До 1 января с.г. для клиентов банков существовало очень много препятствий в распоряжении денежными средствами, хранящимися на счетах.
По общему правилу статьи 381 Гражданского кодекса УССР, право распоряжения денежными средствами, хранящимися на счетах юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, принадлежало указанным лицам. Исключениями из этого правила были случаи списания денежных средств без согласия юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, если это предусматривалось законами Украины, а также по решениям судов и по исполнительным надписям нотариусов.
В общем, перечень случаев взыскания без согласия клиентов банка получался внушительным.
1. Взыскание задолженности, в том числе денежных средств, с банковских счетов должника, Государственной исполнительной службой через 20 дней после получения кредитором от должника ответа о признании претензии, если в ответе на претензию не сообщалось о перечислении признанной суммы (часть 5 статьи 8 Хозяйственного процессуального кодекса Украины).
2. Взыскание налогового долга органами налоговой службы (часть 3 подпункта 10.1.1 пункта 10.1 статьи 10 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»). Несмотря на то что в Инструкции о безналичных расчетах на Украине в национальной валюте Национального банка Украины (в последней редакции) нет такого основания для принудительного взыскания денежных средств, судебной практикой такое взыскание признано правомерным.
3. На основании приказов банков о принудительной оплате долговых обязательств со счетов клиентов, если это предусмотрено кредитными договорами (часть 9 статьи 49 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»).
4. Государственной исполнительной службой по решениям комиссий по трудовым спорам (часть 6 статьи 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», пункт 11 статьи 3, пункт 8 статьи 181, часть 2 статьи 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
5. Государственной исполнительной службой по постановлениям, вынесенным органами (должностными лицами), уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных Законом (часть 6 статьи 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», пункт 12 статьи 3, пункт 9 статьи 181, часть 2 статьи 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
6. Государственной исполнительной службой по решениям государственных органов, принятым по вопросам владения и пользования культовыми строениями и имуществом (часть 6 статьи 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», пункт 14 статьи 3, пункт 10 статьи 181, часть 2 статьи 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
7. Государственной исполнительной службой по решениям Антимонопольного комитета Украины и его территориальных отделений (часть 6 статьи 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», пункт 15 статьи 3, пункт 11 статьи 181, часть 2 статьи 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
8. Государственной исполнительной службой по постановлению государственного исполнителя о взыскании исполнительного сбора, затрат на проведение исполнительных действий, наложении штрафа (часть 6 статьи 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», пункт 16 статьи 3, пункт 13 статьи 181, часть 2 статьи 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве»).
9. Государственной исполнительной службой по решениям судов.
10. Государственной исполнительной службой по исполнительным надписям нотариусов.
Со вступлением в силу Гражданского кодекса Украины права клиентов банков по распоряжению денежными средствами на счетах значительно расширены. При этом не только юридических и физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, но и клиентов — физических лиц.
В статье 1071 Гражданского кодекса Украины установлено, что банк может списать денежные средства со счета клиента на основании его распоряжения. Без распоряжения клиента денежные средства могут быть списаны с его счета на основании решения суда, а также в случаях, установленных договором между банком и клиентом. Фактически на сегодняшний день это означает, что без согласия клиента денежные средства могут быть списаны только в одном случае — на основании решения суда.
Списание денежных средств по договорным основаниям между банком и клиентом происходит по согласию клиента, который выражает в договоре свою на то волю.
На практике, конечно же, будут случаи, когда Государственная исполнительная служба, руководствуясь Законом Украины «Об исполнительном производстве», будет продолжать направлять в банки платежные требования о списании денежных средств со счетов клиентов по другим основаниям, нежели решения судов, а органы Государственной налоговой службы, в свою очередь, — платежные требования о списании налогового долга. Но у банков с 1 января 2004 года нет правовых оснований для списания денег со счетов клиентов, при отсутствии указания дополнительных случаев списания денежных средств без согласия клиентов в договорах между ними и банками, включающих те, по которым предъявляются платежные требования, не подкрепленные решениями судов.
Сократились также основания для ареста и приостановления операций по счетам физических и юридических лиц. До 1 января 2004 года основной нормой, регулирующей эти вопросы, была статья 59 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». В ней указывались исключительные документы для наложения ареста на счета юридических и физических лиц в банках: санкционированное прокурором постановление следователя; постановление государственного исполнителя в случаях, предусмотренных законами Украины; решение суда. Только в предусмотренных законами Украины случаях существовало право приостанавливать расходные операции по счетам юридических и физических лиц уполномоченными государственными органами.
Ныне действует другое правило, регламентированное статьей 1074 Гражданского кодекса Украины, — ограничение прав клиента по распоряжению денежными средствами, находящимися на его счете, не допускается, кроме ограничения права распоряжения счетом по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
Так как арест банковского счета и приостановление расходных операций по счету являются, по сути, ограничением права юридических и физических лиц распоряжаться своими деньгами, то и законы, регулирующие эти вопросы, необходимо применять в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Украины.
С 1 января с.г. банк не может ограничить право клиента распоряжаться своим счетом на основании таких документов, как: решение органа Государственной налоговой службы с требованием временного приостановления расходных операций по счету; санкционированное прокурором постановление следователя об аресте счета; постановление государственного исполнителя об аресте счета, не основанное на решении суда.
Оппоненты могут мне возразить, что частью 2 статьи 9 Гражданского кодекса Украины и статьей 243 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования. Согласно статье 243 Хозяйственного кодекса Украины, приостановление операций субъектов хозяйствования по их счетам в банках допускается в перечисленных этой статьей случаях и в порядке, предусмотренном законом. Но при этом не надо забывать, что в Хозяйственном кодексе Украины есть другая удивительная и прекрасная норма — часть 1 статьи 4. В соответствии с ней имущественные отношения, урегулированные Гражданским кодексом Украины, не являются предметом регулирования Хозяйственного кодекса Украины.
Поскольку имущественные отношения банков и клиентов относительно ограничения права клиента распоряжаться счетами урегулированы Гражданским кодексом Украины, то они не могут регулироваться Хозяйственным кодексом Украины. На основании той же части 1 статьи 4 Хозяйственного кодекса Украины особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования могут касаться только тех отношений, которые не урегулированы Гражданским кодексом Украины.
СЛИПЧЕНКО Юрий — адвокат, г. Полтава
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…