Как это ни парадоксально, но бюджетный Закон Украины определяет круг лиц, являющихся членами вашей семьи, устанавливает минимальный размер заработной платы и, что особенно умиляет, устанавливает, какие же нормы украинского законодательства в самом деле действуют, т.е. имеют юридическую силу, а какие доступны «только для чтения».
Статья 46 Основного Закона закрепляет право на социальную защиту и включает положение о том, что пенсии и другие виды социальных выплат, являющиеся основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного Законом.
Статьей 1 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000 года определено понятие государственных социальных гарантий. В соответствии со статьей 6 этого же Закона базовым государственным социальным стандартом является прожиточный минимум. На его основании определяются различные социальные гарантии и стандарты. Используется понятие «прожиточный минимум» и иные законодательные акты, в частности Закон Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16 ноября 2000 года, статья 2 которого оперирует понятием «прожиточный минимум».
Для реализации вышеуказанных конституционных и законодательных положений Верховным Советом Украины был принят Закон Украины «О прожиточном минимуме» от 15 июля 1999 года, в соответствии со статьей 1 которого под прожиточным минимумом понимается стоимостная величина набора питания, достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, а также набора непродовольственных товаров и минимального набора услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей личности. Прожиточный минимум применяется для определения многих социальных выплат, перечисленных в статье 2 этого Закона.
В полном соответствии с Законом Украины «Об утверждении прожиточного минимума на 2002 год» от 15 ноября 2001 года в зависимости от социальной и демографической группы был утвержден прожиточный минимум от 268 до 384 грн., оставшийся неизменным и на 2003 и на 2004 год.
Таким образом, предусмотренное Конституцией и законами Украины понятие прожиточного минимума законодательно определено.
Несмотря на указанное обстоятельство, в статье 66 вступившего в силу Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» используется понятие «уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум)», который в дальнейшем служит базовой величиной расчета различных видов социальной помощи. Сам же уровень обеспечения прожиточного минимума, в соответствии с частями 1-3 статьи 66 этого же Закона, в зависимости от целевой группы лиц определяется в размере от 80 до 115 грн.
Кроме того, часть 4 статьи 66 Закона «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» устанавливает зависимость от этого уровня различных выплат.
Таким образом, вместо конституционного понятия «прожиточный минимум» вот уже несколько лет законами о бюджете закрепляется понятие «уровень обеспечения прожиточного минимума» (гарантированный минимум).
Не вызывает сомнения, что закрепление в статье 66 указанного Закона о бюджете понятия вышеуказанного уровня противоречит статьям 3, 22, 46 Конституции Украины.
Понятие и размер прожиточного минимума определено действующим законодательством Украины. Напротив, понятие уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) в денежном исчислении в несколько раз меньше определенного законодательством прожиточного минимума. Однако он даже не упоминается ни в текстах законов Украины, ни в Государственном классификаторе социальных стандартов и нормативов, утвержденном приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 17 июня 2002 года № 293. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что уровень обеспечения прожиточного минимума не является социальным стандартом, то есть на его основании не могут определяться государственные социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, бытового, социально-культурного обслуживания, охраны здоровья и образования.
Преломляя же все эти конституционные изыски в практическую плоскость, отметим, что введение и использование в законодательстве указанного «уровня обеспечения» предоставляют гражданам Украины социальные выплаты в размере, не обеспечивающем их физическое и социальное выживание. Для государства же указанное понятие — выдуманная им для себя индульгенция, прощающая долги перед своими гражданами.
ПЕРВОМАЙСКИЙ Олег — ассистент кафедры гражданского права Национальной юридической академии Украины им. Ярослава Мудрого
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…