Об актуальных тенденциях в сфере трансфертного ценообразования и прогрессе Украины по реализации Плана BEPS мы говорили с Ярославом Романчуком, управляющим партнером Международного правового центра EUCON, и Ларисой Врублевской, партнером, руководителем практики трансфертного ценообразования (ТЦО) МПЦ EUCON.
— Какие факторы повлияли на ваше решение развивать практику в сфере трансфертного ценообразования?
Ярослав Романчук (Я.Р.): Трансфертным ценообразованием я начал заниматься еще в 2010 году, будучи на тот момент членом Налогового комитета ICC в Париже. Окончательное понимание того, что нашей стране придется имплементировать правила ТЦО, пришло в 2012 году после выездного заседания комитета, которое проходило в Индии, в Нью-Дели.
Основным вопросом повестки дня заседания было внедрение правил ТЦО в мире, а на следующий день после заседания все члены комитета приняли участие в конференции, на которой основными докладчиками выступили представители ОЭСР и министр финансов Индии.
После возвращения из командировки и обсуждения актуальности этого вопроса с Ларисой Врублевской мы окончательно решили: начинаем изучать международное законодательство и документы ОЭСР в этой области. В этом же году мы с Ларисой вошли в состав рабочей группы по разработке украинского национального законодательства.
Кстати, по моей инициативе и с моим участием, при поддержке тогдашнего руководства налогового органа были переведены Руководства ОЭСР по трансфертному ценообразованию и размещены на сайте ведомства.
Практику ТЦО в EUCON мы выделили из налоговой практики, возглавила ее Лариса, а я стал соруководителем практики. Вот в таком тандеме мы и работаем: я — адвокат, а она — аудитор, своего рода синергия.
Коллектив в практику подбирали по двум критериям: это профессионализм и порядочность. Профессионализму мы можем научить, а вот порядочность воспитывается с детства.
— В международной практике трансфертное ценообразование является серьезным рычагом контроля за полнотой уплаты налогов. Когда система контроля, по вашему мнению, эффективно заработает у нас?
Я.Р.: У нас сейчас проходит этап адаптации к правилам ТЦО. Украинским плательщикам налогов дают возможность разобраться с новым законодательством и внести коррективы в модели деятельности. Налоговый контроль в этой сфере ведется довольно осторожно. Проверки, конечно, проводятся, но их пока немного. Внимание фискальной службы было привлечено в большинстве своем к операциям экспорта сырьевой продукции. Но, думаю, период адаптации подходит к концу и действия налоговых органов уже в ближайшее время будут более активными. Последние полученные запросы на предоставление информации о контролируемых операциях показывают, что налоговики приобрели достаточный опыт и запрашивают информацию детально и грамотно.
— C 2017 года Украина присоединилась к числу стран, которые выполняют требования Плана BEPS, что это означает для наших плательщиков налогов?
Лариса Врублевская (Л.В.): Как минимум на Украине будут имплементироваться минимальные стандарты Плана, которые включают четыре основных шага. Это борьба с уходом от налогообложения, в том числе при помощи законодательства в сфере ТЦО, пересмотр налоговых конвенций между государствами с целью избежания злоупотреблений, раскрытие информации об использовании схем агрессивного налогового планирования и повышение эффективности механизмов разрешения споров по применению договоров об избежании двойного налогообложения между странами. Кстати, первые действия на этом пути уже осуществляются, уже пересмотрены конвенции с Кипром и Мальтой, к слову, конвенция с Мальтой в конце апреля была ратифицирована парламентом. Законодательство о трансфертном ценообразовании также совершенствуется с учетом международных стандартов.
В целом эти меры должны привести к тому, что многие оптимизационные модели международного налогового планирования станут неэффективными, а уплата налогов в юрисдикциях, генерирующих прибыль, — неизбежной. В соответствии с этим трансфертное ценообразование будет одним из ключевых элементов противодействия уходу от налогообложения наряду с определением бенефициарных собственников, правилом тонкой капитализации и другими мерами.
— Как повлияют мировые тенденции на наше законодательство в сфере ТЦО?
Л.В.: Очевидно, что наиболее вероятными ближайшими изменениями станут нормы, предусмотренные пунктом 13 Плана BEPS. Имеются в виду расширенные требования к подготовке документации по трансфертному ценообразованию, предусматривающие ее трехуровневую структуру в локальном разрезе и в группе в целом. Также, думаю, будут приняты изменения подходов к обоснованию уровня цен во внутригрупповых операциях предоставления разных услуг. Таких операций в рамках холдинговых структур много, и эти изменения позволят несколько упростить подготовку документации. Соответствующие законопроекты уже разработаны, так что это не займет много времени. В целом считаю наше законодательство в этой сфере довольно современным.
— Когда Украина полноценно сможет участвовать в мероприятиях по автоматическому обмену налоговой и финансовой информацией?
Я.Р.: Украина присоединилась к Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (разработанной ОЭСР в 1988 году) около десяти лет назад. Согласно этой Конвенции, может осуществляться как обмен информацией по запросу, так и автоматический обмен. Однако для участия в автоматическом обмене нам еще следует подписать Многостороннее соглашение об автоматическом обмене информацией, которое регламентирует механизмы такого обмена и стандарты отчетности для него.
— На что плательщику налогов целесообразно обратить внимание во избежание рисков при трансфертном ценообразовании?
Я.Р.: Каждый выбирает для себя оптимальные варианты. Многие компании пересматривают структуру собственности, это дает возможность избежать признания лиц связанными по формальным признакам. Кто-то вносит изменения в распределение функций между компаниями группы, изменяя цепочки поставок. Ну а кто-то делает более прозрачными механизмы ценообразования.
— Что имеется в виду под «прозрачностью ценообразования»?
Я.Р.: Сейчас есть спрос на подготовку внутренних регламентов контроля за ценами. К нам по этому поводу очень часто обращаются. Мы готовим детальные внутренние политики, предусматривающие внесение корректив в должностные инструкции персонала. Наша практика показывает, что очень часто формирование цены на экспорт продукции осуществляется, к примеру, отделом продаж, представители которого понятия не имеют о правилах ТЦО. При этом, естественно, не учитываются требования соответствующего законодательства, а контакта между отделом продаж и финансовой службой на этом этапе в большинстве случаев нет вообще. Как результат — в конце отчетного периода бухгалтерия при подготовке отчета о контролируемых операциях хватается за голову, потому что у предприятия, например, могут быть вполне сопоставимые неконтролируемые операции экспорта с более высокими ценами, и этот факт никто не учел. А ведь собственные сопоставимые операции — это то, на что в первую очередь необходимо обращать внимание, поскольку на них будет ориентироваться и налоговый орган. Внутренний регламент в этом случае даст возможность формировать цену с учетом многих важных критериев, предусматривая при необходимости систему скидок и надбавок, установит механизмы взаимодействия и распределения обязанностей между структурными департаментами, а также даст ориентиры для формирования цены. Это важно, чтобы в конце года не искать ответственных за цены, которые ведут к необходимости существенной корректировки налоговых обязательств.
— Какие проблемы приходится решать при подготовке документации с обоснованием уровня цен?
Л.В.: Исходя из достаточного опыта, можем сказать, что нам как консультанту необходим полный доступ к бухгалтерским данным наших клиентов. Есть много показателей и расчетов, которые невозможно получить, имея лишь сводные данные и финансовую отчетность. Если нет возможности применить метод сравнительной неконтролируемой цены, а будут применяться методы, основанные на расчете показателей рентабельности, мы проводим сегментирование показателей. В первую очередь это требуется при анализе контролируемой операции, когда нужно выделить все доходы и расходы, связанные с ней. Затраты, которые невозможно отнести к одному сегменту, распределяются в соответствии с выбранной для этого базой. В ходе таких расчетов проблемой становятся отсутствие учетной политики и ошибки, допускаемые в бухгалтерском учете, — все это требует перепроверки показателей и дополнительных корректировок. Например, многие компании не рассчитывают себестоимость предоставляемых услуг, а это усложняет применение показателя валовой рентабельности себестоимости в рамках применения метода «затраты плюс». В таких случаях информацию для расчетов можно получить, восстанавливая учет. Вообще, каждая операция индивидуальна, и решение о методах обоснования уровня цен в ней принимается только после тщательного предварительного анализа.
Я.Р.: Наше государство может осуществлять контроль операций по ТЦО на протяжении семи лет с даты их проведения. Наших клиентов мы сопровождаем весь этот период: при подготовке документации и сдаче отчетов, при получении запросов и проведении проверок, при административном и судебном разбирательствах и, не дай Бог, в случае открытия уголовных производств. Наши услуги комплексны, а философия защиты прав клиента проста: предотвратить юридические, налоговые риски и судебные споры.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…