Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №46 (1090) » Спорное разрешение

Спорное разрешение

Рубрика Тема номера
Активная позиция участников энергорынка и имплементация лучших европейских практик позволит построить в Украине эффективную и доступную систему досудебного разрешения энергетических споров

Увеличение количества игроков на энергетических рынках, колебание цен на энергоносители и динамичность украинского законодательства в сфере энергетики и коммунальных услуг неизбежно приводят к росту количества споров в энергетическом секторе. При этом природа таких споров может быть разной: встречаются несложные и типичные споры, инициированные конечными потребителями, относительно ненадлежащего качества коммунальных услуг, в то же время иногда возникают более сложные, например, между двумя субъектами предпринимательской деятельности по вопросам доступа к инфраструктуре.

Однако, несмотря на неодинаковую природу таких споров и многочисленные различия, у них есть как минимум одна общая черта: их участники заинтересованы в скорейшем разрешении спора и возобновлении нарушенных прав. В связи с чрезмерной загруженностью украинских судов, временными и финансовыми затратами, связанными с рассмотрением дела в суде, внедрение механизмов быстрого и эффективного досудебного урегулирования споров на энергетических рынках представляется крайне актуальным.

Теоретическая возможность

Международные обязательства Украины по имплементации Третьего энергетического пакета (в частности, Директив 2009/72/ЕС и 2009/73/ЕС) предусматривают необходимость создания независимого механизма эффективного рассмотрения жалоб и внесудебного урегулирования споров с потребителями на энергетическом рынке, которым на практике довольно часто выступает энергетический омбудсмен.

Основные положения, касающиеся рассмотрения жалоб и досудебного урегулирования споров, предусмотрены в статье 21 Закона «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» (Закон о НКРЭКУ). Согласно Закону НКРЭКУ рассматривает жалобы потребителей о нарушении их прав и интересов субъектами хозяйствования, которые ведут деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, а также решает споры, возникающие между такими субъектами хозяйствования. Указанные положения были имплементированы в отраслевых Законах Украины «О рынке природного газа» (статья 58) и «О рынке электрической энергии» (статья 76).

Таким образом, законодательство предусматривает возможность досудебного урегулирования двух категорий «энергетических» споров: между конечными потребителями и поставщиками услуг; между самими субъектами хозяйствования, которые ведут деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг (трейдерами, производителями, операторами и т.д.). Но как же работают эти механизмы на практике?

Потребитель выбирает

Статья 21 Закона о НКРЭКУ предусматривает, что рассмотрение жалоб потребителей осуществляется НКРЭКУ в порядке рассмотрения жалоб, определенном Законом Украины «Об обращении граждан». То есть, например, в случае ненадлежащего качества предоставленных услуг по газоснабжению потребитель может адресовать свою жалобу Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг и в течение месяца будет ждать результатов ее рассмотрения. По результатам рассмотрения такой жалобы НКРЭКУ вправе наложить штраф на недобросовестного поставщика или обязать его прекратить нарушение. По официальной статистике НКРЭКУ, в течение 2015—2018 годов (по состоянию на 8 октября 2018 года) этот орган рассмотрел 23 436 таких обращений, что свидетельствует об активном использовании потребителями этого института.

Модель, в которой защита прав потребителей в энергетическом секторе осуществляется регуляторами на рынке, достаточно распространена в Европе и успешно функционирует, например, в Польше, Румынии, Словакии.

Еще одна распространенная в европейских странах модель разрешения таких споров — институт энергетического омбудсмена — уже длительное время работает в Великобритании, Германии и Франции. В сентябре 2018 года в повестку текущей сессии Верховной Рады Украины был включен законопроект № 7059 «Об энергетическом омбудсмене», цель которого — предоставить потребителю альтернативный способ защиты и восстановления нарушенных прав и в Украине.

По аналогии с НКРЭКУ энергетический омбудсмен будет рассматривать жалобы потребителей в порядке, предусмотренном Законом Украины «Об обращении граждан». В случае установления нарушения прав потребителя омбудсмен будет направлять нарушителю решение о необходимости прекращения нарушения и восстановления прав потребителя. Если такое предписание будет проигнорировано, омбудсмен вправе передать спор на рассмотрение НКРЭКУ, которая в дальнейшем будет решать вопрос о применении к такому субъекту санкций, таких как наложение штрафа или приостановление действия лицензии.

Рассмотрение жалоб энергетическим омбудсменом будет осуществляться бесплатно, однако за направление повторных жалоб, которые уже были им рассмотрены, может взиматься плата. Как показывает опыт европейских стран, введение платы за рассмотрение жалобы способно предупредить массовые случаи подачи необоснованных жалоб со стороны потребителей. Так, в Германии за подачу заведомо необоснованной жалобы на потребителя налагается штраф.

Возложение финансовой составляющей рассмотрения жалобы на поставщика (в случае подтверждения нарушения) направлено на то, чтобы стимулировать его добросовестно исполнять свои обязанности и не допускать нарушений. Например, в Великобритании рассмотрение жалоб потребителя осуществляется бесплатно, но в случае подтверждения нарушения со стороны поставщика последний обязуется уплатить омбудсмену фиксированную сумму.

Не потребителем единым

Согласно части 4 статьи 21 Закона о НКРЭКУ споры, возникающие между субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, разрешаются в порядке, утвержденном этим органом. По статистическим данным НКРЭКУ, за период своего существования этот орган не рассмотрел ни одного такого спора, что, очевидно, обусловлено отсутствием утвержденного регулятором порядка. Однако 27 августа 2018 года НКРЭКУ вынесла на открытое обсуждение проект постановления «Об утверждении Порядка урегулирования споров, возникающих между субъектами хозяйствования, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг».

Как следует из проекта, НКРЭКУ будет рассматривать споры, возникающие между участниками рынка энергетики, относительно вопросов доступа, присоединения к сетям или соблюдения соответствующими субъектами хозяйствования лицензионных условий.

Рассмотрение таких споров, как правило, относится именно к полномочиям энергетических регуляторов и не входит в компетенцию энергетического омбудсмена. С другой стороны, известна практика рассмотрения таких споров исключительно судами (Великобритания), поскольку деятельность энергетического регулятора направлена на лицензирование и контроль индустрии одновременно с разрешением споров в этой сфере и может вызвать замечания относительно независимости такого органа в качестве посредника между сторонами.

Проект порядка предусматривает, что стороны спора должны обратиться в НКРЭКУ с совместным заявлением о его урегулировании. Если же с заявлением обратилась только одна из сторон, НКРЭКУ не будет рассматривать такой спор. НКРЭКУ также не будет рассматривать спор, если одна из сторон уже обратилась в суд с аналогичными вопросами.

Согласно проекту досудебное урегулирование спора может осуществляться НКРЭКУ в форме предварительных слушаний, по результатам которых стороны смогут заключить соглашение об урегулировании спора, и непосредственно в форме урегулирования спора (при недостижении договоренности на предварительных слушаниях в случае их проведения). Урегулирование завершается принятием НКРЭКУ одного из нескольких решений (о прекращении рассмотрения спора, о возложении на субъекта обязанности устранить нарушение лицензионных условий или законодательства в соответствующей сфере). Рассмотрение споров будет осуществляться НКРЭКУ бесплатно.

Проект устанавливает, что решения НКРЭКУ по сути спора принимаются на открытых слушаниях, что может вызвать нежелание участников рынка использовать указанный механизм в связи с вероятностью разглашения конфиденциальной информации. Кроме того, право подачи сторонами только совместного заявления об урегулировании спора также существенно сужает возможности применения этого института.

Как видим, механизмы досудебного урегулирования спора в энергетическом секторе сегодня только начинают свое становление (по крайней мере в части, касающейся бизнеса, а не жалоб потребителей). Надеемся, что активная позиция участников рынка энергетики и имплементация лучших европейских практик позволят построить в Украине эффективную и доступную систему досудебного разрешения энергетических споров, которая будет помогать как потребителям, так и бизнесу.

 

САВЧУК Мирослава — советник Aequo, г. Киев,

ШМИГ Тарас — юрист Aequo, г. Киев

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Акцент

Зимний творец

В фокусе: Госслужба

Аналитический вклад ума

Государство и юристы

Лицевой расчет

Агент под прикрытием

Большая Палата ВС разъяснила вопрос подсудности дел о проникновении в помещение, которым владеет должник

Судья добился отмены решения ВККС о его несоответствии занимаемой должности

Правительство настаивает на замораживании судейских зарплат

Подписан закон, криминализирующий незаконное пересечение госграницы

Новые законодательные правила для авто с еврономерами

Давать отбор

Круг подсчета

LEGO защитила авторские права на свои конструкторы в Китае

Власти Италии смогут взыскать налоги с Ватикана задним числом

Документы и аналитика

Коварный знак

Конспект

Вводная артерия

Отрасли практики

Трансформация в действии

Положительный шах

Игра за интерес

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Tax или не tax

Шесть имеют

Проверка качества

Соблюсти Закон

Судебная практика

Разрешающая сила

Вести курс дела

Снятие моратория

При увеличении уставного капитала акционерного общества путем повышения номинальной стоимости акций возникают новые акции

Тема номера

Пути отхода

Качать все с начала

ГОСТ помощи

Параллельные прямые

Спорное разрешение

Зеленый совет

Залог сохранения энергии

Электрический толк

Коллективный поход

Трибуна

Проверьте на слово

Частная практика

Юристы KPMG Law Ukraine защитили интересы лизинговой компании

Interlegal обеспечила возврат долга за судоремонтные работы

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: