Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №30 (344) » Угроза независимости судебной власти

Угроза независимости судебной власти

Проблемные вопросы законопроекта о внесении изменений в Конституцию

23 июня с.г. Верховный Совет Украины 276 голосами предварительно одобрил законопроект № 4180 «О внесении изменений в Конституцию Украины» (законопроект).

Помимо того, что законопроект предусматривает усовершенствование механизма функционирования государственной власти, распределение полномочий между Президентом Украины и органами государственной власти, обеспечение баланса между ветвями власти, эффективного сотрудничества парламента и правительства, он вносит и некоторые изменения в систему функционирования прокуратуры и судов.

Законопроект предлагает расширить конституционные полномочия прокуратуры Украины еще одной функцией: надзор за соблюдением прав человека и гражданина, соблюдением законов по этим вопросам органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами. Предполагается, что данные полномочия органы прокуратуры будут выполнять на протяжении пяти лет со дня вступления законопроекта в силу.

Данное изменение перекликается с принятым в первом чтении законопроектом № 3757 «О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре». В соответствии с данным проектом задачами такого надзора являются предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства относительно прав и свобод человека и гражданина, защита их интересов. С этой целью по заявлениям и сообщениям о нарушении законности, требующим прокурорского реагирования, а при наличии оснований — по собственной инициативе, прокурор будет проверять:

1) соответствие актов, издаваемых всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными и служебными лицами, требованиям Конституции Украины, действующим законам и указам Президента Украины;

2) соблюдение законов о неприкосновенности личности, социально-экономических, политических, трудовых, личных правах и свободах человека и гражданина, защите их чести и достоинства.

Законопроект также предлагает внести изменение в Конституцию Украины, согласно которому Верховный Совет будет давать согласие не только на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины, но и на увольнение его с должности.

По мнению разработчиков, практика показала преждевременность перехода к бессрочному избранию судей, поэтому в законопроекте предлагается установить, что судьи, кроме судей Конституционного Суда Украины (КСУ), избираются Верховным Советом Украины сроком на десять лет, а не бессрочно, как раньше. Это положение будет применяться к судьям, которых будут избирать, начиная со дня вступления в силу законопроекта.

Если в настоящее время предельный возраст пребывания на должности судьи независимо от суда составляет 65 лет, то законопроект предлагает увеличить эту границу для судей КСУ и Верховного Суда Украины до 70 лет, что поставит судей в неравное положение.

В соответствии с законопроектом изменяется и порядок формирования КСУ. Его судьи будут назначаться Президентом Украины и Верховным Советом Украины на паритетных началах — по девять судей. Таким образом, съезд судей уже не будет иметь прежнего влияния на формирование этого органа, избирая шесть судей, как в настоящее время.

Таким образом, по нашому мнению, законопроект существенным образом ухудшает положение судебной ветви в целом и каждого судьи в частности. Отмена бессрочного избрания судей, введение дискриминационных возрастных различий между судьями судов разных уровней, а также лишение съезда судей роли органа, формирующего КСУ, — все это не только не может привести к объективному и справедливому правосудию, независимости и неприкосновенности самих судей, но, похоже, преследует абсолютно противоположные цели.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

FALSE

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Государственная практика

Пленум выехал в Одессу... на работу

Деловая практика

За общеизвестность во всем мире

Законодательная практика

Угроза независимости судебной власти

На границе стало спокойнее?

Зарубежная практика

Консолидация акций по законодательству РФ

Комментарии и аналитика

Заграница покажет. Не сможем — накажет

Курс молодого юриста

Противодействие жесткому поглощению

Когда взаимность не в радость, или Признание исполнительных надписей нотариусов в СНГ

Неделя права

Антиконкурентные расследования

Генпрокурор грозит отставками

Решения Конституционного Суда придется выполнять?

Закон предполагает, а налоговая служба располагает!

Судебная практика

«Мыльные» страсти по-украински

Сбор за специальное использование воды

Борьба за «нефильтрованное»

Судебные решения

О решении вопроса о наличии у телерадиокомпании приоритетного права на вещание

Как потенциальный нотариус судился с Минюстом за свидетельство

Афанасьев vs Украина

Тема номера

Применение ипотеки на практике

Трибуна

Прецедентность судебной практики: механизм создания казуальной нормы

Частная практика

Управление успехом

Юридический форум

Сложности в процедуре регистрации товарных знаков

Институт государства и права имени В.М. Корецкого презентует...

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: