Любой преуспевающей компании приходится рано или поздно разрешать конфликтные ситуации с конкурентами, чиновниками либо контрагентами. Зачастую выяснение отношений между сторонами происходит в суде. Но ограничиваются ли возможности бизнеса только судебными тяжбами?
Вовсе нет. Конфликты можно и нужно улаживать во внесудебном порядке. Конечно же, многое зависит от обстоятельств дела, которые в итоге определяют способ защиты. Например, если проблемы компании вызваны нарушением законодательства о конкуренции, то мы рекомендуем ей воспользоваться первым способом и обратиться в…
Антимонопольный комитет Украины
Или сокращенно АМКУ — орган со специальным статусом, основной задачей которого является защита конкуренции в предпринимательской деятельности и сфере государственных закупок. Обращение будет эффективным, если монополисты откровенно злоупотребляют своим положением. Нередко это проявляется в навязывании совершенно ненужных услуг и взыскании с бизнеса дополнительной платы. А установить подобный факт может только АМКУ.
Примеры злоупотреблений можно наблюдать и в транспортной отрасли. В одном из морских портов с судовладельцев довольно успешно взимался сбор за оформление судозахода, который уже уплачивался в составе корабельного сбора. Отказ от его уплаты приводил к судебным разбирательствам, путем которых филиал госоргана взыскивал с упрямца деньги.
Судовладелец, в свою очередь, решил отстаивать свои права другим путем и обратился в АМКУ. Комитет тут же начал расследование и установил, что плата за оформление судозахода, которая, по сути, уплачивается в составе корабельного сбора, взималась неправомерно. В своем решении АМКУ оштрафовал нарушителя и обязал его в будущем прекратить злоупотребление своим монопольным положением.
Существенным плюсом Антимонопольного комитета Украины является его право формировать доказательственную базу в отличие от того же суда, где оппоненты должны самостоятельно обосновывать законность своих требований. Согласно статье 35 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» именно АМКУ собирает и анализирует факты, документы, экспертные заключения, пояснения и другую информацию, которая имеет отношение к делу. Комитет также имеет достаточно широкие полномочия по сбору этих данных: по его запросу организации обязаны предоставлять закрытые сведения, в том числе и содержащие банковскую тайну. Отказ от раскрытия этой информации или любая другая попытка ее утаить влечет за собой серьезные штрафы.
АМКУ также применяет гибкий подход к анализу рынков, используя собственные критерии определения товарных и территориальных границ рынков, где совершаются нарушения. Именно благодаря такой методике решения Комитета могут касаться и «неклассических» монополистов.
Кроме того, Закон Украины «О защите экономической конкуренции» устанавливает специальный порядок возмещения ущерба, причиненного злоупотреблением монополиста. В таком случае нарушитель возмещает пострадавшей стороне убытки в двойном размере.
В практике любого бизнеса бывают случаи, когда его деятельность страдает не от действий монополистов, а от положений регуляторного акта. И в таких ситуациях лучший помощник — это…
Государственная регуляторная служба Украины
Иногда нормы того или иного нормативного акта либо его проекта не соответствуют принципам регуляторной политики и нарушают права хозяйствующих субъектов. Государственная регуляторная служба (ГРС) Украины имеет полномочия для того, чтобы инициировать внесение изменений во «вредоносный» документ либо повлиять другим образом в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Например, в свое время именно решением ГРС Украины было остановлено действие приказа одного из министерств об обязательном контроле изолированного балласта в портах. Таким образом, Украина не только стала применять общемировую практику, но и избавила судовладельцев от очередной сложной бюрократической и откровенно коррупционной процедуры.
А если речь идет о систематических злоупотреблениях, то с 2012 года, когда был подписан Меморандум о взаимопонимании для украинской Антикоррупционной инициативы, предприниматели получили возможность обратиться в…
Совет бизнес-обмудсмена
Его очевидные преимущества — объективность, высокий профессионализм, оперативный сбор доказательственной базы и быстрое рассмотрение жалоб. Обращение в Совет бизнес-омбудсмена дает возможность привлечь внимание государственных органов к существующей проблеме, создать площадку для ее публичного обсуждения с представителями бизнеса. Примером практического применения данного подхода является судебное дело о признании противоправными действий госпредприятия по взиманию канального сбора с судов, следовавших в Карантинную и Ланжероновскую гавани Одесского морского порта, где судом в качестве доказательств в обоснование иска было учтено среди прочего решение Совета бизнес-омбудсмена.
Наконец, не стоит забывать о пункте, прописываемом во многих договорах и предусматривающем, что спорные вопросы улаживаются «путем переговоров между сторонами», который был успешно реализован во время диалога с руководством Одесской таможни. Последняя согласилась с приведенными аргументами и перешла от конфликта к конструктивному решению проблемы. Так что отстаивать свои интересы бизнес может не только в суде, но и в других инстанциях, что также довольно эффективно. А профессиональные юристы помогут вам подготовить весомые доводы для урегулирования разногласий.
ТИТАРЕНКО Татьяна — управляющий партнер ЮК Legrant, г. Одесса
Бизнес-защитник
Александр КАМША,
адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины № 691 от 26 ноября 2014 года в Украине был создан Совет бизнес-омбудсмена. Данным постановлением так же утверждено Положение о Совете бизнес-омбудсмена.
Основной задачей Совета является помощь во внесудебном урегулировании споров, возникающих между предприятиями и органами государственной власти, органами местного самоуправления, субъектами хозяйствования, относящимися к их сфере управления, а также их должностными лицами.
Бизнес-омбудсмен может принимать жалобы от субъектов предпринимательства относительно коррупционных деяний либо иных нарушений их законных прав.
Рассмотрение жалобы включает в себя ряд действий, в том числе получение ответов на запросы Совета, проверку информации о возможных причинах возникновения нарушений, проведение личных встреч с должностными лицами, которые могут быть причастны к нарушению прав предпринимателей.
Жалоба рассматривается в течение трех месяцев с момента начала рассмотрения. После рассмотрения жалобы бизнес-омбудсмен в случае, если жалоба была обоснованной, предоставляет рекомендации соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления или субъекту хозяйствования, который находится в сфере их управления, о путях реагирования на факт нарушения прав предпринимателей.
Предупреждать конфликт
Юна ПОТЕМКИНА,
старший юрист ЮФ Asters
Альтернативные формы внесудебного урегулирования споров указывают на то, что наряду с защитой прав в судебном и административном порядке следует выделять альтернативную защиту прав.
Согласно Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» Государственная регуляторная служба (ГРС) Украины фактически выступает посредником при координации действий органов власти, институтов гражданского общества и предпринимательства по вопросам дерегуляции хозяйственной деятельности. Инструменты, которые предлагает ГРС, рассчитаны на предварительную оценку регулирования и отвечают на вопрос: «Интересы какого бизнеса могут быть нарушены?».
В качестве основной цели своей деятельности ГРС Украины должна стремиться к активному участию в превенции конфликтов не только разрешать возникающие споры, но и предупреждать потенциальные. В этом смысле ГРС может быть площадкой достижения баланса интересов сторон при выработке прозрачных, эффективных, обоснованных решений. Совместная оценка имеющихся фактических обстоятельств регулирования повышает шанс дальнейшего исполнения принятых норм.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…