В недрах Украины сосредоточено около сотни видов минеральных ресурсов, рыночная стоимость которых оценивается экспертами в 7,5 млрд долл. США. В общей сложности минерально-ресурсная база Украины включает 20 тысяч месторождений и рудных проявлений, из которых разведано только около 8 тысяч.
Другими словами, наша страна имеет большой, но недостаточно изученный потенциал в области разработки и добычи полезных ископаемых. А это не добавляет инвестиционной привлекательности отрасли.
Почему так происходит?
Одной из причин можно назвать недостаточную защиту прав недропользователя. Так, получение специального разрешения на пользование недрами еще не гарантирует решения второй части уравнения — доступа к земле. А если земля над месторождением находится в частной собственности, то недропользователю приходится иметь дело еще и с одним или несколькими частными лицами. При этом собственник земельного участка над месторождением, как правило, возражает против открытия карьера или бурения скважины.
Закон Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости»частично решает вопрос, предоставляя недропользователю, владеющему спецразрешением на добычу полезных ископаемых общегосударственного значения,право ходатайствовать о принудительном выкупе таких земельных участков в связи с общественной необходимостью.
Что в аналогичной ситуации делать владельцам специального разрешения на геологическое изучение месторождений полезных ископаемых? Ведь право использования земли для проведения геологоразведочных работ как одного из главных этапов геологического изучения остается практически неурегулированным на законодательном уровне.
В вопросе предоставления земли для нужд, связанных с использованием недр, статья 18 Кодекса о недрах отсылает к земельному законодательству.
Земельный кодекс (ЗК) Украины определяет общее правило, согласно которому предоставление в собственность или пользование земельных участков, находящихся в распоряжении других лиц, осуществляется только после прекращения права собственности или пользования землей этих лиц в порядке, определенном законом (часть 5 статьи 116 ЗК Украины).
Исключения
Однако природа некоторых правовых титулов землепользования подразумевает исключения из этого правила. Например, без выкупа и изъятия земельные участки могут предоставляться на праве земельного сервитута (статья 98 ЗК Украины) или для проведения разведывательных работ (статья 97 ЗК Украины).
Согласно статье 97 ЗК Украины, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие разведывательные работы, могут проводить их на основании соглашения с собственником земли или по согласованию с землепользователем. Из формулировки данной нормы вытекает существование специфического права землепользования для проведения разведывательных работ, которое отличается от других обозначенных в законодательстве видов (аренды, постоянного пользования, сервитута, суперфиция и т.д.).
Разведывательные работы
Право пользования земельными участками для проведения разведывательных работ можно определить как обязательственное право неисключительного временного пользования земельным участком для проведения разведывательных работ.
То есть Земельным кодексом предусмотрен особый вид права на землю — право на временное использование земельного участка для проведения разведывательных работ.
Особенность геологического изучения недр в том, что оно проводится без получения горного отвода. Также для получения доступа к земельному участку с целью проведения геологоразведки не требуются разработка и утверждение проекта землеустройства. Этот вывод следует из Закона Украины «О землеустройстве», которым определен исчерпывающий перечень случаев разработки проектов землеустройства.
Существенным представляется тот факт, что временно занятый для разведывательных работ земельный участок не изымается у землепользователя и не выкупается у собственника. Недропользователь занимает его лишь временно на определенных условиях и использует для геологического изучения недр без изменения целевого назначения. Собственник и землепользователь в таких случаях сохраняют все права на земельный участок, хотя и с некоторыми ограничениями.
Лицо, получившее право на временное пользование чужим земельным участком для проведения геологоразведочных работ, не приобретает статуса плательщика земельного налога или арендной платы. Согласно части 4 статьи 97 ЗК Украины, такое лицо обязано возместить собственнику земли и землепользователю все убытки, в том числе неполученную прибыль, а после завершения разведывательных работ — за свой счет привести занятые земельные участки в исходное, пригодное для использования по целевому назначению состояние.
Право на временное пользование чужой землей для проведения геологосъемочных, поисковых, геодезических и других разведывательных работ является разновидностью ограничения вещных прав, для возникновения которых законодательство Украины не требует внесения записей в Госреестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений (статья 210 Гражданского кодекса (ГК) Украины, статья 125 ЗК Украины).
Таким образом, право пользования земельными участками для проведения разведывательных работ на основании спецразрешения на пользование недрами является отдельным и специфическим титулом прав на землю, оформляется соглашением и не требует дополнительного заключения договора аренды или установления сервитута.
Таков алгоритм проведения разведывательных работ на чужом земельном участке в случае согласия собственника (пользователя) земельного участка.
Без согласия
Если согласия между недропользователем и собственником земельного участка нет, нужно помнить, что недра являются объектом права собственности украинского народа. Эти права реализуют органы государственной власти в пределах, установленных Конституцией Украины. Любые соглашения или действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право собственности украинского народа на недра, являются недействительными (статья 13 Конституции Украины, статья 324 ГК Украины, статья 4 Кодекса о недрах).
Реализация прав собственности на недра осуществляется через орган государственной власти — Государственную службу геологии и недр Украины (Госгеонедра). Служба наделена функциями для реализации государственной политики в сфере недропользования и выдает в установленном порядке спецразрешения на геологическое изучение месторождений полезных ископаемых (статьи 11, 16 Кодекса о недрах, Положение о Госгеонедрах).
Таким образом, предоставление разрешений на пользование недрами является формой осуществления конституционного права собственности украинского народа на недра.
Исходя из норм статей 19, 25 Кодекса о недрах, статей 395, 396 ГК Украины, недропользователь выступает субъектом обязательственных правоотношений, а его права охраняются законом и подлежат судебной защите.
Следует отметить, что реализация недропользователями своих прав на проведение разведывательных работ не нарушает вещных прав собственников (пользователей) земельных участков.
Так, в понимании статьи 79 ЗК Украины и статьи 373 ГК Украины право собственности на земельный участок распространяется на поверхностный (грунтовый) слой в границах этого участка, на пространство над и под поверхностью участка на высоте и глубине, которые необходимы для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.
Но при этом, согласно части 7 статьи 319 ГК Украины, деятельность собственника может быть ограничена или прекращена, либо собственника могут обязать допустить к пользованию его имуществом третьих лиц в случаях и в порядке, которые установлены законом.
Таким образом, если собственник (пользователь) земельного участка своими действиями либо бездействием препятствует недропользователю проводить работы по геологическому изучению недр, последний вправе требовать защиты своего права в судебном порядке.
Эта позиция подтверждается и судебной практикой. В частности, Донецким апелляционным хозяйственным судом по делу № 905/826/15 и № 910/24683/15 был сделан вывод о том, что установление обязанности предоставить недропользователю доступ к земельным участкам для проведения разведывательных работ не является безусловным ограничением прав собственности и корреспондируется со статьями 13, 41 Конституции Украины и статьей 1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, которыми закреплены основные принципы реализации права собственности и его ограничения, в частности, границы допустимого разумного вмешательства государства в осуществление правомочностей собственника с сохранением баланса публичного и частного интересов.
Такой подход к решению проблемы доступа недропользователя к чужой земле для проведения геологоразведочных работ позволяет частично заполнить правовой вакуум и защитить права недропользователя, действующего на основании специального разрешения на геологическое изучение, предоставленного государством, фактически в интересах последнего.
ШВЕДОВА Елена — директор юридического департамента UMG, г. Киев,
КРУПНИК Александр — ведущий юрисконсульт UMG, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…