Высшему админсуду нужен председатель — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (321) » Высшему админсуду нужен председатель

Высшему админсуду нужен председатель

Одним из заметных событий уходящего года стало избрание первых судей Высшего административного суда Украины, созданного на бумаге с 2002 года. О перспективах и планах нового органа судебной власти «ЮП» рассказал «свежеизбранный» судья Александр ПАСЕНЮК.

— Какова история создания Высшего административного суда?

— Создание системы административных судов декларировано еще в 1992 году Концепцией административной реформы на Украине. Но осуществление этого стало возможным лишь после принятия 7 февраля 2002 года Верховным Советом Украины Закона Украины «О судоустройстве Украины», определившего правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия на Украине и внедрившего систему судов общей юрисдикции, в том числе — и систему административных судов.

Во исполнение положений этого Закона 1 октября 2002 года Президент Украины подписал Указ, в соответсвии с которым был создан Высший административный суд Украины. Состав Высшего административного суда утвержден в количестве 65 судей.

Таким образом, система административных судов создается с высшего звена. Так предусмотрено Законом.

— Какие цели будут приоритетными при организации работы Высшего административного суда?

— Главная цель работы Высшего административного суда вытекает из задач, стоящих перед административным судопроизводством. Это защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; защита юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов, осуществляющих властные управленческие функции, в том числе и делегированные полномочия.

Необходимо преодолевать стереотип наказуемости

В сознании людей за многие десятилетия сложился стереотип, что в спорных отношениях между гражданином и государством суд всегда становится на сторону последнего. Административные суды не должны привлекать граждан к ответственности, наоборот — их деятельность будет направлена только на защиту законных прав и интересов граждан. Однако реализация этих целей станет возможной лишь тогда, когда Высший административный суд начнет рассматривать дела административной юрисдикции.

А сейчас Высшему административному суду следует решить ряд организационных вопросов. Это обеспечение надлежащим служебным помещением, необходимым для осуществления правосудия, формирование аппарата, подбор кандидатов на должности судей, формирование судебных палат, президиума и Пленума Высшего административного суда, формирование квалификационных комиссий судей и совета судей.

— Какую базу для работы имеет новый суд в настоящее время?

— Если имеется в виду материальная база, то ее нет. Начинаем работать, что называется, с чистого листа.

Нам нужен председатель

Все эти вопросы найдут свое разрешение с назначением председателя Высшего административного суда. Есть поручение Президента Украины Кабинету Министров Украины и Киевской городской государственной администрации обеспечить суд служебными помещениями. Однако конкретных предложений нет.

Мало денег, мало…

Есть проблемы и с финансированием. Государственным бюджетом Украины на 2003 год предусмотрены расходы на деятельность Высшего административного суда Украины в сумме 5 млн 989 тыс. грн, однако эти средства не были использованы, поскольку суд не начал работать. На осуществление правосудия Высшим административным судом Украины в 2004 году выделена сумма расходов в 5 млн 252 тыс. грн, то есть меньше, чем в прошлом году. А главное, не предусмотрено финансирование капитальных расходов, и Высший административный суд Украины лишен возможности приобрести транспорт, компьютеры, мебель и даже канцелярские принадлежности. Это значит, что уже сейчас необходимо разрабатывать изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» для обеспечения необходимой материально-технической базы для вновь созданного Высшего административного суда Украины.

— Бытует мнение, что административная юстиция будет базироваться на совершенно новых принципах. Согласны ли вы с этим мнением? Назовите, пожалуйста, эти принципы.

— Рассмотрение и разрешение административных дел, споров будет осуществляться как по общим принципам судопроизводства, так и по принципам, присущим только административному процессу. При этом и общие принципы будут применяться с учетом специфики и задач административного судопроизводства.

У нас свои принципы

Так, принцип верховенства права имеет в административном судопроизводстве особенное значение. Согласно этому принципу, человек и его права являются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Исходя из этого, административный суд не должен применять положения правового акта, в том числе и закона, если это противоречит конституционным принципам права или нарушает права человека и гражданина.

Важен для административного судопроизводства и принцип диспозитивности. В теории процесса он означает, что суд, решая спор по сути, не может выйти за пределы требований сторон. В административном судопроизводстве учитывается публичный характер спора. Реализация этого принципа будет проходить под контролем суда, который не будет связан предметом и размером предъявленных требований, если в ходе судебного рассмотрения придет к выводу, что это необходимо для защиты прав и свобод.

Конституционный принцип состязательности дополняется в административном судопроизводстве принципом официального выяснения обстоятельств дела, как-то: установление и истребование доказательств по собственной инициативе, чего нет в гражданском процессе.

Определенные особенности имеет и принцип гласности. В АПК предполагается предусмотреть ознакомление с судебными решениями не только сторон в споре, но и общественности. Что касается решений относительно правовых актов, то целесообразно их официально публиковать. Решения административных судов важны не только для сторон и поэтому должны быть доступными, в том числе и для прессы.

В административном судопроизводстве гражданину во многих случаях будет противостоять сильный административный аппарат. Чтобы как-то уравновесить шансы, административный суд должен играть активную роль в процессе, способствуя лицу в защите его прав.

Принцип распределения власти

При определении принципов административного судопроизводства полемику вызвал вопрос, должен ли административный суд проверять решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий на предмет их целесообразности? В статье 2 проекта АПК содержится ответ на него: административные суды не должны проверять (оценивать) решения органов исполнительной власти и самоуправления, их должностных и служебных лиц на предмет их целесообразности, если они приняты или совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. В этом состоит принцип распределения власти как основание административного судопроизводства.

— Избрание первых судей Высшего административного суда произошло до принятия АПК. Как суд предполагает работать, не имея процессуальной базы и практики правоприменения?

— Действительно, АПК пока принят Верховным Советом Украины в первом чтении. Однако уже существует некоторая нормативная база. Это: главы 29—32, гла-ва 31-А Гражданского процессуального кодекса Украины; статьи 1, 2, 12, 16 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК), статьи 20, 22, 23, 25, 26, 27 и другие статьи Хозяйственного кодекса (ХК).

Правда, рассмотрение этих дел осуществляется по принципам гражданского процесса (с некоторыми особенностями, присущими административно-правовым отношениям), а хозяйственное судопроизводство руководствуется только нормами хозяйственного процесса.

Также в судебной практике нередки случаи неоднозначного, даже противоположного применения общими и хозяйственными судами одних и тех же норм материального и процессуального права. При решении вопросов о достоверности того или иного доказательства, об установлении или доказанности обстоятельств (фактов) используются разные подходы, критерии — при том, что предметом исследования в судах могут быть одни и те же правоотношения. Это тоже работа для Высшего административного суда Украины.

Что касается нормативного обеспечения деятельности административных судов, то не следует забывать и о Законе Украины «Об обращении граждан» и о Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, являющейся частью национального законодательства. В статьях 2, 6, 13 этой Конвенции закреплено право граждан на судебную защиту своих прав и свобод от нарушений, допущенных субъектами в сфере управленческой деятельности. Это право конкретизировано в ряде законов Украины.

Необходимо разграничить полномочия

Я считаю, что суд может работать и до принятия АПК. Для этого необходимо разграничить полномочия Высшего административного суда Украины, Верховного Суда Украины и Высшего хозяйственного суда Украины, ввести специализацию судей по рассмотрению дел административной юрисдикции в общих судах.

— Как вы оцениваете уровень знаний в области административной юстиции среди судей нового суда? Какие мероприятия будут проводиться для повышения их квалификации?

— Все избранные судьи — квалифицированные юристы, имеющие продолжительный стаж судебной работы.

Однако мы прекрасно понимаем, что этого недостаточно. Следует владеть фундаментальными знаниями в публичном праве, хорошо ориентироваться в проблематике государственного управления и местного самоуправления — то есть необходимо иметь особенную судебную квалификацию.

Поэтому мы совместно с Верховным Судом Украины и ГСА планируем проведение тематических семинаров как для избранных судей, так и для кандидатов на должности.

— Когда, по вашему мнению, суд действительно начнет работать?

— Надеюсь, в ближайшее время.

(Беседовал Юрий ЗАБАРА)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Кабинеты высоко — добираться далеко

Государственная практика

Высшему админсуду нужен председатель

Законодательная практика

Обаяние Закона о бюджете

Содержание под стражей

Кадровые новости

В «Украинской Торгово-Промышленной Корпорации» пополнение

Юрист «Сити Нет» продвигается по службе

Неделя права

Дискриминация по языковому признаку

Равняемся на Запад

Судьи будут присягать по-новому?

Налоговая о своей позиции

На Украине взрывают суды

Новой концепции — быть?

Новая практика

Распоряжаться деньгами теперь легче

Новости делового мира

Плата за изменение устава

Штрафы в пользу налогоплательщиков

Приобретение ОВГЗ

Апелляционная комиссия НБУ

Новости законотворчества

КМУ одобрил проект ХПК

Реструктуризация предприятий

Не уклоняйтесь от страховых взносов

Новости из-за рубежа

В Германии разрешили оставлять заключенных в тюрьме даже после отбытия срока

Польские бизнесмены + церковь = уклонение от уплаты налогов

Yahoo! Vs французская юстиция

Новости профессии

Юристы госорганов садятся за парты

Стандарты обучения юристов должны быть одинаковыми

Генпрокуратура обжалует решение ВСЮ в суде

Украина может подать в суд на газету «Аль-Хайят»

Новости юридических фирм

«Чернявский, Калинская и партнеры» представляют интересы ТД «Смирнов — Украина»

«АНК» провела стипендиальный конкурс среди студентов

В Украинской правовой коллегии — новый департамент

Юристы Ernst & Young и Chadbourne & Parke представляют брошюру по конкурентному праву

Судебная практика

ГНИ не вправе определять пеню за нарушения сроков зачисления иностранной валюты (кассация)

ГНИ вправе взимать пеню за нарушение сроков зачисления иностранной валюты (повторная кассация)

Тема номера

Признание сделок недействительными

Учет долга в процедуре банкротства

Зачем в госбюджет платить дважды?

Трибуна

Больше одной истины быть не может

Частная практика

Комплексные услуги в цене

Юридический форум

КиМУ не сдает позиций

В помощь переводчику

Вопрос военного судопроизводства

Затянувшееся реформирование

Юрисконсульт

Налоговый вексель без ограничений

Обжалование решения налогового органа

«Судебных баталий можно избежать»

Документарный аккредитив: аспекты применения в практике ВЭД

О проблемах применения нулевой ставки НДС

Правила Инкотермс и договор поставки

Інші новини

PRAVO.UA