Вне зоны доступа — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (726) » Вне зоны доступа

Вне зоны доступа

Юридический бизнес, пожалуй, как никакой другой требует максимальной защищенности и собственных данных, и информации, поступающей от клиентов. Несмотря на то, что традиционное хранение клиентских дел в картонных папках и больших шкафах все еще не кануло в Лету, особое внимание руководству юридических фирм приходится уделять защите доступа к информации, содержащейся на электронных носителях.

Каким образом хранить информацию в электронном виде, чтобы при максимальном удобстве использования были гарантированы ее конфиденциальность и безопасность — на этот вопрос каждая юридическая фирма отвечает по-своему. Степень защиты информации в компании обычно зависит от уровня резонансности сопровождаемых дел, требований клиента, опасений руководства в отношении утечки информации, а то и не всегда обоснованного стремления к конспиративности всех своих замыслов. Исходя из этого и выбираются те или иные инструменты, обеспечивающие конфиденциальность и сохранность информации: традиционный носитель, защищенный соответствующим програм­мным обеспечением, шифрование электронной переписки, ключ доступа для входа в сеть и т.д.

Игра «в прятки»

Как бы то ни было, наиболее уязвимым в этом отношении является сервер компании. Именно ему чаще всего приходится принимать на себя удар со стороны неожиданно нагрянувших правоохранительных и проверяющих органов. В связи с этим в последнее время на рынке юридических услуг прослеживается тенденция к удаленному хранению сервера. Причем IT-специалисты рекомендуют использовать для этих целей уже не только специально предназначенные дата-центры, но и все больше «перемещаться в виртуальный мир» — кому что больше по душе.

Впрочем, в одном большинство из них едины: традиционному носителю всей жизненно важной для юрфирмы информации в офисе уже не место. Ведь, несмотря на наличие законодательной нормы об адвокатской тайне, на которую так рассчитывает клиент, передавая зачастую свои уставные и прочие документы на хранение адвокату, всем известны случаи «пренебрежения» ею со стороны правоохранительных и контролирующих органов, когда в поле особого внимания попадает клиент адвоката, а то и сам защитник. Минимизировать злоупотребления в виде несанкционированного обыска или изъятия документов и призван так называемый виртуальный сервер, который обычно арендуется юридиче­скими фирмами.

Руководитель направления информационных технологий ЮФ «Международная юридическая служба» Евгений Ткаченко уверен, что любой грамотно построенный бизнес нуждается в максимальной степени защиты информации, и юридическая фирма — не исключение. «Существуют два варианта размещения серверного оборудования в компании. Первый — создание собственной площадки на базе, к примеру, офиса компании. Это позволяет осуществлять, помимо программного, также физический контроль за носителями информации. Однако не дает абсолютной защиты от визита «незваных гостей, — предостерегает эксперт. — Второй вариант — вынесение серверного оборудования на внешнюю площадку. Основой в таком случае могут послужить дата-центры крупных интернет-провайдеров и специализированных компаний. Ими сформированы целые пакеты подобных услуг, именуемые collocation. Спецификой схемы, основанной на удаленном доступе к информации, является необходимость создания защищенного канала связи от офиса компании к площадке, на которой размещен сервер. Данный вариант, хоть и сложнее, но является более защищенным и рекомендуется нами».

В то же время следует учитывать, что любая система защиты информации подвержена различным угрозам. «Это может быть человеческий фактор, отказы и сбои оборудования, другие чрезвычайные ситуации. Если кто-то вас уверяет, что система на 100 % безопасна, скорее всего, он кривит душой либо имеет низкую квалификацию», — убежден IT-менеджер ЮФ «Кибенко, Оника и Партнеры» Александр Куштым. Чтобы сделать работу компьютерной системы более слаженной, специалист рекомендует отделять внешнюю сеть от внутренней, контролировать трафик внутри сети и его выход наружу, разграничивать уровни доступа и права на создание, редактирование, чтение и удаление информации. Немаловажным фактором он считает также обучение сотрудников основным правилам безопасности по работе с данными.

«Идеальной будет система, которая позволяет достичь баланса между защищенностью информации и удобством использования. Третьим важным фактором является стоимость такой системы, которая должна соответствовать общему уровню фирмы и дел, которыми она занимается», — делится стратегической формулой партнер ЮФ «Саенко Харенко» Назар Чернявский. По мнению же руководителя отдела информационно-технического обеспечения ЮФ «Салком» Игоря Дмитриева, идеальная система защиты данных — та, которая вводится сверху, учитывает бизнес-требования в области построения и применения и отвечает специфическим требованиям и ключевым показателям эффективности для бизнес-менеджмента.

«Сохранил» себя — «сохрани» клиента

Создание собственной системы защиты данных является одним из инструментов, который позволяет не только контролировать информацию на более высоком уровне, но и оказывать соответствующие услуги. «Мы не только создали собственную систему защиты данных, но и неоднократно предоставляли нашим клиентам юридические консультации, связанные с предупреждением рисков утечки информации, регулированием ответственности по защите персональных данных, криптографии, защите интеллектуальной собственности и другим сопутствующим вопросам», — рассказывает Сергей Гребенюк, старший юрист ЮБ «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры».

Юридическая компания инвестировала более 100 тыс. дол. США в уникальные технологии и серверы, которые расположены в одной из зарубежных юрисдикций. Такое решение, по словам г-на Гребенюка, было направлено на то, чтобы обеспечить сохранность и неприкосновенность информации клиентов фирмы. Кроме того, это обеспечивает бесперебойную работу различных сервисов (почта, удаленный доступ ко всем документам, архиву и т.д.), что весьма актуально для юристов, которые часто ездят в командировки и имеют возможность продолжать вести дела клиентов. В выбранной юрисдикции очень хорошо защищено право собственности и конфиденциальность, в отличие от стран СНГ.

Еще один немаловажный фактор, который следует учитывать при работе с информацией в электронном виде, — отношение персонала к защищенным данным. «В основе корпоративной безопасности — понимание необходимости защиты данных компании и внимание к самым, даже, казалось бы, незначительным данным. Правильная кадровая политика должна быть подстрахована системой распределения доступа разных категорий сотрудников к разной категории информации. Кроме того, можно ограничить использование в компании таких носителей информации, как флешки, диски и т.д.», — рекомендует советник ЮК «Правовой Альянс» Андрей Горбатенко. По его мнению, в компании должна быть внедрена политика, запрещающая хранить на оборудовании фирмы какие-либо данные, не касающиеся работы.

С советником юрфирмы согласен и генеральный директор компании «Авиком Бизнес Технологии» Евгений Байдаков — в его компании рекомендуют отдавать приоритет не только техническим системам контроля: «Специфика юридического бизнеса состоит в том, что все сотрудники на виду. Тщательный отбор персонала, его мотивация и постоянный контроль работы дают лучший результат, чем использование технических средств. В юридической фирме можно чувствовать настроения сотрудников — в крупной корпорации, например, это невозможно».

Говоря о проблеме хищения и утечки информации сотрудниками юридической фирмы, г-н Байдаков называет это «разгильдяйством», поскольку информация зачастую выходит за пределы офиса даже не потому, что кто-то хочет ее украсть, а потому, что ее просто выносят из офиса на бумаге, флешках и других носителях. Стандартными средствами защиты данных в этом случае, по его мнению, являются электронный документооборот, а также разработка политик и регламентов работы с информацией, в которых указано, в каких случаях и как именно следует поступать. Такие шаги смогут обеспечить для юрфирмы достаточно высокий уровень информационной безопасности.

Семь раз отмерь

Однако следует соразмерять средства, которые компания инвестирует в свою информационную безопасность, и стоимость информации, которая может быть похищена, а также критически оценивать ее конфиденциальность. «Юридические компании относятся к категории малого и среднего бизнеса, и те IT-решения, которые используются в области крупного бизнеса, для юристов чаще всего не применимы. Поэтому необходимо соизмерять расходы на защиту информации с масштабом бизнеса», — рекомендует Евгений Байдаков. И обращает внимание на две особенности, связанные со спецификой юридического бизнеса. Во-первых, юристы могут участвовать в крупных клиентских сделках или вести клиентские проекты, по которым разглашения информации быть не должно до момента наступления определенного события. Во-вторых, юристы могут участвовать в судебных процессах, часть сведений по которым должна быть закрытой до принятия судом решения.

Если посмотреть на клиентскую информацию сквозь призму этих двух особенностей, можно прийти к выводу, что информации, действительно являющейся конфиденциальной, в юридических фирмах не так много, как может показаться на первый взгляд. К тому же, со временем информация, учитывая объективные причины, большей частью утрачивает и конфиденциальность, и ценность с точки зрения предмета хищения.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Спорное подорожание

Актуальный документ

Документы и аналитика

Пересмотр по-новому

Акцент

Светит европейская звезда?

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принципы государственной службы изменили

Новые правила избирательного процесса

Парламент смягчил наказание за некоторые преступления

Государство и юристы

Кодекс в мешке

Документы и аналитика

Казначейская vs. банковская тайна

Возмещение ущерба – на потерпевшем

Презентован новый Арбитражный регламент ICC

Книжная полка

С учетом последних изменений

Неделя права

Новости из-за рубежа

Судьи против усиления ответственности

Наказаны за убийства 20-летней давности

Борьба с наркотуризмом

Неделя права

Служебноквартирный вопрос

Месяц на учет

Жюри определило победителей

Неиспользуемый источник

Редакционный непорядок

Новости из зала суда

Судебная практика

В. Продаевич обжалует в суде свое увольнение с админдолжности

Судья обжалует действия Президента и ВККС

Суд признал незаконным взимание налога на доходы с пожизненного содержания судей

Новости юридических фирм

Частная практика

Salans выступает юридическим советником Группы Прайм в отношении привлечения инвестиций от EVF

В Киеве прошла 2-я ежегодная налоговая конференция

ЮФ «ОМП» представляла интересы инвестфонда JadenFinch Investments

Управляющий партнер «Авеллум Партнерс» рассказал об украинских юридических аспектах успешного IPO

Integrites, EKN и Finnvera провели семинар по торговому финансированию

Schoenherr консультирует Оsterreichische Volksbanken AG по продаже Volksbank International AG Сбербанку России

Отрасли практики

Налоги сбили на взлете

Ипотека гибнет за кредит

Акционеры-вредители

Маркетинг примеряет маски

Обратная сторона проверки

Офисные технологии

Юридические широты

Путь к офису лежит через аренду?

Базовые ресурсы для юристов

Мелочь, а эффективно

Дистанционная помощь

Вне зоны доступа

Рабочий график

На второй раунд за «титулом» судьи

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Предел совершенствования

Заемщики — тоже потребители

Судебная практика

Судебные решения

О праве на жилье

Судебная практика

Страховщикам море по колено

Тема номера

Оговорка имеет значение

Об арбитраже замолвите слово

Место спора изменить нельзя

Коррупция под мантию попала

Частная практика

Рекламный «реквизит»

Юридический форум

Мыслить глобально

Інші новини

PRAVO.UA