая форма для ведения юридического бизнеса», — резюмирует Илья Костин.
Чтобы избежать форс-мажора и не потерять помещение вследствие расторжения договора аренды, г-н Деревянчук также считает, что надежнее иметь свой офис: «Это более выгодно — не зависишь от нестабильности рыночных цен на аренду нежилой недвижимости, капризов арендодателя. Наличие помещения в собственности компании свидетельствует о ее стабильности, вызывает у сотрудников уверенность в завтрашнем дне, повышает дух корпоративности, а также положительно сказывается на эффективности труда. Офис ЮБ «Деревянчук и Партнеры» находится в собственности одного из партнеров, поэтому компания и сотрудники чувствуют себя в нем «как дома», а не «как в гостях».
А, например, офис ЮФ Aga Partners со дня ее основания находится в одном и том же арендуемом помещении. Покупать свое собственное они не планируют. «Плюсы нашего местоположения в том, что мы находимся в бизнес-центре, и все хозяйственно-коммунальные вопросы решаются нашим арендодателем. У нас удобная парковка, хорошая транспортная развязка и т.д. Что мы теряем? Да ничего мы, в общем, не теряем. Мы просто платим аренду», — делится опытом г‑жа Сулейманова.
Открывая офис в Киеве, компания «Правовой Альянс» однозначно выбрала вариант аренды офиса. Мобильность, оперативность — одни из лучших достоинств, которые открывает аренда. «Арендуя офис в удобном для нас месте, мы не ограничиваем себя искусственными препятствиями и создаем более комфортные условия как для сотрудников, так и для клиентов. Порой, если компания владеет своей недвижимостью, она практически не может расширяться, так как докупать помещения либо заниматься перепланировкой офиса — масштабное и дорогостоящее предприятие», — подытоживает г-н Костин.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…