Агент под прикрытием — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (1090) » Агент под прикрытием

Агент под прикрытием

Государство возьмет под защиту лиц, которые готовы предоставлять помощь в разоблачении коррупции

Как свидетельствуют статистические данные Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), именно сообщения от физических лиц остаются основным источником информации о фактах коррупционных правонарушений. Но о том, что граждане готовы активно сообщать о случаях коррупции, говорить еще рано, в частности, из-за того, что украинцы боятся рисковать своей карьерой, а в некоторых случаях — жизнью. Поощрять граждан уведомлять о случаях коррупции в НАПК решили путем усиления защиты таких информаторов. Так, Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции был разработан проект Закона Украины «О защите обличителей коррупции» (законопроект), получивший одобрение НАПК 12 октября с.г. Какие предохранители от «мести» коррупционеров предусмотрены законопроектом, предлагаем разобраться.

Объект охраны

Кто же будет находиться под протекцией государства? Согласно законопроекту под защиту государства попадут как сами обличители, так и приравненные к ним лица. Обличителя коррупции статья 2 законопроекта определяет как физическое лицо, которое при наличии обоснованного убеждения, что информация является достоверной, сообщило о совершении лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции», коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения, другого нарушения требований Закона Украины «О предотвращении коррупции» специально уполномоченный субъект в сфере противодействия коррупции, государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо публичного права (в котором работает лицо, о чьих действиях направляется сообщение, либо к сфере управления или подчинения которого относится соответствующий орган), их структурное подразделение.

Приравненными к обличителям будут их близкие лица и члены семьи, а также лица, которые не сообщали о коррупции, но принимали участие в выявлении, предотвращении, прекращении или раскрытии таких нарушений, кроме работников правоохранительных органов и лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Неприкосновенные лица

Следует отметить, что защита обличителей гарантируется и сейчас Законом Украины «О предотвращении коррупции» — статьей 53 «Государственная защита лиц, предоставляющих помощь в предотвращении и противодействии коррупции». Так, в части 2 этой статьи указано, что при наличии угрозы жизни, жилью, здоровью и имуществу в отношении обличителей и членов их семей могут быть применены меры, предусмотренные Законом Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» (например, охрана, выдача средств индивидуальной защиты, замена документов и изменение внешности и т.п.). «Однако указанные меры могут быть применены только в рамках уголовного производства — в случае внесения соответствующих сведений в Единый реестр досудебных расследований и привлечения обличителя в качестве свидетеля. При этом вопрос об обеспечении безопасности обличителей возникает намного раньше: сообщения о коррупции могут направляться как в Национальное агентство по предотвращению коррупции, так и на горячую линию соответствующих органов власти. Таким образом, безопасность обличителей на стадии проверок НАПК или управлений внутренней безопасности фактически обеспечить невозможно», — рассказала о неэффективности нынешней системы защиты информаторов  Ольга Чех, помощник адвоката ЮК VB PARTNERS.

Разработчики законопроекта действующие гарантии попытались усовершенствовать. Например, относительно защиты информации об обличителях в законопроекте четко указано, что такая информация является конфиденциальной и может быть разглашена только с согласия обличителей. Кроме того, за разглашение информации об обличителях должностные лица рискуют заплатить штраф от 3400 до 6800 гривен, и вместе с тем на год лишиться права занимать соответствующие должности, так как за это деяние будет предусмотрена административная ответственность.

Но ответственность установлена не только за нарушение принципа «инкогнито», но и за различное препятствование карьерному росту информатора. Так, законопроектом предусмотрена административная и уголовная ответственность за применение лицами, наделенными властными полномочиями, негативных мер воздействия на обличителя в связи с сообщением им о коррупции. Негативными мерами воздействия, в частности, будут считаться увольнение, принуждение к увольнению, привлечение к дисциплинарной ответственности без надлежащих оснований, препятствование в прохождении службы и в продвижении по службе. На вопрос, будет ли работать данное положение на практике, ответил адвокат, юрист ЮК EQUITY Дмитрий Бондарчук: «Доказать увольнение лица в связи с сообщением о коррупционном правонарушении очень тяжело, ведь работодатель при увольнении руководствуется положениями трудового законодательства, которым предусмотрены исключительные основания для увольнения работника. Поэтому такие гарантии защиты на практике не будут расширять права работника, которого и так невозможно уволить на основаниях, не предусмотренных Кодексом законов о труде Украины».

Законопроектом также предусматривается введение уголовной ответственности за угрозу убийством, насилием, похищением или лишением свободы, причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества обличителя и приравненных к нему лиц.

Механизм защиты

Запрет негативного воздействия на обличителей — это, конечно, хорошо, но без реального механизма привлечения к ответственности такие предохранители не сработают.

Как следует из законопроекта, обличители будут находиться под покровительством НАПК, для чего им нужно лично или через представителя обратиться в этот антикоррупционный орган. Насколько же быстрой будет реакция НАПК на сигнал о необходимости защиты, вопрос спорный. Обращение относительно предоставления защиты НАПК может рассматривать месяц, а в отдельных случаях и два (Агентство на протяжении 30 дней информирует лицо о распространении в отношении него гарантий защиты, а если в указанный срок проверить информацию, содержащуюся в сообщении, невозможно, срок рассмотрения обращения продолжается до 60 календарных дней). «Предусмотренный законопроектом 30-дневный срок является неоправданно большим, особенно в связи с возможными проблемами, касающимися срока исковой давности при обращении обличителя в суд с иском, к примеру, о незаконном увольнении», — комментирует данное положение законопроекта Светлана Хеда, советник, сертифицированный медиатор ЮФ Sayenko Kharenko.

Для установления факта применения негативной меры воздействия к обличителю НАПК обращается к лицу, наделенному властными полномочиями, с запросом о предоставлении документов и информации, подтверждающих правомерность принятых решений. В противном случае, если лицо, наделенное властными полномочиями, не докажет правомерности своих действий в отношении обличителей, виновные в давлении на информаторов, как было указано ранее, привлекаются к уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

Кроме защиты со стороны НАПК обличители будут иметь право воспользоваться бесплатной правовой помощью.

Предусмотрены и финансовые предохранители. Согласно законопроекту убытки, причиненные обличителям в связи с сообщением о коррупции, вследствие незаконно принятых решений, действий или бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также их должностных и служебных лиц, будут возмещаться из государственного бюджета Украины или местного бюджета.

В целом эксперты охарактеризовали законопроект как соответствующий мировым тенденциям в сфере правового регулирования защиты прав обличителей. Однако Светлана Хеда подчеркнула, что неоправданной представляется направленность законопроекта на защиту прав обличителя в связи с выявлением коррупции лишь в публично-правовой сфере.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Зимний творец

В фокусе: Госслужба

Аналитический вклад ума

Государство и юристы

Лицевой расчет

Агент под прикрытием

Большая Палата ВС разъяснила вопрос подсудности дел о проникновении в помещение, которым владеет должник

Судья добился отмены решения ВККС о его несоответствии занимаемой должности

Правительство настаивает на замораживании судейских зарплат

Подписан закон, криминализирующий незаконное пересечение госграницы

Новые законодательные правила для авто с еврономерами

Давать отбор

Круг подсчета

LEGO защитила авторские права на свои конструкторы в Китае

Власти Италии смогут взыскать налоги с Ватикана задним числом

Документы и аналитика

Коварный знак

Конспект

Вводная артерия

Отрасли практики

Трансформация в действии

Положительный шах

Игра за интерес

Рабочий график

Карта событий

Самое важное

Tax или не tax

Шесть имеют

Проверка качества

Соблюсти Закон

Судебная практика

Разрешающая сила

Вести курс дела

Снятие моратория

При увеличении уставного капитала акционерного общества путем повышения номинальной стоимости акций возникают новые акции

Тема номера

Пути отхода

Качать все с начала

ГОСТ помощи

Параллельные прямые

Спорное разрешение

Зеленый совет

Залог сохранения энергии

Электрический толк

Коллективный поход

Трибуна

Проверьте на слово

Частная практика

Юристы KPMG Law Ukraine защитили интересы лизинговой компании

Interlegal обеспечила возврат долга за судоремонтные работы

Інші новини

PRAVO.UA