Правонарушения в сфере спорта: допинг — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (464) » Правонарушения в сфере спорта: допинг

Правонарушения в сфере спорта: допинг

Применение допинга (нарушение антидопинговых правил) является самым распространенным и наиболее преследуемым правонарушением в сфере спорта, лежащим в плоскости нескольких отраслей права. Именно за это правонарушение предусмотрено несколько видов ответственности одновременно — административная, гражданская, дисциплинарная и в особых случаях уголовная. В последнее десятилетие все чаще на слуху громкие скандалы по поводу применения допинга. Учитывая то, что глобальная коммерциализация спорта накладывает свой отпечаток и уличенный в применении допинга спортсмен лишается медали, всех заработанных призовых денег, равно как и достигнутых результатов, неудивительно, что иногда допинговые скандалы просто-таки гремят.

Попробуем разобраться детальнее, почему столь пристальное внимание обращено именно к этому нарушению, ведь в спорте, как и в любом другом виде человеческой деятельности, встречаются самые разные правонарушения и даже преступления, но о них мы слышим гораздо реже. К примеру, нарушение общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий, организация и осуществление запрещенных видов спорта, опасных для жизни, экономические преступления (подкуп атлетов или судей, хищение и незаконное использование имущества, уклонение от уплаты налогов) и т.д.

В отечественном законодательстве этот вопрос регулируют ряд нормативно-правовых актов: Верховным Советом Украины ратифицирована Международная конвенция по борьбе с допингом в спорте, принят Закон Украины «Об антидопинговом контроле в спорте», при разработке которого был взят за основу Всемирный антидопинговый кодекс, постановлением Кабинета Министров Украины создан Национальный антидопинговый центр.

Согласно статье 1 Закона Украины «Об антидопинговом контроле в спорте», допингом являются вещества и методы, используемые для повышения работоспособности спортсменов, являющиеся потенциально небезопасными для их здоровья и запрещенные для использования Антидопинговым кодексом Олимпийского движения и компетентными органами соответствующих организаций. Здесь имеются в виду такие организации, как Национальный антидопинговый центр, Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), антидопинговые комиссии при федерациях по видам спорта, как на национальном, так и на международном уровне. Также к органам, ответственным за принятие, исполнение или претворение в жизнь антидопинговых правил в рамках своих полномочий относятся: Международный олимпийский комитет, Международный параолимпийский комитет, международные организации спортивного профиля, организаторы крупных спортивных соревнований.

Антидопинговые правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, контролирующими условия, в которых проводятся конкретные соревнования. Атлеты принимают эти правила как условия участия в них. Антидопинговые правила не подлежат и не ограничиваются требованиями и правовыми нормами, применяемыми для рассмотрения уголовных или служебных дел. Принципы и нормы, изложенные во Всемирном антидопинговом кодексе, представляют собой консенсус сторон, его подписавших и заинтересованных в честном спорте. Эти правила должны приниматься и уважаться всеми судами и судебными органами, как-то: арбитражными комиссиями при спортивных федерациях, контрольно-дисциплинарных комитетах, третейскими судами и пр.

Список нарушений, за которые преду­смотрена ответственность, унифицирован и всеми странами закреплен во внутренних правовых актах, регулирующих этот вопрос. Но при этом процедура слушания дела об антидопинговом нарушении и управление результатами, полученными в результате такого расследования, отличаются во всех странах и в каждом конкретном случае, но при этом они не противоречат основным принципам такой процедуры, изложенной в Антидопинговом кодексе.

При этом с юридической точки зрения существует интересный аспект. При тестировании делаются две пробы (А и Б). При обнаружении запрещенных инстанций в первой пробе (А) по желанию атлета вскрывается вторая проба (Б). Если результат так же окажется положительным, начинается расследование: как и при любом разбирательстве, пишутся объяснительные, собираются доказательства. Атлет имеет право подавать апелляции и жалобы на процедуру проведения расследования и слушаний по делу, жаловаться на нарушения, имевшие место во время взятия проб, то есть права конкретного человека не нарушаются. Но в случае вынесения окончательного решения не в пользу атлета, а именно его дисквалификации — отстранения от соревнований на конкретный период (от двух месяцев и до пожизненного), подача жалоб в суд, апеллирование принятых дисциплинарными органами решений на практике со стопроцентной точностью будут рассмотрены и …оставлены в силе.

При обнаружении в организме атлета запрещенных веществ (независимо от того, употреблял он их самостоятельно, сознательно или несознательно, халатно или ошибочно) он признается виновным в нарушении антидопинговых правил. Атлет несет полную ответственность за то, что попадает в его организм, при этом доказать, что имел место саботаж, практически невозможно. Если тестирование имело место во время соревнований, показанный результат аннулируется, медаль отбирается. Если при этом атлетом был получен денежный приз, он также подлежит возврату. При контроле вне соревнований — только дисквалификация.

Если атлет уклоняется от сдачи анализа на наличие в организме запрещенных веществ и не является в установленное время в пункт забора проб, он считается виновным в нарушении антидопинговых правил.

Внесоревновательный контроль предполагает постоянное информирование атлетом офицеров допинговой службы о своем месте пребывания, для того чтобы в любой момент его могли пригласить для сдачи теста. В какой-то степени это является нарушением прав человека, поскольку ограничивает возможность передвигаться свободно, лишает права на конфиденциальность. С другой стороны, это издержки профессии, на которые атлет соглашается добровольно, выбирая ее. Таким образом, постоянно обладая информацией о месте нахождения атлета, офицеры службы допинг-контроля могут в любое время потребовать у атлета сдать необходимые анализы. При этом какие-либо ссылки на занятость и срочные дела не берутся в расчет, если не случаются уж совсем форс-мажорные обстоятельства, которые при дальнейшем расследовании надо еще доказать.

Антидопинговая организация, заявляя о нарушении антидопинговых правил атлетом, берет на себя обязательство доказать, что такое нарушение имело место со стороны именно атлета. Факты нарушения антидопинговых правил могут устанавливаться любым способом, включая признание и свидетельство третьего лица.

По общепринятому правилу процедура забора проб происходит согласно международным стандартам проведения такого анализа и исключительно сотрудниками аккредитованной ВАДА лаборатории. При этом атлет имеет право на опровержение этого предположения, доказав, что взятие пробы проводилось с нарушением международных стандартов. Если атлету все же удается опро­вергнуть предварительные обвинения, указав на допущенные нарушения международных стандартов, антидопинговой организации необходимо доказать обратное и указать, что имевшие место нарушения не повлияли на достоверность полученного результата.

Список запрещенных к применению атлетами препаратов пересматривается ежегодно и рассылается всем странам для ознакомления. Список запрещенных препаратов и поправки к нему вступают в силу по истечении трехмесячного срока пос­ле официальной публикации его ВАДА.

Интересным также является тот факт, что список запрещенных препаратов общий и един для всех видов спорта, но может конкретизироваться в зависимости от вида спорта для соревновательных и внесоревновательных сезонов. Таким образом, принятие одного медицинского препарата для двух атлетов по разным видам спорта в зависимости от «времени года» будет иметь разные последствия: для одного — дисквалификация со всеми вытекающими последствиями (лишение результата, медали, денег, осуждение спортивной общественностью, увольнение с работы), а для другого — предупреждение.

Особое внимание всегда уделяется процедуре управления полученным пос­ле тестирования результатом, если проба дала положительный результат. Изначально необходимо выяснить, имел ли атлет соответствующее разрешение на использование обнаруженного препарата в терапевтических целях (при астме, диабете, псориазе, рините, конъюнктивите и т.п.) и таким образом ничего не нарушал, и не было ли каких-либо грубых нарушений процедуры взятия проб.

Удостоверившись в отсутствии вышеуказанных обстоятельств, антидопинговая организация незамедлительно извещает атлета о результатах тестирования и начинает дополнительное расследование. Атлет имеет право потребовать вскрыть вторую пробу (Б) и при этом присутствовать лично и иметь представителя; он также может запросить копии всех документов лабораторной документации касательно обеих проб и удостовериться в наличии в этой документации всех данных, предусмотренных Международными стандартами проведения лабораторного анализа.

Во время проведения расследования и слушаний по делу атлет может быть временно отстранен от участия в соревнованиях. Если применение временного отстранения от участия в соревновании связано с результатом первой пробы, а вскрытие второй пробы не подтвердило первично полученный результат, то атлет не подлежит наказанию и все ранее примененные к нему санкции подлежат отмене. Таким образом, если сам атлет или его команда были отстранены от участия в соревнованиях и это не будет иметь значительного влияния на ход соревнований, то все еще существует возможность возобновить участие в них. Имеет ли смысл отстранять команду? Ведь любого игрока/участника команды можно заменить. Скорее всего, следует отстранять от учас­тия в соревнованиях только подозреваемое лицо.

За одно нарушение антидопинговых правил наказание могут понести несколько лиц одновременно (сам атлет и лицо, склонившее его к употреблению запрещенного препарата (метода) или предоставившее ему этот препарат (метод)). Нередко в таких случаях к ответственности привлекают врачей команды. При этом Антидопинговым кодексом предусмотрено более строгое наказание лица из персонала, работающего с атлетом, торгующего запрещенными препаратами или незаконно их прописывающего: минимальная санкция — четырехлетняя дисквалификация без права работать в какой-либо сфере, связанной со спортом. Кроме того, час­то такие нарушения лежат в плоскости уже не спортивной сферы и могут фиксироваться в компетентных административных, правоохранительных органах с передачей материалов в судебные инстанции.

Право атлета на справедливое слушание (что особо важно с юридической точки зрения) выражается в следующем: каждая антидопинговая организация, занимающаяся управлением результатов теста, должна обеспечить процесс слушания для лица, обвиняющегося в нарушении антидопинговых правил. Слушания должны осуществляться в соответствии с такими принципами:

— своевременно;

— справедливым и непредубежденным органом слушания;

— с правом быть представленным адвокатом за свой счет;

— с правом иметь объективную информацию об обвинении в нарушении антидопингового правила;

— с правом подачи возражений на заявление о нарушении антидопингового правила.

Каждая сторона имеет право на предоставление доказательств, включая право на вызов и допрос свидетелей (как в телефонном режиме, так и в письменной форме). Атлет имеет право нанять при необходимости переводчика.

Решение антидопинговой организации по делу о нарушении антидопинговых правил должно быть письменным, обоснованным и принятым в кратчайшие сроки, при этом ни одним документом такие сроки не регламентированы (были случаи рассмотрения более одного года).

Отдельно стоит уделить внимание согласованию санкций в случае уличения в нарушении антидопинговых правил. Эта сфера вызывает наибольшее количество обсуждений и дебатов, особенно у спортивных юристов. Аргументы против требования согласования санкций базируются на отличиях между видами спорта, включая, например, такие: в одних видах спорта атлеты являются профессионалами и получают за свою работу деньги, а в других — любителями; в тех видах спорта, где карьера атлета короткая (спортивная, художественная гимнастика), два года дисквалификации (наиболее распространенная санкция) имеют роковое значение, в отличие от тех, где карьера атлета достаточно продолжительна (стрельба, конный спорт).

Главный аргумент в пользу согласования таков: несправедливой является дисквалификация двух атлетов в одной стране за одно и то же нарушение антидопинговых правил в идентичных условиях на разные сроки только по той причине, что они выступают в разных видах спорта. Гибкость в наложении санкций рассмат­ривается в качестве возможности делать поблажки некоторым лицам, употребляющим допинг. Недостаточная согласованность санкций зачастую является источником именно юридических конфликтов среди международных федераций и национальных антидопинговых организаций. На Всемирной конференции по допингу в спорте, которая проводилась в Лозанне в 1999 году, была поддержана санкция в виде двухлетней дисквалификации за первое серьезное нарушение антидопинговых правил с пожизненной дисквалификацией за второе нарушение. Это решение отражено в Антидопинговом кодексе.

При этом с чисто юридической точки зрения непонятен момент разграничения серьезного и незначительного нарушения антидопинговых правил и, соответственно, варьирования санкций (от предупреждения и двухмесячной дисквалификации до двухлетней). Согласно Антидопинговому кодексу, атлет не лишен права представить смягчающие вину обстоятельства с тем, чтобы при втором или третьем нарушении срок его дисквалификации был меньше установленного соответствующей статьей этого документа.

Также заметны и аналогии с уголовным правом. Например, при отдельных многоразовых нарушениях. Для применения соответствующего наказания антидопинговой организации нужно доказать, что конкретное рассматриваемое правонарушение не первое. Имеет место наказание за совокупность правонарушений, когда более суровое наказание поглощает менее суровое.

Например, когда после проведения одного теста было обнаружено, что атлет использовал стимулятор и еще какой-либо запрещенный препарат, такое нарушение рассматривается как единое нарушение, но при этом санкции должны базироваться на запрещенном препарате или методе, за употребление которого предусмотрено более суровое наказание. В случае выявления двух отдельных нарушений антидопинговых правил, одно — использование запрещенных стимуляторов, второе — нарушение процедуры взятия проб (неявка на тест, препятствование действиям офицеров допинг-контроля), период дисквалификации за второе правонарушение должен быть уже минимум два и максимум три года. При третьем нарушении любой атлет получает пожизненную дисквалификацию и вообще никаким видом спорта в своей жизни заниматься не имеет права. В то же время, проводя аналогию с административным или уголовным правонарушением, лицо лишь на время ограничивается в возможности заниматься каким-то видом деятельности (занятие ответственных должностей, запрет на вождение транспортных средств и т.п.).

Срок наказания также может быть уменьшен за «прилежное поведение» и за ведение активной пропаганды в борьбе против допинга. В разбирательствах о нарушении антидопинговых правил также возможно доказывание халатности или неосторожности, что влечет за собой уменьшение санкции, но на практике трудно доказуемо. Поводом к уменьшению санкции после ее вступления в силу может стать «помощь дисквалифицированного атлета в выявлении и установлении нарушения антидопинговых правил, совершенного другим лицом» (но такое уменьшение не может быть меньше половины назначенной ранее санкции). Пожизненная дисквалификация может быть сокращена не менее чем до восьми лет. Атлет во время дисквалификации проходит тестирования и в обязательном порядке в конце срока дисквалификации, что дает ему право выхода из нее. Во время дисквалификации он должен вести разъяснительные работы о вреде допинга в массах, выступать на семинарах и конференциях, касающихся борьбы с допингом, что доказывает его исправление.

В принципе, любой спор, рассматриваемый в соответствии с требованиями Антидопингового кодекса, можно обжаловать в апелляционном порядке в Международном спортивном арбитражном суде. Решение, принятое в первой инстанции, остается в силе до тех пор, пока апелляционная инстанция не примет другого решения. Это правило тем интересно, что противоречит общепринятым нормам права — по общему правилу апелляция приостанавливает действие обжалуемого решения.

Личности атлетов, чьи тесты показали положительный результат, не должны объявляться общественности до окончания административной проверки. Не позднее 20 дней после проведения слушаний, на которых было определено, что имело мес­то нарушение антидопинговых правил, или это слушание отложено, или объявлено временное отстранение, или в случае необжалования вовремя принятого решения, антидопинговая организация, проводившая расследование, должна официально огласить его результаты.

Таким образом, именно борьба с допингом на сегодня является главной проблемой в спорте и наиболее прогрессирующим направлением, поскольку совершенно очевидно, что в спорте существует разделение на два лагеря: ищущие как принять допинг и не попасться и те, кто борется всеми силами с допингом, изобретая новые технологии по обнаружению запрещенных методов и препаратов. Допинг стал просто-таки смертельной угрозой для всего спорта, и на борьбу с ним не жалеют ни сил, ни средств. Именно антидопинговая работа направлена на то, чтобы сохранить ценности спорта — справедливую борьбу, чистоту спорта, уважение к себе и соперникам, уважение правил и законов, интерес общественности к спорту.

БОРДЮГОВА Анна юрисконсульт Федерации футбола Украины, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Что нужно административным судам

Лучше качеством, чем количеством!

Формируем админсуды ударными темпами

Деловая практика

Когда платить проценты

Законодательная практика

Водитель, будь бдителен!

Комментарии и аналитика

Правонарушения в сфере спорта: допинг

Таможня берет добро... с конфискацией

Торговый знак — это не для физлица

Неделя права

Объединение ради единства

Таисия Повалий отсудила бренд «Тая»

Рассмотрели, утвердили...

Временной комиссии — не время?

Реестр событий

Юбилейные планы Комиссии

Спасательный круг для ВСУ

Парламентское «меню»

Судебная практика

Бухгалтерский автограф

Судебные решения

Нотариусы не являются предпринимателями

Об установлении льгот в сфере налогообложения

Об исправлении ошибок в показателях в составе налоговой декларации

Об аспектах возмещения ущерба

Тема номера

«Сертифицированный» акционер

Трибуна

Специфика прокурорского «надзора»

Частная практика

Наследственные муки

Юридический форум

«Альтернативное» судопроизводство

Перспективы развития трудового права

Інші новини

PRAVO.UA