Одним из заметных событий уходящего года стало избрание первых судей Высшего административного суда Украины, созданного на бумаге с 2002 года. О перспективах и планах нового органа судебной власти «ЮП» рассказал «свежеизбранный» судья Александр ПАСЕНЮК.
— Какова история создания Высшего административного суда?
— Создание системы административных судов декларировано еще в 1992 году Концепцией административной реформы на Украине. Но осуществление этого стало возможным лишь после принятия 7 февраля 2002 года Верховным Советом Украины Закона Украины «О судоустройстве Украины», определившего правовые основы организации судебной власти и осуществления правосудия на Украине и внедрившего систему судов общей юрисдикции, в том числе — и систему административных судов.
Во исполнение положений этого Закона 1 октября 2002 года Президент Украины подписал Указ, в соответсвии с которым был создан Высший административный суд Украины. Состав Высшего административного суда утвержден в количестве 65 судей.
Таким образом, система административных судов создается с высшего звена. Так предусмотрено Законом.
— Какие цели будут приоритетными при организации работы Высшего административного суда?
— Главная цель работы Высшего административного суда вытекает из задач, стоящих перед административным судопроизводством. Это защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина; защита юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов, осуществляющих властные управленческие функции, в том числе и делегированные полномочия.
Необходимо преодолевать стереотип наказуемости
В сознании людей за многие десятилетия сложился стереотип, что в спорных отношениях между гражданином и государством суд всегда становится на сторону последнего. Административные суды не должны привлекать граждан к ответственности, наоборот — их деятельность будет направлена только на защиту законных прав и интересов граждан. Однако реализация этих целей станет возможной лишь тогда, когда Высший административный суд начнет рассматривать дела административной юрисдикции.
А сейчас Высшему административному суду следует решить ряд организационных вопросов. Это обеспечение надлежащим служебным помещением, необходимым для осуществления правосудия, формирование аппарата, подбор кандидатов на должности судей, формирование судебных палат, президиума и Пленума Высшего административного суда, формирование квалификационных комиссий судей и совета судей.
— Какую базу для работы имеет новый суд в настоящее время?
— Если имеется в виду материальная база, то ее нет. Начинаем работать, что называется, с чистого листа.
Нам нужен председатель
Все эти вопросы найдут свое разрешение с назначением председателя Высшего административного суда. Есть поручение Президента Украины Кабинету Министров Украины и Киевской городской государственной администрации обеспечить суд служебными помещениями. Однако конкретных предложений нет.
Мало денег, мало…
Есть проблемы и с финансированием. Государственным бюджетом Украины на 2003 год предусмотрены расходы на деятельность Высшего административного суда Украины в сумме 5 млн 989 тыс. грн, однако эти средства не были использованы, поскольку суд не начал работать. На осуществление правосудия Высшим административным судом Украины в 2004 году выделена сумма расходов в 5 млн 252 тыс. грн, то есть меньше, чем в прошлом году. А главное, не предусмотрено финансирование капитальных расходов, и Высший административный суд Украины лишен возможности приобрести транспорт, компьютеры, мебель и даже канцелярские принадлежности. Это значит, что уже сейчас необходимо разрабатывать изменения в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» для обеспечения необходимой материально-технической базы для вновь созданного Высшего административного суда Украины.
— Бытует мнение, что административная юстиция будет базироваться на совершенно новых принципах. Согласны ли вы с этим мнением? Назовите, пожалуйста, эти принципы.
— Рассмотрение и разрешение административных дел, споров будет осуществляться как по общим принципам судопроизводства, так и по принципам, присущим только административному процессу. При этом и общие принципы будут применяться с учетом специфики и задач административного судопроизводства.
У нас свои принципы
Так, принцип верховенства права имеет в административном судопроизводстве особенное значение. Согласно этому принципу, человек и его права являются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства. Исходя из этого, административный суд не должен применять положения правового акта, в том числе и закона, если это противоречит конституционным принципам права или нарушает права человека и гражданина.
Важен для административного судопроизводства и принцип диспозитивности. В теории процесса он означает, что суд, решая спор по сути, не может выйти за пределы требований сторон. В административном судопроизводстве учитывается публичный характер спора. Реализация этого принципа будет проходить под контролем суда, который не будет связан предметом и размером предъявленных требований, если в ходе судебного рассмотрения придет к выводу, что это необходимо для защиты прав и свобод.
Конституционный принцип состязательности дополняется в административном судопроизводстве принципом официального выяснения обстоятельств дела, как-то: установление и истребование доказательств по собственной инициативе, чего нет в гражданском процессе.
Определенные особенности имеет и принцип гласности. В АПК предполагается предусмотреть ознакомление с судебными решениями не только сторон в споре, но и общественности. Что касается решений относительно правовых актов, то целесообразно их официально публиковать. Решения административных судов важны не только для сторон и поэтому должны быть доступными, в том числе и для прессы.
В административном судопроизводстве гражданину во многих случаях будет противостоять сильный административный аппарат. Чтобы как-то уравновесить шансы, административный суд должен играть активную роль в процессе, способствуя лицу в защите его прав.
Принцип распределения власти
При определении принципов административного судопроизводства полемику вызвал вопрос, должен ли административный суд проверять решения, действия или бездействие субъекта властных полномочий на предмет их целесообразности? В статье 2 проекта АПК содержится ответ на него: административные суды не должны проверять (оценивать) решения органов исполнительной власти и самоуправления, их должностных и служебных лиц на предмет их целесообразности, если они приняты или совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины. В этом состоит принцип распределения власти как основание административного судопроизводства.
— Избрание первых судей Высшего административного суда произошло до принятия АПК. Как суд предполагает работать, не имея процессуальной базы и практики правоприменения?
— Действительно, АПК пока принят Верховным Советом Украины в первом чтении. Однако уже существует некоторая нормативная база. Это: главы 29—32, гла-ва 31-А Гражданского процессуального кодекса Украины; статьи 1, 2, 12, 16 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК), статьи 20, 22, 23, 25, 26, 27 и другие статьи Хозяйственного кодекса (ХК).
Правда, рассмотрение этих дел осуществляется по принципам гражданского процесса (с некоторыми особенностями, присущими административно-правовым отношениям), а хозяйственное судопроизводство руководствуется только нормами хозяйственного процесса.
Также в судебной практике нередки случаи неоднозначного, даже противоположного применения общими и хозяйственными судами одних и тех же норм материального и процессуального права. При решении вопросов о достоверности того или иного доказательства, об установлении или доказанности обстоятельств (фактов) используются разные подходы, критерии — при том, что предметом исследования в судах могут быть одни и те же правоотношения. Это тоже работа для Высшего административного суда Украины.
Что касается нормативного обеспечения деятельности административных судов, то не следует забывать и о Законе Украины «Об обращении граждан» и о Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, являющейся частью национального законодательства. В статьях 2, 6, 13 этой Конвенции закреплено право граждан на судебную защиту своих прав и свобод от нарушений, допущенных субъектами в сфере управленческой деятельности. Это право конкретизировано в ряде законов Украины.
Необходимо разграничить полномочия
Я считаю, что суд может работать и до принятия АПК. Для этого необходимо разграничить полномочия Высшего административного суда Украины, Верховного Суда Украины и Высшего хозяйственного суда Украины, ввести специализацию судей по рассмотрению дел административной юрисдикции в общих судах.
— Как вы оцениваете уровень знаний в области административной юстиции среди судей нового суда? Какие мероприятия будут проводиться для повышения их квалификации?
— Все избранные судьи — квалифицированные юристы, имеющие продолжительный стаж судебной работы.
Однако мы прекрасно понимаем, что этого недостаточно. Следует владеть фундаментальными знаниями в публичном праве, хорошо ориентироваться в проблематике государственного управления и местного самоуправления — то есть необходимо иметь особенную судебную квалификацию.
Поэтому мы совместно с Верховным Судом Украины и ГСА планируем проведение тематических семинаров как для избранных судей, так и для кандидатов на должности.
— Когда, по вашему мнению, суд действительно начнет работать?
— Надеюсь, в ближайшее время.
(Беседовал Юрий ЗАБАРА)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…