Генеральный партнер 2021 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №7 (321) » Обаяние Закона о бюджете

Обаяние Закона о бюджете

Как это ни парадоксально, но бюджетный Закон Украины определяет круг лиц, являющихся членами вашей семьи, устанавливает минимальный размер заработной платы и, что особенно умиляет, устанавливает, какие же нормы украинского законодательства в самом деле действуют, т.е. имеют юридическую силу, а какие доступны «только для чтения».

Статья 46 Основного Закона закрепляет право на социальную защиту и включает положение о том, что пенсии и другие виды социальных выплат, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного Законом.

Статьей 1 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000 года определено понятие государственных социальных гарантий. В соответствии со статьей 6 этого же Закона базовым государственным социальным стандартом является прожиточный минимум. На его основании определяются различные социальные гарантии и стандарты. Используется понятие «прожиточный минимум» и иные законодательные акты, в частности Закон Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16 ноября 2000 года, статья 2 которого оперирует понятием «прожиточный минимум».

Для реализации вышеуказанных конституционных и законодательных положений Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «О прожиточном минимуме» от 15 июля 1999 года, в соответствии со статьей 1 которого под прожиточным минимумом понимается стоимостная величина набора питания, достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, а также набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Прожиточный минимум применяется для определения многих социальных выплат, перечисленных в статье 2 этого Закона.

В полном соответствии с Законом Украины «Об утверждении прожиточного минимума на 2002 год» от 15 ноября 2001 года в зависимости от социальной и демографической группы был утвержден прожиточный минимум от 268 до 384 грн., оставшийся неизменным и на 2003 и на 2004 год.

Таким образом, предусмотренное Конституцией и законами Украины понятие прожиточного минимума законодательно определено.

Несмотря на указанное обстоятельство, в статье 66 вступившего в силу Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» используется понятие «уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум)», который в дальнейшем служит базовой величиной расчета различных видов социальной помощи. Сам же уровень обеспечения прожиточного минимума, в соответствии с частями 1-3 статьи 66 этого же Закона, в зависимости от целевой группы лиц определяется в размере от 80 до 115 грн.

Кроме того, часть 4 статьи 66 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» устанавливает зависимость от этого уровня различных выплат.

Таким образом, вместо конституционного понятия «прожиточный минимум» вот уже несколько лет законами о бюджете закрепляется понятие «уровень обеспечения прожиточного минимума» (гарантированный минимум).

Не вызывает сомнения, что закрепление в статье 66 указанного Закона о бюджете понятия вышеуказанного уровня противоречит статьям 3, 22, 46 Конституции Украины.

Понятие и размер прожиточного минимума определено действующим законодательством Украины. Напротив, понятие уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) в денежном исчислении в несколько раз меньше определенного законодательством прожиточного минимума. Однако он даже не упоминается ни в текстах законов Украины, ни в Государственном классификаторе социальных стандартов и нормативов, утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 17 июня 2002 года № 293. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень обеспечения прожиточного минимума не является социальным стандартом, то есть на его основании не могут определяться государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, охраны здоровья и образования.

Преломляя же все эти конституционные изыски в практическую плоскость, отметим, что введение и использование в законодательстве указанного «уровня обеспечения» предоставляют гражданам Украины социальные выплаты в размере, не обеспечивающем их физическое и социальное выживание. Для государства же указанное понятие — выдуманная им для себя индульгенция, прощающая долги перед своими гражданами.

ПЕРВОМАЙСКИЙ Олег — ассистент кафедры гражданского права Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 комментариев
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Кабинеты высоко — добираться далеко

Государственная практика

Высшему админсуду нужен председатель

Законодательная практика

Обаяние Закона о бюджете

Содержание под стражей

Кадровые новости

В «Украинской Торгово-Промышленной Корпорации» пополнение

Юрист «Сити Нет» продвигается по службе

Неделя права

Дискриминация по языковому признаку

Равняемся на Запад

Судьи будут присягать по-новому?

Налоговая о своей позиции

На Украине взрывают суды

Новой концепции — быть?

Новая практика

Распоряжаться деньгами теперь легче

Новости делового мира

Плата за изменение устава

Штрафы в пользу налогоплательщиков

Приобретение ОВГЗ

Апелляционная комиссия НБУ

Новости законотворчества

КМУ одобрил проект ХПК

Реструктуризация предприятий

Не уклоняйтесь от страховых взносов

Новости из-за рубежа

В Германии разрешили оставлять заключенных в тюрьме даже после отбытия срока

Польские бизнесмены + церковь = уклонение от уплаты налогов

Yahoo! Vs французская юстиция

Новости профессии

Юристы госорганов садятся за парты

Стандарты обучения юристов должны быть одинаковыми

Генпрокуратура обжалует решение ВСЮ в суде

Украина может подать в суд на газету «Аль-Хайят»

Новости юридических фирм

«Чернявский, Калинская и партнеры» представляют интересы ТД «Смирнов — Украина»

«АНК» провела стипендиальный конкурс среди студентов

В Украинской правовой коллегии — новый департамент

Юристы Ernst & Young и Chadbourne & Parke представляют брошюру по конкурентному праву

Судебная практика

ГНИ не вправе определять пеню за нарушения сроков зачисления иностранной валюты (кассация)

ГНИ вправе взимать пеню за нарушение сроков зачисления иностранной валюты (повторная кассация)

Тема номера

Признание сделок недействительными

Учет долга в процедуре банкротства

Зачем в госбюджет платить дважды?

Трибуна

Больше одной истины быть не может

Частная практика

Комплексные услуги в цене

Юридический форум

КиМУ не сдает позиций

В помощь переводчику

Вопрос военного судопроизводства

Затянувшееся реформирование

Юрисконсульт

Налоговый вексель без ограничений

Обжалование решения налогового органа

«Судебных баталий можно избежать»

Документарный аккредитив: аспекты применения в практике ВЭД

О проблемах применения нулевой ставки НДС

Правила Инкотермс и договор поставки

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: