Водитель, будь бдителен! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (464) » Водитель, будь бдителен!

Водитель, будь бдителен!

В Верховном Совете Украины зарегистрирован проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» (законопроект). В частности, законопроектом предлагается внести изменения и дополнения в такие законодательные акты, как Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), Бюджетный кодекс (БК) Украины, законы Украины «О милиции», «О дорожном движении», «О пчеловодстве», «О перевозке опасных грузов», «О порядке ввоза (пересылки) на Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины».

Полномочия органов

Первое, что изменяется, это — терминология. Так, вместо термина «автомототранспортные средства» в тексте законов предлагается употреблять понятие «колесные транспортные средства».

Примечательно также, что эти изменения частично направлены на исполнение небезызвестного Указа Президента Украины, которым предлагается ликвидировать Государственную автомобильную инспекцию. Например, изменениями в Закон Украины «О дорожном движении» предлагается все функции, которые ныне выполняет ГАИ, передать подразделениям Госавтоинспекции Министерства внут­ренних дел Украины и патрульной службы МВД.

Изменяются также полномочия государственных органов в сфере регулирования безопасности дорожного движения. Так, изменениями в Закон Украины «О милиции» предлагается установить, что обязанностью милиции является не только регистрация и учет автомототранспортных средств, но и систематизация сведений об их собственниках.

Кроме того, как следует из законопроекта, стражам порядка предлагается разрешить временно изымать удостоверения водителя. Хотя после принятия этого проекта как закона милиция будет не вправе «лишать водителей в предусмотренных законодательством случаях права управления транспортными средствами». Предложенный вариант редакции вряд ли можно назвать демократичным. Ведь однажды такого полномочия сотрудников милиции уже лишали. В то же время абсолютно не регламентируются случаи, когда милиция уполномочена использовать такое право, и как оформляется процесс изъятия документа. А значит, возможны злоупотребления и, как следствие, — коррупция.

Сколько лет водителю?

В Законе Украины «О дорожном движении» предлагается изменить и ряд других статей. Среди прочих изменениям подвергнется статья 15, которой устанавливаются основные требования относительно допуска к управлению транспортными средствами, в частности повышается возрастной ценз. Ныне мототранспортными средствами и мотоколясками можно управлять с 16 лет, автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовиков, обустроенных для перевозки более 8 пассажиров), трамваями и троллейбусами — с 18-ти, автобусами, грузовиками, обустроенных для перевозки более восьми пассажиров — с 19-ти. После принятия этого законопроекта как закона для получения права на управление отдельными категориями транспортных средств надо будет ждать до 21 года. В частности, предлагается установить, что управление разрешается:

— автотранспортными средствами и мотоколясками — лицам с 16-летнего возраста;

— автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов, трамваев и троллейбусов) — с 18-летнего возраста;

— грузовыми автомобилями с прицепами, а также для перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — с 19-летнего возраста;

— автобусами — достигшим 21 года.

Кстати, в предложенной редакции право на управление трамваями и троллейбусами не указано — наверное, управление этими видами транспортных средств приравнено к управлению автобусами.

Изменениями к этой статье также предлагается изменить порядок приобретения такого права. Так, если ныне для получения права управления транспортным средством гражданин должен пройти предусмотренную для того или иного транспортного средства подготовку, то изменения предусматривают, что заинтересованное лицо должно также успешно сдать теоретический и практический экзамены. Помимо этого, учреждения, в которых могут сдаваться экзамены на приобретение права на управление транспортными средствами соответствующей категории и типа, предлагается четко ограничить исключительно подразделениями Госавтоинспекции МВД.

Вызывает интерес и предложение «узаконить» талон к удостоверению водителя, установив, что права на управление транспортными средствами соответствующей категории подтверждаются удостоверением водителя и талоном к удостоверению водителя. Ныне необходимость наличия такого талона регулируется исключительно постановлением Кабинета Министров Украины. Кстати, эта необходимость ­иногда вызывала негодование у водителей, у которых требовали предъявления вместе с правами и талона как документа, подтверждающего право управления транспортным средством.

Отдайте ваши права!

На случай, если регулирование дорожного движения будет передано Госавтоинспекции и патрульной службе МВД, авторы законопроекта предлагают установить обстоятельства, при которых должностные лица указанных служб имеют право проводить изъятие удостоверения водителя, а именно — при наличии преду­смотренных законами оснований. При этом конкретизируется, что такое изъятие является временным, и о нем делается соответствующая запись в протоколе об административном нарушении. В проекте также указано, что в таких случаях до рассмотрения дела об административном правонарушении лицу выдается временное разрешение на право управления транспортными средствами с установленным сроком действия.

Собственно, если данный законопроект будет принят в этой редакции, протокол изъятия будет составляться в том случае, если изъятие будет осуществляться сотрудниками Госавтоинспекции или патрульной службы МВД. А вот милиционеры, как указывалось выше, смогут изы­мать водительские удостоверения без составления протокола.

Другие пути повышения безопасности движения

В целях обеспечения большей безопасности на дорогах также предлагается установить, что движение велосипедис­тов, гужевого транспорта, прогон скота осуществляется не в порядке, утвержденном государственными органами по ­безопасности движения, а с использованием дублирующих дорог и обочин. Причем такое движение не может осуществляться на автодорогах государственного значения.

Авторы законопроекта, помимо прочего, предлагают ввести понятие временного задержания транспортных средств. Для этого предусмотрено введение в Закон Украины «О дорожном движении» статьи 371, согласно тексту которой временное задержание и доставка на специальные площадки для хранения транспортных средств проводится в случае, если:

— у водителя отсутствуют документы, подтверждающие право пользования или распоряжения транспортным средством либо управления им;

— эксплуатируемое транспортное средство не зарегистрировано (не перерегистрировано) либо на нем отсутствуют номерные знаки или талон прохождения государственного технического осмотра;

— на транспортном средстве устранены или подделаны идентификационные номера агрегатов;

— водитель находится в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения либо под действием медицинских препаратов, снижающих бдительность и быстроту реакции. В том числе — если водитель отказывается проходить соответствующую проверку для определения, находится ли он в состоянии какого-либо опьянения, или под действием указанных медицинских препаратов.

Отметим, что за нарушение правил благоустройства города (что ныне актуально для мегаполисов), в частности, за нарушение правил парковки, задержание транспортных средств проектом не преду­смотрено.

Немало внимания в проекте уделено повышению административной ответственности за нарушение тех или иных правил дорожного движения, что в целом должно стать превентивным механизмом, повышающим ответственность участников оного. Хотя в некоторых положениях, в частности, в указанных выше, законопроект весьма противоречив и требует тщательной доработки.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Что нужно административным судам

Лучше качеством, чем количеством!

Формируем админсуды ударными темпами

Деловая практика

Когда платить проценты

Законодательная практика

Водитель, будь бдителен!

Комментарии и аналитика

Правонарушения в сфере спорта: допинг

Таможня берет добро... с конфискацией

Торговый знак — это не для физлица

Неделя права

Объединение ради единства

Таисия Повалий отсудила бренд «Тая»

Рассмотрели, утвердили...

Временной комиссии — не время?

Реестр событий

Юбилейные планы Комиссии

Спасательный круг для ВСУ

Парламентское «меню»

Судебная практика

Бухгалтерский автограф

Судебные решения

Нотариусы не являются предпринимателями

Об установлении льгот в сфере налогообложения

Об исправлении ошибок в показателях в составе налоговой декларации

Об аспектах возмещения ущерба

Тема номера

«Сертифицированный» акционер

Трибуна

Специфика прокурорского «надзора»

Частная практика

Наследственные муки

Юридический форум

«Альтернативное» судопроизводство

Перспективы развития трудового права

Інші новини

PRAVO.UA