Торговый знак — это не для физлица — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (464) » Торговый знак — это не для физлица

Торговый знак — это не для физлица

В одном из разговоров мы с коллегой затронули очень интересную тему: считать ли правильным то, что, в соответствии с Законом Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (Закон), зарегистрировать на свое имя знак для товаров и услуг может физическое лицо, причем оговорки или указания на то, что это физическое лицо как минимум должно иметь статус субъекта предпринимательской деятельности, в Законе нет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона лицо, которое желает получить свидетельство Украины на знак для товаров и услуг, подает в ведомство заявку на выдачу свидетельства на знак для товаров и услуг. В статье 1 Закона под лицом понимают как физическое, так и юридическое лицо, что, кстати, также предусмот­рено статьей 493 Гражданского кодекса Украины (ГК).

В статье 17 этого же Закона указано, что владелец свидетельства обязан добросовестно пользоваться правами, предоставляемыми свидетельством, заметьте — добросовестно. Следовательно, владелец должен использовать зарегистрированный в установленном порядке знак для товаров и услуг, поскольку неиспользование знака для товаров и услуг влечет за собой возможность аннулирования третьими лицами такой регистрации.

Согласно статье 495 ГК, имущественными правами интеллектуальной собственности на торговую марку являются:

— право на использование торговой марки;

— исключительное право разрешать использование торговой марки;

— исключительное право препятствовать неправомерному использованию торговой марки, в том числе запрещать такое использование;

— другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Именно на добросовестности использования имущественных прав, вытекающих из свидетельства на знак для товаров и услуг, хотелось бы остановиться более подробно, при условии, что свидетельство получено физическим лицом.

Под использованием знака в статье 16 Закона понимают маркировку этим знаком любого товара, для которого он зарегистрирован, и предложение его (этого товара) к продаже, сама продажа. Использование его во время предложения и предоставления любой услуги, для которой этот знак зарегистрирован.

Таким образом, владелец свидетельства на знак для товаров и услуг обязан вес­ти хозяйственную деятельность, то есть быть субъектом рыночных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями. В Международном классификаторе товаров и услуг присутствует довольно большое количество товаров и услуг, для производства или оказания которых в соответствии с украинским законодательством следует получить соответствующую лицензию на право производства товаров и/или оказания услуг. А их в силу специфики ведения хозяйственной деятельнос­ти на территории Украины выдают исключительно юридическим или приравненным к ним лицам.

В статье 50 ГК предусмотрено право физического лица на осуществление предпринимательской деятельности при условии государственной регистрации.

Получается, что знак для товаров и услуг, зарегистрированный физическим лицом, априори не может быть использован самим физическим лицом, не зарегистрированным в установленном порядке как субъект предпринимательской деятельности. Говорить о добросовестнос­ти использования прав, ­предоставленных свидетельством на знак для товаров и услуг его владельцу, если при этом владелец является физическим лицом, уже практически нет необходимости.

Рассматриваем ситуацию дальше. Владелец свидетельства имеет право предоставлять разрешение (выдавать лицензию) на использование зарегистрированного знака для товаров и услуг третьим лицам (пункт 8 статьи 16 Закона). Но при этом в том же пункте 8 статьи 16 Закона преду­смотрено, что лицензионный договор в обязательном порядке должен содержать условие о контроле качества товаров и/или услуг, производимых и/или оказываемых под этим знаком. Простите, о каком контроле качества может идти речь, если физическое лицо — владелец свидетельства на знак для товаров и услуг, не являясь субъектом предпринимательской деятельности, не имеет права ни производить, ни предоставлять товары и/или услуги. А требования лицензиара о конт­роле качества выпускаемой продукции и/или предоставляемой услуги, причем ни товар, ни услуга не производились и не оказывались ранее, выглядят абсурдно. Получается, что такого договора просто не может быть, поскольку ситуация сродни словам из сказки: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Так и тут: разрешаем производить товар под нашим торговым знаком, определенного качества, но вот какого качества — неизвестно и непонятно. Что, кстати, может привести к ухудшению качества продукта и отразиться на потребителе.

Правда, ситуация выдачи разрешения на использование знака для товаров и услуг (лицензии) физическим лицом физическому лицу выглядит абсурдной вдвойне.

При отсутствии возможности использования знака для товаров и услуг владелец все-таки имеет право продавать лицензии на использование. В договоре о предоставлении права пользования (лицензионном договоре) зарегистрированным знаком в обязательном порядке должна присутствовать норма «платежи по лицензионному договору».

Следовательно, говорить о добросовестном использовании не приходится, поскольку владелец свидетельства сам знак использовать не имеет права, не нарушая норм действующего законодательства и не являясь субъектом предпринимательской деятельности, а вот продавать права на использование имеет право и, соответственно, получать с этого доход.

Такой лицензионный договор выглядит по меньшей мере вводящим в заблуждение. Владелец свидетельства уже должен использовать свои права, но за неимением возможности расширить свое дело предоставляет лицензию третьим лицам. Оставаясь владельцем, он может в момент изменения качества продукта в худшую сторону прекратить такое сотрудничество, дабы защитить свой знак от недобросовестных партнеров, а не торговать правами, вытекающими из свидетельства на знак для товаров и услуг.

Отмечу, что обладатель лицензии, налаживая выпуск продукции, маркируемой знаком, делает невозможным использование заинтересованными лицами требования законодательства об использовании знака в течение трех лет (пункт 4 статьи 18 Закона).

Итак, продолжим. У владельца зарегистрированного знака для товаров и услуг остается еще две функции — возможность продать знак или запретить третьим лицам использовать знак для товаров и услуг. Но при условии использования только этих двух функций, по моему мнению, владелец знака не выполняет требования статьи 17 Закона о добросовестном использовании зарегистрированного знака.

Отсутствие других прав, кроме продажи знака, выдачи лицензии на его использование и самое главное — запрета третьим лицам пользоваться своим знаком, позволяет сделать вывод, что такая регистрация больше похожа на акт недобросовестной конкуренции.

Указанная в Законе возможность аннулирования ре­гистрации только по прошествии трех лет со дня публикации сведений о выдаче свидетельства (пункт 4 статьи 18 Закона) утрачивается при налаживании лицензиатом выпуска продукции по лицензии.

Выходит, что такая регистрация — сдерживающий фактор на пути развития честной рыночной конкуренции.

Заглянув в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», я обнаружил пункт 3 статьи 2, в котором указано, что обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо. При этом, согласно пункту 2 статьи 28 данного Закона РФ, свидетельство признается недействительным, если охрана была предоставлена с нарушением требований, установленных пунктом 3 статьи 2 настоящего Закона.

Таким образом, в России подать заявку как физическое лицо можно, но при получении свидетельства у тебя должен быть уже соответствующий статус. Если же при получении свидетельства этот статус отсутствует, торговая марка находится под ежеминутной угрозой аннулирования.

Проблема решена очень просто, такая регистрация на совести самого заявителя, а норма о признании недействительным выданного свидетельства предотвращает возможные злоупотребления, связанные с регистрацией знаков для товаров и услуг.

Выводы относительно возможности или невозможности регистрации знака для товаров и услуг на физическое лицо, разрешенной в украинском законодательстве, напрашиваются сами собой. Да и помимо выводов возникает вопрос — как с такой регистрацией можно сопоставить функцию зарегистрированного знака, помимо индивидуализации товаров и услуг на рынке, быть гарантом качества продукции и/или услуги?..

ГОЛЬБЕРГ Дмитрий — генеральный директор «Национальной юридической лаборатории интеллектуальной собственности», патентный поверенный Украины, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Что нужно административным судам

Лучше качеством, чем количеством!

Формируем админсуды ударными темпами

Деловая практика

Когда платить проценты

Законодательная практика

Водитель, будь бдителен!

Комментарии и аналитика

Правонарушения в сфере спорта: допинг

Таможня берет добро... с конфискацией

Торговый знак — это не для физлица

Неделя права

Объединение ради единства

Таисия Повалий отсудила бренд «Тая»

Рассмотрели, утвердили...

Временной комиссии — не время?

Реестр событий

Юбилейные планы Комиссии

Спасательный круг для ВСУ

Парламентское «меню»

Судебная практика

Бухгалтерский автограф

Судебные решения

Нотариусы не являются предпринимателями

Об установлении льгот в сфере налогообложения

Об исправлении ошибок в показателях в составе налоговой декларации

Об аспектах возмещения ущерба

Тема номера

«Сертифицированный» акционер

Трибуна

Специфика прокурорского «надзора»

Частная практика

Наследственные муки

Юридический форум

«Альтернативное» судопроизводство

Перспективы развития трудового права

Інші новини

PRAVO.UA