Бюджет Украины сегодня на 80 % состоит из налоговых поступлений, и пальма первенства принадлежит именно налогу на добавленную стоимость (НДС) — он составляет 40–50 % от государственного бюджета. НДС — это непрямой налог, который входит в цену товаров (работ, услуг) и уплачивается покупателем, но его учет и перечисление в государственный бюджет осуществляет продавец (налоговый агент). «Изобрел» НДС в 50-х годах прошлого века французский финансист Морис Лоре, а уже в 1967 году этот налог начал активно применяться в налоговой практике многих государств. В Украине НДС появился в 1992 году.
Об администрировании по порядку
В рамках первой лекции блока «Администрирование НДС» управляющий партнер, руководитель практики налогового права ЮК «Право Гарант» Роман Загрия сосредоточился на изменениях в порядке администрирования налога на добавленную стоимость: их истории и философии.
Лектор рассказал об основных ставках НДС в Украине и в Европе. По словам спикера, в некоторых государствах (в Японии и США) такой налог, как НДС, в классическом виде вообще не существует, а в тех странах, где такой налог активно применяется, его ставка может варьироваться. Например, НДС выше 20 % применяется в Греции и Финляндии (24 %), а в Венгрии он вообще составляет 27 %. При этом в Германии, на Кипре и в Румынии ставка НДС — 19 %, на Мальте — 18 %, а в Люксембурге — 17%.
В нашем государстве стандартная ставка НДС составляет 20 %, при этом к лекарственным средствам применяется пониженная ставка — 7 %. Кроме того, может применяться и нулевая ставка НДС в случаях, когда речь идет о вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины.
Второй блок лекции Роман Загрия посвятил изменениям в порядке администрирования НДС, произошедшим в последние несколько лет, рассказав о ликвидации схем уклонения от уплаты налогов и этапах прохождения налоговых накладных. Спикер подчеркнул: отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных (НН) в Едином реестре налоговых накладных (Реестр) не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.
Управлять рисками
«Налог на добавленную стоимость, пожалуй, один из самых сложных налогов. Дискуссии о путях улучшения его администрирования между Государственной фискальной службой Украины и налогоплательщиками продолжаются до сих пор», — отметил Василий Андрусяк, руководитель практики налогового права ЮК MORIS GROUP.
В рамках своей лекции он рассказал слушателям Lеgal High School (LHS) о том, как улучшить структурирование операций с НДС и управлять рисками при администрировании данного налога. Спикер напомнил: в случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн (без учета НДС), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства) с соблюдением требований, предусмотренных статьей 183 Налогового кодекса (НК) Украины, кроме лиц, являющихся плательщиком единого налога первой — третьей групп.
В случае обязательной регистрации лица как плательщика налога регистрационное заявление подается в контролирующий орган не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые был достигнут объем налогооблагаемых операций, определенный в статье 181 указанного Кодекса.
Лектор сфокусировался и на «отсекающих признаках» для блокировки налоговых накладных/расчетов корректировки и критериях рискованности плательщика налога. В числе последних, в частности, называлось наличие обвинительного приговора суда в отношении должностного лица (должностных лиц) налогоплательщика по статье 205 Уголовного кодекса Украины согласно информации, имеющейся в органах Государственной фискальной службы (ГФС) Украины.
Нюансы свободы
Завершал блок занятий в Lеgal High School, посвященных администрированию НДС, постоянный спикер образовательной платформы Андрей Чехонадский, руководитель группы претензионно-исковой работы ПАТ «Ритейл Групп», который в своей лекции проанализировал нюансы освобождения от уплаты НДС.
Налоговый кодекс Украины содержит детальные перечни операций, которые освобождаются от налогообложения НДС, и операций, не являющихся объектом обложения таким налогом. Существенное отличие между ними заключается в том, что при осуществлении операций, перечисленных в статье 196 НК Украины, у налогоплательщика вообще отсутствует объект (операция), с наличием которого налоговое законодательство связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате НДС. Вместе с тем операции, освобожденные от уплаты НДС, по своей природе имеют все необходимые признаки принадлежности к объекту налогообложения: освобождение соответствующих операций от обложения НДС является по сути налоговой льготой.
Правда, такое теоретическое отличие нередко нивелируется на практике. Даже если операция подлежит налогообложению по ставке 0 % (согласно положениям статьи 195 НК Украины), скажем, речь идет о льготном режиме вывоза товаров за пределы таможенной территории Украины, для фискальных органов это не всегда становится весомым аргументом: на практике они нередко требуют от налогоплательщика каких-то особых, дополнительных доказательств, что товар пересек таможенную территорию нашего государства.
Подлежит возмещению
«Возмещение НДС» — тема лекции Анны Писанки, заместителя начальника отдела налогового права юридического департамента Fozzy Group, в рамках блока «Непрямое налогообложение» Школы налоговой практики Legal High School. Лектор рассказала об аспектах возникновения бюджетного возмещения, основных изменениях в регулировании возмещения НДС и статистике возмещения НДС в 2017—2018 годах.
Кроме того, спикер напомнила о постановлении Кабинета Министров Украины от 25 января 2017 года № 26, которым и утвержден новый порядок возмещения НДС.
«Самым главным изменением, позволившим более эффективно и прозрачно возмещать НДС, стало упразднение функции ГФС Украины предоставлять казначейству соответствующее заключение о согласовании или несогласовании суммы бюджетного возмещения», — подчеркнула Анна Писанка.
Детально лектор проанализировала особенности процедуры подачи декларации и возмещения. «В новом порядке четко прописаны сроки внесения данных в реестр, в том числе в случае судебного обжалования налоговых уведомлений-решений», — сказала г-жа Писанка.
В то же время предусмотрена возможность проведения камеральной или документальной проверки. Также в практике часто применяется основание, предусмотренное подпунктом 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины для проведения внеплановой документальной проверки, если сумма отрицательного значения/бюджетного возмещения превышает 100 тыс. грн. Но, по последним данным, в 90 % случаях возмещение сумм в 2017 году были осуществлено в автоматическом режиме, то есть без проведения камеральной проверки. Как напомнила лектор, камеральная проверка проводится контролирующими органами, если сумма возмещения составляет менее 100 тыс. грн.
Поставить блок
Очередная лекция в рамках Школы налоговой практики Legal High School касалась вопросов блокировки налоговых накладных в контексте уплаты налога на добавленную стоимость. Об этом слушателям рассказал Олег Рачук, директор OLEH RACHUK LAW FIRM, адвокат.
Говоря непосредственно об этапах, которые проходит налоговая накладная/расчет корректировки в системе регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных, Олег Рачук отметил, что движение налоговых накладных/расчетов корректировки в Реестре начинается с первичного контроля, который включает расшифровку данных — проверку Электронной цифровой подписи (ЭЦП) и соответствие формату, проверку регистрационных данных плательщика, проверку системы электронного администрирования (СЭА) НДС по формуле достаточности средств.
«Если контроль по этим критериям не пройден, плательщик получает квитанцию об отказе в принятии НН/расчетов корректировки (РК). Если плательщик исправляет причину непринятия на этапе первичного контроля, то он может направить накладную повторно. Если критерии первичного контроля НН/РК прошли успешно, тогда документы переходят к следующему этапу контроля — Системе мониторинга оценки критериев рискованности налогоплательщика», — пояснил спикер.
Кроме того, как сообщил лектор, при блокировке налоговой накладной налогоплательщик имеет право подать жалобу в течение десяти календарных дней после получения решения соответствующей комиссии.
С точки зрения суда
Актуальные правовые позиции в делах, связанных с начислением и возмещением НДС, представил слушателям Lеgal High School заместитель председателя Киевского окружного административного суда Виталий Щавинский. По мнению судьи, нынешняя судебная практика в вопросах, связанных с НДС, не является удовлетворительной, что подтверждается решениями Европейского суда по правам человека.
23 мая 2018 года Большая Палата Верховного Суда приняла постановление по делу № 237/1459/17 о ходатайстве следователей к следственным судьям о внеплановых проверках. Согласно Уголовному процессуальному кодексу (УПК) Украины определения следственного судьи не подлежат обжалованию, однако Верховный Суд решил, что вынесение постановления, не предусмотренного УПК Украины, может быть обжаловано в апелляционном порядке, а проведенные в результате такого решения проверки признаются незаконными.
Виталий Щавинский подчеркнул, что сейчас в Киевском окружном административном суде наиболее массовыми являются дела в отношении отказа в регистрации налоговых накладных. Он напомнил, что ответчиком по таким делам может быть как областное подразделение ГФС, так и ГФС Украины (в зависимости от того, кто выносил соответствующее решение), и это надо учитывать в исковых заявлениях.
Что касается доказывания реальности операций, то Кодекс административного судопроизводства Украины не возлагает на истца обязанности доказывать свою правоту, но поскольку истец заинтересован в установлении истины, он должен представить доказательства своей правоты, считает спикер.
«Для обоснования товарности операции надо убедить суд в наличии хозяйственной цели и экономического эффекта операций, ведь от этого напрямую зависит право на возмещение НДС», — подчеркнул Виталий Щавинский.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…