23 июня с.г. Верховный Совет Украины 276 голосами предварительно одобрил законопроект № 4180 «О внесении изменений в Конституцию Украины» (законопроект).
Помимо того, что законопроект предусматривает усовершенствование механизма функционирования государственной власти, распределение полномочий между Президентом Украины и органами государственной власти, обеспечение баланса между ветвями власти, эффективного сотрудничества парламента и правительства, он вносит и некоторые изменения в систему функционирования прокуратуры и судов.
Законопроект предлагает расширить конституционные полномочия прокуратуры Украины еще одной функцией: надзор за соблюдением прав человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Предполагается, что данные полномочия органы прокуратуры будут выполнять на протяжении пяти лет со дня вступления законопроекта в силу.
Данное изменение перекликается с принятым в первом чтении законопроектом № 3757 «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре». В соответствии с данным проектом задачами такого надзора являются предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства относительно прав и свобод человека и гражданина, защита их интересов. С этой целью по заявлениям и сообщениям о нарушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии оснований — по собственной инициативе, прокурор будет проверять:
1) соответствие актов, издаваемых всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, требованиям Конституции Украины, действующим законам и указам Президента Украины;
2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, трудовых, личных правах и свободах человека и гражданина, защите их чести и достоинства.
Законопроект также предлагает внести изменение в Конституцию Украины, согласно которому Верховный Совет будет давать согласие не только на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины, но и на увольнение его с должности.
По мнению разработчиков, практика показала преждевременность перехода к бессрочному избранию судей, поэтому в законопроекте предлагается установить, что судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины (КСУ), избираются Верховным Советом Украины сроком на десять лет, а не бессрочно, как раньше. Это положение будет применяться к судьям, которых будут избирать, начиная со дня вступления в силу законопроекта.
Если в настоящее время предельный возраст пребывания на должности судьи независимо от суда составляет 65 лет, то законопроект предлагает увеличить эту границу для судей КСУ и Верховного Суда Украины до 70 лет, что поставит судей в неравное положение.
В соответствии с законопроектом изменяется и порядок формирования КСУ. Его судьи будут назначаться Президентом Украины и Верховным Советом Украины на паритетных началах — по девять судей. Таким образом, съезд судей уже не будет иметь прежнего влияния на формирование этого органа, избирая шесть судей, как в настоящее время.
Таким образом, по нашому мнению, законопроект существенным образом ухудшает положение судебной ветви в целом и каждого судьи в частности. Отмена бессрочного избрания судей, введение дискриминационных возрастных различий между судьями судов разных уровней, а также лишение съезда судей роли органа, формирующего КСУ, — все это не только не может привести к объективному и справедливому правосудию, независимости и неприкосновенности самих судей, но, похоже, преследует абсолютно противоположные цели.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…