Не теряет своей актуальности тема финансирования судебной власти. Реформирование данного института стало предметом обсуждения практически во всех государственных органах, общественных организациях и учреждениях. В то же время эти разговоры долго оставались только разговорами и никакого воплощения в жизнь не имели. В качестве одной из причин, по которой процесс реформирования института финансирования судебной власти столь долго затягивался, можно назвать отсутствие специального законодательства. Таким образом, два законопроекта, которые призваны урегулировать данную сферу финансирования, можно считать определенным сдвигом с мертвой точки. Правда, «сдвиг» оказался не менее дискуссионным, нежели состояние до него. Рассмотрим подробнее грядущие перемены в сфере финансирования судебной власти.
31 марта с.г. министр юстиции Украины Сергей Головатый подал на рассмотрение Кабинета Министров Украины проект Закона Украины «О судебном сборе». В проекте Закона вводится понятие «судебный сбор» и предлагается замена им уже существующей на данный момент уплаты государственной пошлины, определенной Декретом КМУ «О государственной пошлине». В законопроекте также полностью разработаны размеры ставок, льготы, порядок уплаты и возмещения судебного сбора, предусмотрены объекты налогообложения.
По мнению разработчиков законопроекта, в аспекте соблюдения конституционного права граждан на обращение в суд за защитой своих прав и свобод проект Закона отличается лояльными размерами ставок судебного сбора. В гражданском судопроизводстве судебный сбор будет устанавливаться исходя из минимальной заработной платы на Украине.
Впрочем, если проанализировать установленные в законопроекте ставки, то их лояльность не будет такой уж очевидной, как об этом говорят разработчики. К примеру, подача административного иска неимущественного характера будет «стоить» 35 грн, что существенно выше действующей на данный момент ставки. И это при том, что в государстве каждый день декларируется принцип доступности судебной защиты, особенно в административном процессе. Что касается оплаты судебного сбора при обращении в хозяйственные суды, то его размер также будет увеличен. Причин для этого несколько: более выские доходы юрлиц по сравнению с доходами физлиц, а также дисциплинарный эффект повышения ставок судебного сбора. В то же время далеко не у всех такая политика ставок вызвала энтузиазм и одобрение. 27 апреля с.г. на заседании Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права многие присутствовавшие высказались против увеличения ставок судебного сбора. В первую очередь в связи с тем, что далеко не все могут себе позволить уплачивать такие суммы в Государственный бюджет Украины, чтобы защитить свои права.
Законопроектом также предусматривается существенное сокращение льгот на оплату судебного сбора в сравнении с тем количеством, которое предусмотрено в действующем Декрете. Напомним, что в указанном акте предусмотрены 43 категории дел, по которым физические и юридические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Разработчики потенциального Закона предусмотрели целевое использование полученных средств. В частности, они будут направляться на обеспечение потребностей судебной власти, так что в перспективе у Государственной судебной администрации Украины может появиться еще одна «доходная статья». Тем не менее данное положение может быть реализовано только в случае принятия еще одного законопроекта — «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Украины касательно финансирования судебной власти». В законопроекте, в частности, предлагается внести изменения в статью 120 Закона «О судоустройстве Украины». А именно: дополнить ее положением о том, что все поступления от оплаты судебных расходов, средств, полученных от реализации имущества, конфискованного по решению суда, зачисляемые в Государственный бюджет Украины, направляются на развитие судов. Обязательная привязка к вышеуказанному законопроекту «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Украины касательно финансирования судебной власти» продиктована тем, что сам законопроект «О судебном сборе» не предусмотрел в своих Заключительных положениях внесение изменений в Закон «О судоустройстве Украины» касательно целевого использования судебного сбора.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…