Среди актуальных и кризисных аспектов жизни современного общества важное место занимает вопрос, касающийся отходов, количество которых ежегодно увеличивается. Глобальная технологизация, постоянное расширение производства как ответ на увеличение численности населения, повышение уровня жизни и потребностей приводят к активному использованию все большего количества природных ресурсов и образованию отходов производства и потребления.
Обращение с отходами
Человек нарушает один из основных экологических законов — круговорот веществ в природе, внедряя в нее совершенно новые, абсолютно чуждые ей компоненты. Масштаб проблемы обращения с отходами требует проведения целенаправленной государственной регуляторной политики, способной устранить потенциальную или реальную угрозу для жизни, здоровья людей и состояния окружающей природной среды.
Правовое определение порядка обращения с отходами, их утилизации или вторичной переработки имеет стратегическое значение, поскольку экологическая безопасность является неотъемлемой составляющей жизни человека в настоящем и будущем. Именно от эффективности и дееспособности определенных норм, принципов, стратегий и программ зависят судьбы общества, нации и грядущих поколений.
Сегодня одним из основных законов, регулирующих обращение с отходами, можно назвать Закон Украины «Об отходах» от 5 марта 1998 года № 187/98-ВР (в редакции от 4 октября 2018 года), в соответствии с которым отходами считаются любые предметы, материалы и вещества, образовавшиеся в процессе производства или потребления.
Также это понятие включает товары (продукцию), которые частично или полностью утратили свои потребительские свойства и не используются в дальнейшем по месту их образования либо выявления и от которых их владелец избавляется, имеет намерение или должен избавиться путем утилизации либо устранения.
Следует отметить, что наиболее распространенными и привычными в обыденном понимании для нас являются отходы, получаемые от жизнедеятельности человека в жилых и нежилых помещениях (твердые, жидкие отходы, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий), которые не используются в местах их накопления.
Правовое регулирование
Примечательно, что на данный момент на законодательном уровне в достаточной мере не закреплено разделение отходов в зависимости от степени опасности, хотя на региональных уровнях ключ к разрешению этой проблемы все-таки был найден в виде локальных перечней таких отходов.
До недавнего времени в Украине действовала классификация отходов по уровню опасности в соответствии с Государственными санитарными правилами и нормами (ГСанПиН) 2.2.7.029-99 «Гигиенические требования относительно обращения с промышленными отходами и определения их класса опасности для здоровья населения», которой предусматривались следующие классы: I — чрезвычайно опасные, II — высокоопасные, III — умеренно опасные, IV — малоопасные. Согласно данной классификации твердые бытовые отходы относились к малоопасным отходам, то есть к IV классу опасности.
Более того, по ряду причин, в том числе в связи с недостаточным регулированием, отсутствует надлежащая система утилизации как бытовых, так и опасных отходов, что касается, в частности, химикатов, отходов фармацевтической промышленности и т.д.
Одной из причин возникновения проблем с утилизацией опасных отходов можно назвать установленный Законом Украины «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» мораторий на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых проверок в сфере хозяйственной деятельности. Как следствие, на рынке могут появляться компании, не имеющие надлежащей возможности утилизировать отходы, однако предлагающие при этом низкие цены на подобные услуги и, как результат, выигрывающие тендеры. Но в конечном итоге отходы не утилизируются или утилизируются не должным образом.
В контексте развития правового регулирования обращения с отходами важно следующее:
— усовершенствование действующего законодательства, касающегося обращения с отходами, в направлении устойчивого развития, обеспечения экологической безопасности и т.д.;
— внедрение положений, закрепляющих приоритет утилизации отходов над их захоронением;
— внедрение норм о сортировке отходов, а также установление строгой ответственности за их несоблюдение.
В данном направлении можно рекомендовать такие шаги, как:
— систематизация законодательства в сфере обращения с отходами;
— стимулирование сектора предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами, а также деятельности по переработке отходов и деятельности, осуществляемой с привлечением вторичного сырья как альтернативного, материального или энергетического ресурса (частные лица должны быть заинтересованы в использовании вторичного сырья, модернизации собственного производства, внедрении современных технологий с целью уменьшения себестоимости своих товаров, получения кредитных/налоговых льгот со стороны государства, а также в уменьшении негативного влияния на окружающую среду);
— расширение, дополнение сферы применения и содержания Закона Украины «Об отходах» с целью уменьшения количества подзаконных актов;
— составление общегосударственной классификации отходов в зависимости от уровней опасности;
— обеспечение надлежащего функционирования системы утилизации опасных отходов, ее правовая регламентация.
Несмотря на наличие неупорядоченных аспектов законодательства и практики в сфере обращения с отходами, существует множество актуальных путей их разрешения (наглядным примером может служить практика зарубежных государств, достигших высоких результатов в эффективности урегулирования проблемы накопления отходов (на научном уровне) и поиска приемлемых для отечественной экологической действительности средств внедрения современных технологий и введения перспективных правовых норм (на практическом уровне).
КАРГОВА Виталия — адвокат, советник ADER HABER, г. Киев,
КУРИННЫЙ Александр — юрист ADER HABER, г. Киев
Создание условий
Виктор КОМЗЮК,
юрист ЮФ Aequo
В 2017 году Кабинет Министров Украины принял Национальную стратегию обращения с отходами в Украине до 2030 года, предусматривающую разработку отдельных законов, технических регламентов, процедур нормирования, паспортизации и сертификации. Несмотря на благие намерения чиновников, урегулирование операции с отходами (цель которого состоит в уменьшении объемов мусора на свалках) может иметь обратный эффект. Введение дополнительных бюрократических процедур усложнит переработку отходов и сделает ее дороже.
Целесообразным для решения проблемы образования отходов может стать использование сертификации компаний, осуществляющих переработку мусора, по стандарту ISO 13.030.50 «Переработка». Международные стандарты понятны инвесторам и позволят финансировать строительство мусороперерабатывающих заводов за частные деньги.
Правовое регулирование должно ориентироваться на создание условий для развития мусороперерабатывающего бизнеса. Прежде всего это развитие государственно-частного партнерства, налоговые льготы для перерабатывающих мусор предприятий и т.п.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…