Для юридического сопровождения «Евровидения-2017», которое проводилось в Киеве, Национальная телерадиокомпания Украины (НТКУ) привлекла внешнего юридического советника, которым стала юридическая фирма «Салком». Партнеры «Салком» Тимофей Сикорский и Эдуард Трегубов поделились впечатлениями от процесса консультирования, рассказали, с какими трудностями пришлось столкнуться и удалось ли получить удовольствие от столь напряженной работы.
— Консультирование такого масштабного конкурса, как «Евровидение», — настоящий вызов для юристов. Почему вы решили принять участие в этом проекте и был ли у «Салком» опыт сопровождения подобных мероприятий?
Тимофей Сикорский (Т.С.): Выбор юридического консультанта для «Евровидения» осуществлялся согласно Закону Украины «О публичных закупках». Тендерная процедура была переговорной, то есть заказчик проводил переговоры с потенциальными исполнителями услуг и выбирал лучшего. В законодательстве есть перечень исключительных случаев, для которых можно проводить такую процедуру, и специально для «Евровидения» в вышеупомянутый Закон парламентом были внесены изменения: тендеры на услуги, необходимые для проведения конкурса в этом году, разрешили осуществлять путем переговоров в соответствии с установленным Кабинетом Министров Украины перечнем.
Эдуард Трегубов (Э.Т.): Мы имели кадровый и экспертный потенциал для того, чтобы включиться в подготовку «Евровидения». Хотя для Украины это мероприятие действительно уникального масштаба, но у нашей фирмы есть опыт работы на крупных мероприятиях. В частности, мы в качестве юридического советника сопровождали несколько крупных маркетинговых акций, когда мобильные операторы проводили большие розыгрыши призов (квартир, машин и т.д.). В таких случаях работа юристов начиналась с построения правовой конструкции: сколько нужно подрядчиков, как построить договорные отношения, как правильно оценить налоговую нагрузку и т.п., а заканчивалась выдачей призов «под ключ». Поэтому у нас было понимание не только характера работы, но и способов оптимизации процесса на подобных шоу.
— Большая ли команда юристов принимала участие в данном проекте? И какая оплата вашей работы предусмотрена договором?
Э.Т.: Всю рабочую группу возглавлял Тимофей Сикорский. Для него этот проект особенно важен, ведь он стал партнером юрфирмы «Салком» совсем недавно.
Т.С.: Действительно, для меня это первый самостоятельный проект в качестве партнера и сразу такой почетный! В пиковые периоды к работе привлекались еще два партнера и восемь юристов. Что касается оплаты, то она почасовая, то есть проводится за фактически отработанное время, исходя из задач клиента. Указанная в договоре сумма в размере 2 млн 800 тыс. гривен — это максимальная стоимость, которую мы не можем превышать. Кстати, договор с НТКУ доступен всем на Prozorro — там можно детально ознакомиться со всеми условиями.
— Какие юридические услуги вы предоставляли организатору конкурса?
Т.С.: Если бы существовал некий справочник всех возможных видов юридических услуг и нужно было бы выбирать из него, то можно сразу смело отметить все. Если серьезно — задачи ставили разноплановые: это договорная работа, сопровождение тендерных процедур, работа с иностранными контрагентами, решение вопросов в сфере авторского права и интеллектуальной собственности, валютного законодательства и многое другое. Это мощный вызов для юристов — успевать за требованиями заказчика, не выпадать из потока событий и даже опережать их, думать наперед, то есть быть частью команды «Евровидения», а не ждать поручений, как простой исполнитель.
Э.Т.: Основой нашей работы было, конечно же, договорное право, потому что нужно было со всеми подрядчиками найти общий язык, и по многим контрагентам возникали различные нюансы. Приходилось использовать не сухой юридический язык, выступали даже в роли медиаторов. Причем эта работа велась в основном на английском, потому что было много иностранных контрагентов, которые привлекались к предоставлению услуг на «Евровидении».
— Приходилось ли решать какие-то особенные проблемы, связанные именно со спецификой проведения «Евровидения»?
Э.Т.: На шоу много вопросов было связано с правами потребителей. Юристам эмоционально привычнее общаться с коллегами или клиентами и несколько сложнее — с реальными людьми, купившими, например, билеты, которые по разным причинам могли не просканироваться на входе. Приходилось буквально дежурить в сервисных центрах, чтобы оперативно решать проблемные ситуации. Иногда зрители, пришедшие в МВЦ, не осознавали, что это не обычный концерт, а съемочная площадка телешоу, где съемочный процесс диктует зачастую не очень удобные для зрителей правила.
Т.С.: Наша работа была своего рода кризис-менеджментом. В частности, многие юристы могут просто объяснить человеку, который столкнулся с нарушением прав потребителей, куда ему жаловаться. И совсем другое дело, когда реагировать нужно очень быстро: шоу уже началось, человек, билет которого почему-то не просканировался, слышит звуки любимых песен, а войти не может. Вот тут юрист должен объяснить ему, почему так получилось, кто виноват и как быть дальше. Тут нужна не только грамотная правовая позиция, но и результат — человек должен быть хоть как-то удовлетворен, конечно же, на законных основаниях. Ряд других важных правовых проблем и критических ситуаций в ходе многомесячной подготовки мы не можем раскрывать в силу условий конфиденциальности.
— Несомненно, знаний и профессионализма вашим юристам хватало, а справлялись ли психологически?
Т.С.: Да, нагрузка была большой, ведь приходилось практически в круглосуточном режиме и без выходных координировать работу нашей юридической команды, распределять задачи, правильно ставить акценты, определять приоритеты, а также учитывать все возможные варианты развития того или иного события. Но мы сразу подобрали команду, готовую именно к такой интенсивности работы. Если к этому добавить объем работы, пришедшейся на майские праздники, когда страна «отдыхает», то остальное можете себе представить сами.
Э.Т.: Была еще одна сложность, которая отличает этот проект от других, — логистика. МВЦ, где проводился конкурс, расположен на Левобережке, главный офис НТКУ — на Мельникова, то есть в другой части Киева, контрагенты находились в третьей части, переговоры могли проводиться в четвертой. Работали мы без выходных, а в дни проведения репетиций и прямых эфиров постоянно находились в МВЦ, работая в режиме «мобильного офиса».
— На «Евровидении» не обошлось без интриг, скандалов, расследований. Повлияла на вашу работу эта сторона проведения конкурса?
Т.С.: Надо отдать должное организатору «Евровидения» — руководство НТКУ всегда было открыто к диалогу с журналистами, несмотря на занятость, давало интервью. Но, к сожалению, тот материал, который потом выходил в эфир или в печать, по нашему мнению, не всегда соответствовал действительности, поэтому я не исключаю дальнейшей работы по защите деловой репутации и вижу хорошую перспективу в этом направлении. Что самое интересное: когда смотришь журналистское расследование по какому-то вопросу, с которым ты не работал, все выглядит вроде бы убедительно, но в случае с «Евровидением», в которое вложил свою душу и знаешь многие юридические детали изнутри, досадно было видеть, как раздувают скандал на ровном месте.
Э.Т.: Нам почему-то присуща потребность критиковать самих себя, искать черную кошку в темной комнате, особенно если там ее нет. Журналисты в поисках сенсаций порой разрешали себе уж слишком необъективные публикации, в СМИ выбрасывалась непроверенная информация, фейки, все это активно обсуждалось. Люди смотрели на Prozorro цену какого-нибудь контракта, не интересуясь подробностями. Реагировать на все необъективные публикации не было времени, поскольку максимальная концентрация НТКУ была направлена именно на успешное проведение шоу, а особенно — на вопросы безопасности. Самое важное, что в результате все прошло спокойно и все получили удовольствие.
— А вы как юристы получили удовольствие от работы на «Евровидении»?
Т.С.: Удовольствие чисто профессиональное, конечно же, было. Удовольствие от тяжелого изнурительного труда, который приносит пользу не только клиенту, но и лично тебе самому, поскольку позволяет усовершенствовать твои навыки. Сейчас закончилась только медийная часть шоу, а впереди еще большой массив работы, процесс актирования подрядчиков, подписания дополнительных соглашений, вывоз оборудования и т.д.
Э.Т.: Работа на «Евровидении» — это работа с необычными, творческими людьми, это проведение переговоров с международными и отечественными специалистами высочайшего уровня. Поэтому опыт, конечно, классный и незабываемый. «Евровидение» прошло успешно, и Украина, Киев должны этим гордиться. А мы как юристы тоже ценим свой вклад и результат.
(Беседовала Юлия ШЕШУРЯК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…