Главной целью технологических парков является деятельность по выполнению инвестиционных и инновационных проектов, производственное внедрение наукоемких разработок, высоких технологий и конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Правовые и экономические основы внедрения и функционирования специального режима деятельности технологических парков определяются специальным Законом.
Так, с 1 января 2000 года вступил в силу Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков» от 16 июля 1999 года.
За семь лет существования этого Закона в него было внесено семь изменений, которыми, в частности, изменялся круг субъектов, корректировался механизм регистрации, рассмотрения и экспертизы инвестиционных и инновационных проектов технологических парков, расширялся терминологический словарь и т.п. Но только последние изменения, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25 марта 2005 года и Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» и другие законы Украины» от 12 января 2006 года, вызвали массу разногласий при выполнении зарегистрированных инновационных и инвестиционных проектов технологических парков.
Рассмотрим один из аспектов, мешающих беспрепятственному функционированию технологических парков и их участников, дочерних и совместных предприятий. Словом, попробуем определить, действует ли Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» при выполнении зарегистрированных инновационных и инвестиционных проектов технологических парков.
Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25 марта 2005 года внесены изменения в Закон Украины «О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков», согласно которым исключены:
— статья 4, предусматривавшая особые условия налогообложения для технологических парков и их участников, дочерних и совместных предприятий;
— часть 3 статьи 8, которой государство гарантировало стабильность специального режима инвестиционной и инновационной деятельности технологических парков.
Таким образом, со дня вступления в силу Закона от 25 марта 2005 года, а именно с 31 марта 2005 года, налогообложение технологических парков и их участников, дочерних и совместных предприятий должно было осуществляться на общих основаниях, определенных законами Украины по вопросам налогообложения.
Законом от 12 января 2006 года, вступившим в силу с 1 февраля 2006 года, Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» (Закон) изложен в новой редакции.
Новая редакция Закона определяет правовые и экономические основы внедрения и функционирования специального режима инновационной деятельности технологических парков. При этом Закон не предусматривает реализацию инвестиционных проектов. Для реализации проектов технологических парков Закон предусматривает предоставление бюджетной поддержки путем внедрения целевых субсидий в виде налоговых льгот (статьи 6 и 7 Закона).
Вместе с тем пунктами 2 и 3 раздела III «Заключительные положения» Закона определено, что для инновационных и инвестиционных проектов технологических парков, специальный режим инновационной деятельности которых прекращен Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины», продлевается срок их выполнения на период с 31 марта 2005 года до дня вступления в силу этого Закона, то есть до 1 февраля 2006 года. Проекты технологических парков, зарегистрированные в установленном порядке до 1 января 2005 года, продлевают свое действие со дня вступления в силу этого Закона на условиях, сформулированных в этом Законе.
Указанные пункты содержат положения, по моему мнению, не отвечающие принципу юридической определенности, что позволяет неоднозначно их понимать и по-разному применять на практике.
Например, положение пункта 2 раздела ІІІ «Заключительные положения» Закона можно понимать так: проекты технологических парков, зарегистрированные до 1 января 2005 года, в период с 31 марта 2005 года до 1 февраля 2006 года продолжают выполняться с применением специального режима налогообложения, действовавшего ранее, или без применения такого режима.
Положение пункта 3 указанного раздела Закона можно понимать следующим образом. Проекты технологических парков, зарегистрированные в установленном порядке до 1 января 2005 года, продолжают свое действие при условии их государственной регистрации согласно статье 4 Закона, поскольку их регистрация является одним из условий распространения на них предусмотренных Законом налоговых льгот; или продолжение их действия не нуждается в такой регистрации.
При таких обстоятельствах решение затронутого проблемного вопроса возможно путем внесения соответствующих изменений (уточнений) в Закон Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» или представления обращения в Конституционный Суд Украины относительно предоставления официального толкования указанных положений Закона.
МАНДРА Сергей — юрист ООО «Юридическая фирма «Лавринович и Партнеры», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…