В последнее время особое внимание в рамках судебной реформы уделялось Верховному Суду Украины (ВСУ), его правовому статусу и порядку деятельности. Однако любые попытки усовершенствовать этот правовой институт сопровождаются последующей необходимостью внесения дополнительных изменений.
Такой вывод обусловлен следующим. В начале 2015 года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд». Законодателем, в частности, были одобрены новшества относительно статуса решений ВСУ. Тем не менее, закрепляя обязательный характер решений ВСУ для всех органов власти, парламентарии дали возможность судам отступать от таких решений, что соответственно нивелирует позитивное значение таких законодательных изменений для судебной реформы в целом.
Вместе с тем 21 мая 2015 года в Верховном Совете Украины был зарегистрирован новый законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно начала реальной реформы судебной ветви власти № 2932. Ключевые предложения указанного проекта — введение понятия «правовая позиция ВСУ», лишение судов права отходить от правовой позиции ВСУ, введение процедуры рассмотрения ВСУ дел, в которых присутствуют одновременно несколько правовых позиций в подобных правоотношениях, и принятия решений по таким делам, увеличение сроков на обжалование в ВСУ решений судов на основании их несоответствия правовой позиции ВСУ и др.
Однако рассмотрение и принятие такого законопроекта сегодня не целесообразно, поскольку в настоящее время создана Временная специальная комиссия Верховного Совета Украины по вопросам подготовки законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины, в рамках работы которой предусматривается, в частности, обновление положений о судебной ветви власти. В частности, Пленум ВСУ принял постановление «О предложениях ВСУ Временной специальной комиссии Верховного Совета Украины по вопросам подготовки законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины» от 11 апреля 2014 года № 1, в котором предложил сформировать трехзвенную судебную систему и изменить правовые основы судоустройства Украины.
С учетом этого с целью соблюдения единства в проведении судебной реформы и усовершенствования правового статуса ВСУ имплементация предложений инициатора указанного выше законопроекта в законодательство представляется целесообразной после получения результатов работы указанной Временной специальной комиссии Верховного Совета Украины.
ФИЛОНЕНКО Евгений — старший юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…