О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (344) » О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Рубрика FALSE

(Рекомендации президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 4 июня 2004 года № 04-5/1193)

В связи с возникновением в судебной практике вопросов, связанных с применением Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» с дальнейшими изменениями и дополнениями (Закон), в целях правильного и одинакового применения положений этого Закона президиум Высшего хозяйственного суда Украины считает необходимым предоставить хозяйственным судам Украины следующие рекомендации.

1. Общие вопросы производства по делам о банкротстве

1.1. Преамбулой Закона определено, что этот Закон устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности должника — субъекта предпринимательской деятельности или признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов.

Введение предусмотренного Законом особого порядка, направленного на восстановление платежеспособности должника или признание его банкротом, и применение ликвидационной процедуры нацелены на удовлетворение требований кредиторов (полное или частичное). При этом последствия открытия производства по делу о банкротстве влияют на права и обязанности всех кредиторов должника.

Основанием для введения такого порядка является состояние неплатежеспособности должника, устанавливающееся судом при наличии предусмотренных Законом признаков.

1.2. Хозяйственные суды должны учитывать, что установленный Законом особый порядок удовлетворения имущественных требований кредиторов не допускает удовлетворения этих требований в индивидуальном порядке (поскольку статьей 12 Закона предусмотрено введение моратория на удовлетворение требований кредиторов одновременно с открытием производства по делу). Такой порядок направлен на установление объема имущества должника на протяжении всей процедуры банкротства, создание необходимых условий как для преодоления неплатежеспособности должника, так и для более полного удовлетворения требований кредиторов, для обеспечения всех кредиторов равными правовыми возможностями при удовлетворении их требований, реализации их прав и законных интересов, обеспечении конституционного принципа равенства всех перед законом, в том числе и при условиях, если имущества должника недостаточно для полного удовлетворения всех требований кредиторов.

При таких условиях в деле о банкротстве решается задача справедливого и пропорционального распределения среди кредиторов имущественной (конкурсной) массы должника. Следовательно, хозяйственные суды не должны допускать во время производства по делу о банкротстве индивидуального удовлетворения требований отдельного кредитора за счет имущества должника, которое входит в конкурсную массу, поскольку это нарушает права и законные интересы других кредиторов и участников производства по делу о банкротстве и противоречит установленному Законом специальному регулированию.

Исключения из этого правила могут быть установлены лишь самим Законом, в частности, в случае удовлетворения требований текущих кредиторов, требований относительно оплаты (взыскания) заработной платы и других требований, на которые не распространяется действие моратория.

1.3. Производство по делам о банкротстве включает стадии установления факта неплатежеспособности должника и бесспорности требований кредитора, инициирующего производство (если дело возбуждается по заявлению кредитора), выявления кредиторов и инвесторов, проведения санации (если она возможна) или признания должника банкротом и его ликвидации, или заключения мирового соглашения.

Все указанные процедуры составляют целостный и отделенный от искового производства процесс, цель которого — удовлетворение требований кредиторов в случае невозможности восстановления платежеспособности должника.

2. Законодательство о банкротстве

2.1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона производство по делам о банкротстве регулируется этим Законом, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины (ХПК Украины), другими законодательными актами Украины.

При этом Закон следует рассматривать как законодательный акт, содержащий специальные нормы, обладающие приоритетом перед нормами общими относительно регулирования порядка производства по делам о банкротстве, восстановления платежеспособности должника, признания его банкротом и применения ликвидационной процедуры, заключения мирового соглашения между должником и кредиторами, удовлетворения требований кредиторов и т.п.

2.2. Так, в преамбуле Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 года № 2181-III (с изменениями и дополнениями) указано, что нормы этого Закона не регулируют вопросы погашения налоговых обязательств субъектами, к которым применяются процедуры банкротства.

2.3. Статьей 74 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2004 год» в 2004 году установлен запрет на проведение реструктуризации или списания задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам), предоставление отсрочки по выплате задолженности, а также осуществлять списание задолженности субъектов хозяйствования по кредитам, привлеченным государством или предоставленным под государственные гарантии, бюджетным ссудам, возвратной финансовой помощи в бюджет. Этот запрет не может применяться к должникам, относительно которых открыто производство по делу о банкротстве, поскольку эти вопросы должны решаться по правилам, установленным статьями 18, 36 Закона. Таким образом, наличие в мировом соглашении условий относительно рассрочки, отсрочки, прощения (списания) налоговых долгов или их части, предусмотренных статьей 36 Закона, не может быть основанием для отказа в утверждении мирового соглашения в деле о банкротстве или признании такого мирового соглашения недействительным.

2.4. Часть 4 статьи 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в части первоочередного взыскания недоимки с уплаты страховых взносов и их приоритета перед всеми остальными обязательствами и взысканиями (кроме обязательств относительно выплаты заработной платы (дохода), на которые, в соответствии с этим Законом, начисляются страховые взносы, и затрат, связанных с выполнением судебных решений по взысканию недоимки), должна применяться хозяйственными судами с учетом очередности и порядка удовлетворения требований кредиторов согласно статье 31 Закона.

2.5. При рассмотрении дел о банкротстве хозяйственным судам следует учитывать, что специальные нормы, регулирующие вопрос удовлетворения требований кредиторов во время производства по делам о банкротстве, могут содержаться и в других законодательных актах.

Так, Законом Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» установлен мораторий на применение процедуры принудительной реализации имущества государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 процентов, нормы которого являются специальными по отношению к нормам Закона.

В соответствии с указанным Законом мораторий применяется к продаже в процессе производства по делу о банкротстве имущества, определенного статьями 22, 23, 24, 25, 26, 30, частью 11 статьи 42, абзацем вторым части 6 статьи 43 Закона относительно признания должника банкротом, открытия ликвидационной процедуры и продажи имущества предприятия.

Таким образом, во время действия Закона Украины «О введении моратория на принудительную реализацию имущества» хозяйственные суды не должны выносить постановления о признании банкротами государственных предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 процентов, об открытии ликвидационной процедуры и разрешении продажи объектов недвижимого имущества и других основных средств производства, обеспечивающих ведение производственной деятельности этими предприятиями, а также акций (долей, паев), принадлежащих государству в имуществе других хозяйственных обществ и переданных в уставные фонды этих предприятий.

2.6. При решении вопросов процессуального характера во время рассмотрения дел о банкротстве хозяйственные суды должны исходить из следующего.

Согласно статье 41 ХПК Украины, хозяйственные суды рассматривают дела о банкротстве в порядке производства, предусмотренном ХПК Украины, с учетом особенностей, установленных Законом.

Следовательно, хозяйственные суды, рассматривая дела о банкротстве, должны руководствоваться Законом и применять лишь те статьи или соответствующие части статей ХПК Украины, имеющие универсальный характер для любой формы судебного процесса.

В соответствии со статьей 53 ХПК Украины по заявлению стороны, прокурора либо по своей инициативе хозяйственный суд может признать причину пропуска установленного законом процессуального срока уважительной и возобновить пропущенный срок. Поскольку эта норма применяется и в производстве по делам о банкротстве, хозяйственные суды, руководствуясь ею, могут возобновить пропущенный процессуальный срок, установленный Законом для совершения определенного действия, например, установленный частью 6 статьи 18 Закона срок для представления плана санации.

Возобновление установленных Законом сроков конкретных процедур не допускается, но эти сроки могут быть продлены судом в случаях, предусмотренных самим Законом. Например, по правилам части 1 статьи 17 и части 2 статьи 22 Закона могут быть продлены судом сроки санации должника и ликвидации банкрота.

Сроки, назначенные хозяйственным судом в деле о банкротстве, могут быть им продлены, например, сроки проведения процессуальных действий, определенные по правилам части 11 статьи 11 Закона, но не более, чем предусмотрено Законом.

При решении вопроса о возможности обжалования определений, выносимых при рассмотрении дел о банкротстве, апелляционным хозяйственным судам следует учитывать следующее.

В соответствии со статьей 129 Конституции Украины одним из основных принципов судопроизводства является обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных Законом.

Во время производства по делу о банкротстве хозяйственным судом выносятся не только определения, направленные на обеспечение судебного процесса (например, о назначении судебного заседания, отложении рассмотрения дела, истребовании необходимых документов у сторон и участников производства и т.п.), но и определения, устанавливающие имущественные права и обязанности сторон, других участников дела о банкротстве (определения о признании или отклонении кредиторских требований, утверждении изменений к плану санации, отказе в назначении распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора, отстранении руководителя и т.п.).

Само отсутствие в Законе и ХПК Украины прямых указаний на возможность обжалования определений, существенно влияющих на права и обязанности участников производства, и введение тех или иных процедур банкротства, не может быть основанием для возвращения или отказа в принятии апелляционных и кассационных жалоб, оформленных в соответствии с требованиями хозяйственного процессуального законодательства, при отсутствии прямого запрета в Законе на их обжалование.

В случае апелляционного или кассационного обжалования определений об открытии производства по делу, отложении рассмотрения дела, назначении судебного заседания, истребовании необходимых для рассмотрения дела документов, возобновлении производства по делу и других определений, обеспечивающих лишь продвижение судебного процесса, судам апелляционной и кассационной инстанций следует отказывать в принятии таких жалоб, поскольку они поданы на судебные акты, не подлежащие обжалованию.

3. Стороны и участники производства

3.1. Сторонами в делах о банкротстве выступают кредиторы и должник (после принятия хозяйственным судом постановления в порядке, предусмотренном статьей 22 Закона, должник получает статус банкрота).

Решая вопрос о круге лиц, которые могут обращаться в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве, а также принимать участие в рассмотрении дела в качестве кредиторов, хозяйственные суды должны исходить из следующего.

3.1.1. Кредиторами в деле о банкротстве могут быть любые юридические или физические лица, имеющие в установленном порядке подтвержденные соответствующими доказательствами денежные требования к должнику, требования относительно выплаты заработной платы, а также относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

Статьей 1 Закона определены такие категории кредиторов:

— конкурсные кредиторы — кредиторы по требованиям к должнику, возникшим до открытия производства по делу о банкротстве и требования которых не обеспечены залогом имущества должника. К конкурсным кредиторам относятся также кредиторы, требования которых к должнику возникли вследствие правопреемства, при условии возникновения таких требований до открытия производства по делу о банкротстве;

— текущие кредиторы — кредиторы по требованиям к должнику, возникшим после открытия производства по делу о банкротстве;

— кредиторы по требованиям о выплате заработной платы, алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения. К этой категории кредиторов отнесены те, чьи требования к должнику возникли как до, так и после открытия производства по делу о банкротстве;

— кредиторы, требования которых обеспечены залогом имущества должника.

При рассмотрении дела о банкротстве судам следует учитывать установленные Законом особенности правового статуса той или иной категории кредиторов.

3.1.2. Кредиторами в понимании Закона (часть 6 статьи 1) могут быть органы государственной налоговой службы и прочие государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью и своевременностью взыскания налогов и сборов (обязательных платежей).

Согласно статье 2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (с изменениями, внесенными согласно Закону Украины от 20 февраля 2003 года № 550-IV), такое право также предоставлено:

таможенным органам — относительно акцизного сбора и налога на добавленную стоимость (с учетом случаев, когда Законом обязанность по их взысканию или контролю возлагается на налоговые органы), ввозной и вывозной таможенной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), которые, в соответствии с законами, взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины;

органам Пенсионного фонда Украины — относительно сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;

органам фондов общеобязательного государственного социального страхования (Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности) — относительно взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в пределах компетенции этих органов, установленной Законом.

3.1.3. При проведении процедур банкротства интересы всех кредиторов в деле представляют собрания кредиторов или избранный ими комитет кредиторов (часть 9 статьи 7 Закона).

С момента образования комитета кредиторов именно он, а не отдельные кредиторы, считается стороной в деле о банкротстве в случаях, предусмотренных Законом, в частности: частями 10—12, 14 статьи 31, частями 7, 16 статьи 13, частями 1, 2 статьи 17, частью 8 статьи 17, частями 1, 5 статьи 18, частями 8—10 статьи 19, частью 5 статьи 21, частями 1, 13 статьи 30, частью 3 статьи 36, частью 13 статьи 53.

3.2. Должником в деле о банкротстве может быть любое физическое лицо — предприниматель или юридическое лицо, относительно которого при наличии оснований, предусмотренных Законом, хозяйственным судом открыто производство по делу о банкротстве.

Законодательством установлены определенные ограничения относительно открытия производства по делу о банкротстве или применения предусмотренных Законом процедур относительно отдельных субъектов.

3.2.1. В соответствии с частью 6 статьи 5 Закона (в редакции Закона от 17 февраля 2004 года № 1499-IV) дела о банкротстве горных предприятий (горнодобывающие предприятия, шахты, рудники, прииски, карьеры, разрезы, обогатительные фабрики, шахтоуглестроительные предприятия), созданных в процессе приватизации и корпоратизации, в уставных фондах которых доля государства составляет не менее 25 процентов и продажа акций которых началась, могут быть открыты не раньше, чем через один год с начала выполнения плана приватизации (размещения акций).

Исходя из содержания статьи 11 Закона Украины «О приватизации имущества государственных предприятий» от 4 марта 1992 года № 2163-XII, началом выполнения плана приватизации следует считать дату утверждения плана приватизации или плана размещения акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации и корпоратизации уполномоченными органами приватизации.

3.2.3. В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона его положения не применяются к юридическим лицам — казенным предприятиям, то есть они не могут быть признаны банкротами. В случае подачи заявления об открытии производства по делу о банкротстве казенных предприятий хозяйственным судам следует отказывать в принятии таких заявлений, ссылаясь на часть 7 статьи 5 и часть 1 статьи 8 Закона.

4. Основания для открытия производства по делу о банкротстве

4.1. В соответствии со статьей 2, частью 2 статьи 4 ХПК Украины, а также частью 2 статьи 6 Закона, основанием для открытия хозяйственным судом производства по делу о банкротстве является заявление кредитора или должника.

В зависимости от того, кто именно обращается в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве, а также особенностей юридического статуса должника, Законом устанавливаются определенные особенности регулирования вопросов наличия или отсутствия материальных оснований открытия производства по делу.

4.2. По заявлению кредитора дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом при наличии оснований, предусмотренных статьей 6 Закона.

Исходя из системного анализа норм Закона, при решении вопроса о наличии оснований для открытия производства по делам о банкротстве по заявлению кредитора хозяйственные суды наряду со статьей 6 Закона должны учитывать положения преамбулы и статьи 1 Закона, определяющие такие понятия, как «неплатежеспособность», «должник» и «кредитор».

При решении вопроса о наличии оснований для открытия производства по делу о банкротстве хозяйственные суды должны учитывать требования кредиторов по денежным обязательствам, в том числе относительно выплаты заработной платы, а также обязательствам по уплате налогов и сборов (обязательных платежей). При этом требования должны быть:

— денежными, то есть касаться взыскания с должника денежных средств, а не истребования имущества;

— бесспорными;

— не удовлетворенными должником на протяжении трех месяцев после установленного для их погашения срока;

— совокупно составлять не менее 300 минимальных размеров заработной платы.

Поскольку Закон не ставит право кредитора на обращение в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве в зависимость от причин неплатежеспособности должника, кредитор может реализовать принадлежащее ему право и в том случае, если его бесспорные требования не удовлетворяются должником, имеющим по данным балансовой отчетности имущественные активы, достаточные для удовлетворения требований всех кредиторов.

4.3. При решении вопроса об определении размера требований по денежным обязательствам хозяйственные суды должны учитывать, что часть 7 статьи 1 Закона определяет денежное обязательство как обязательство должника заплатить кредитору определенную денежную сумму в соответствии с гражданско-правовым договором и на других основаниях, предусмотренных гражданским законодательством Украины.

Неустойка (штраф, пеня), обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан, обязательство по выплате авторского вознаграждения, обязательства перед учредителями (участниками) должника — юридического лица, возникшие вследствие такого участия, не засчитываются хозяйственными судами в состав денежных обязательств при решении вопроса о наличии оснований для открытия производства по делу о банкротстве.

Тем не менее после открытия производства по делу о банкротстве, согласно части 2 статьи 14 Закона, кредиторы с требованиями относительно выплаты заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, а также по требованиям относительно возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, имеют право подать в хозяйственный суд письменные заявления с требованиями к должнику.

Кредиторы с требованиями относительно уплаты неустойки (штрафов, пени) по денежным обязательствам, исходя из содержания части 1 статьи 14 Закона, также вправе предъявить свои требования к должнику в предусмотренном Законом порядке.

Согласно части 2 статьи 15 Закона, указанные требования вносятся в реестр требований кредиторов отдельно и удовлетворяются в шестую очередь.

4.4. При решении вопроса о составе требований по заработной плате хозяйственные суды должны учитывать, что Законом этот вопрос не урегулирован, тем не менее, согласно статье 4 Закона, производство по делам о банкротстве регулируется этим Законом, ХПК Украины, другими законодательными актами.

Так, в соответствии со статьями 1, 2 Закона Украины «Об оплате труда» заработной платой считается вознаграждение, исчисляемое в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу. Заработная плата состоит из:

основной заработной платы — вознаграждения за выполненную работу в соответствии с установленными нормами работы (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности), которое устанавливается в виде тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок для рабочих и должностных окладов для служащих;

дополнительной заработной платы — вознаграждения за работу сверх установленных норм, за трудовые успехи, изобретательность и за особые условия труда, включая доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии за выполнение производственных задач и функций;

других поощрительных и компенсационных затрат — выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премий по специальным системам и положениям, компенсационных и других денежных и материальных выплат, не предусмотренных актами действующего законодательства, или которые производятся свыше установленных указанными актами норм.

Следовательно, состав требований по заработной плате в деле о банкротстве должен определяться в соответствии с положениями Закона Украины «Об оплате труда».

4.5. Закон не указывает, какие обязательства следует считать налогом и сбором (обязательным платежом) и какие именно суммы должны учитываться хозяйственным судом при открытии производства по делу о банкротстве по таким требованиям.

Хозяйственные суды не могут применять положения статьи 1 Закона относительно определения термина «денежное обязательство» к обязательствам, касающимся уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), поскольку в части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Украины (ГК Украины) указано, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, а также к налоговым, бюджетным отношениям гражданское законодательство не применяется, если иное не установлено законом (постановление Верховного Суда Украины от 10 февраля 2004 года по делу № 3-26к04 по заявлению ГНИ в г. Хмельницком о признании ЗАО «Спецкоммунстрой» банкротом).

Частью 2 статьи 2 Закона Украины «О системе налогообложения» (в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года № 77/97-ВР) определено, что под налогом и сбором (обязательным платежом) следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого фонда, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении.

Этот Закон, как указано в его преамбуле, определяет принципы построения системы налогообложения на Украине, налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О системе налогообложения» (в редакции Закона Украины от 18 февраля 1997 года № 77/97-ВР) любые налоги и сборы (обязательные платежи), которые вводятся законами Украины, должны быть включены в этот Закон. Все остальные законы Украины о налогообложении должны соответствовать принципам, заложенным в этом Законе. Налоги и сборы (обязательные платежи), взыскание которых не предусмотрено этим Законом, уплате не подлежат.

Согласно статье 13 Закона Украины «О системе налогообложения», на Украине взимаются общегосударственные и местные налоги и сборы (обязательные платежи), исчерпывающий перечень которых содержится в статьях 14 и 15 этого Закона. Налоги и сборы (обязательные платежи), взимание которых не предусмотрено Законом Украины «О системе налогообложения», уплате не подлежат. Учитывая это, Закон не относит суммы неустойки (штрафов, пени), финансовых санкций и т.п., взимаемых в бюджеты за нарушение налогового законодательства, к категории налогов и сборов (обязательных платежей).

В соответствии с положениями Закона Украины «О Государственной налоговой службе на Украине» пеня, штраф, другие финансовые санкции являются публично-правовыми санкциями, применяемыми к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства.

Таким образом, решая вопрос о составе требований по налогам и сборам (обязательным платежам) при возбуждении дел о банкротстве, суды должны исходить из того, что суммы пени, штрафов и других штрафных или финансовых санкций учитываются отдельно.

Тем не менее кредиторы с требованиями относительно пени, штрафов, других финансовых санкций, являющихся публично-правовыми и применяющихся к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства, согласно части 1 статьи 14 Закона, вправе подать в хозяйственный суд письменные заявления с требованиями к должнику.

Размер штрафов и пени, в соответствии с частью 2 статьи 15 Закона, должен быть включен в реестр требований отдельно и удовлетворен в шестую очередь согласно очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной статьей 31 Закона.

4.6. Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом по заявлению должника при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 5 статьи 7 Закона, а также при наличии оснований, предусмотренных статьями 51 или 53 Закона.

Инициирование должником возбуждения дела о банкротстве свидетельствует об отсутствии между должником и его кредиторами спора о наличии и неоплатности (реальной или потенциальной) долга, поскольку сам должник признает эти обстоятельства. Поэтому от должника не требуется предоставления доказательств его неплатежеспособности на момент обращения в хозяйственный суд.

Предусмотренные частью 6 статьи 7 Закона требования относительно предоставления должником одновременно с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве плана санации не применяются хозяйственными судами лишь в случае открытия производства по делу о банкротстве на основании статьи 51 Закона.

4.7. При решении вопроса об открытии производства по делу о банкротстве отсутствующего должника, согласно статье 52 Закона, судам следует учитывать, что наличие хотя бы одного из признаков отсутствующего должника, предусмотренных частью 1 статьи 52 Закона, является достаточным для открытия производства по делу.

5. Последствия открытия производства по делу о банкротстве

5.1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона производство по делу о банкротстве открывается определением хозяйственного суда не позднее, чем на пятый день со дня поступления в суд заявления об открытии производства по делу.

В определении об открытии производства по делу о банкротстве обязательно указывается о принятии заявления к рассмотрению, открытии производства по делу, введении моратория на удовлетворение требований кредиторов (часть 2 статьи 12 Закона), а также о дате подготовительного заседания.

В определении об открытии производства по делу о банкротстве хозяйственный суд может решить вопрос о введении процедуры распоряжения имуществом, назначении распорядителя имущества должника, а также применении мер по обеспечению требований кредиторов.

Копия определения об открытии производства по делу о банкротстве отсылается должнику, кредитору (кредиторам) и другим участникам производства, которые участвуют или должны участвовать в этом деле (собственнику имущества, органу, уполномоченному управлять имуществом должника, органу местного самоуправления и др.), государственному органу по вопросам банкротства, органу Государственной налоговой службы, местному суду общей юрисдикции и органу Государственной исполнительной службы по местонахождению должника.

В случае принятия мер по обеспечению требований кредиторов копия определения отсылается также учреждениям, осуществляющим учет недвижимого имущества, транспортных средств (БТИ, государственным нотариальным конторам, органам ГАИ УМВД Украины и др.), учреждениям банков, обслуживающим счета должника, независимым регистраторам, лицам, которые ведут учет ценных бумаг, принадлежащих должнику (хранителю, депозитарию, содержателю), а также государственному учреждению, ведущему реестр обременений кредиторских требований (Государственный реестр залогов движимого имущества).

5.2. Определение об открытии производства по делу о банкротстве вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано только в части назначения распорядителя имущества (часть 6 статьи 13 Закона) и принятия мер по обеспечению требований кредиторов.

5.3. В соответствии со статьей 1 Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов — это приостановление выполнения должником денежных обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), срок выполнения которых наступил до дня введения моратория, и прекращение мер, направленных на обеспечение выполнения этих обязательств и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), принятых до решения о введении моратория.

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» от 7 марта 2002 года № 3080-ІІІ из статьи 14 исключены нормы, разрешавшие должнику при проведении процедуры распоряжения имуществом одновременно удовлетворять требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

Таким образом, во время процедуры распоряжения имуществом должнику разрешается удовлетворять лишь те требования кредиторов, на которые, в соответствии с частью 6 статьи 12 Закона, не распространяется действие моратория.

Удовлетворение требований, полученное кредитором вследствие таких действий должника, по заявлению арбитражного управляющего может быть взыскано с такого кредитора как безосновательно полученное.

Вместе с тем требования кредитора в процедуре распоряжения имуществом могут быть удовлетворены третьим лицом в порядке, предусмотренном статьей 528 ГК Украины. В этом случае к третьему лицу переходят права кредитора и применяются положения статей 512, 519 ГК Украины.

5.4. При решении вопроса о том, на какие требования кредиторов распространяется мораторий, следует исходить из следующего.

Мораторий распространяется на удовлетворение требований конкурсных кредиторов по денежным обязательствам и обязательствам по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), а также на удовлетворение требований кредиторов относительно возмещения убытков, возникших в связи с отказом должника от выполнения обязательств, в порядке, предусмотренном частью 10 статьи 17 Закона (части 6 и 24 статьи 1, часть 5 статьи 12 Закона).

Действие моратория не распространяется на удовлетворение требований текущих кредиторов и выплату (взыскание) заработной платы, алиментов, возм

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Государственная практика

Пленум выехал в Одессу... на работу

Деловая практика

За общеизвестность во всем мире

Законодательная практика

Угроза независимости судебной власти

На границе стало спокойнее?

Зарубежная практика

Консолидация акций по законодательству РФ

Комментарии и аналитика

Заграница покажет. Не сможем — накажет

Курс молодого юриста

Противодействие жесткому поглощению

Когда взаимность не в радость, или Признание исполнительных надписей нотариусов в СНГ

Неделя права

Антиконкурентные расследования

Генпрокурор грозит отставками

Решения Конституционного Суда придется выполнять?

Закон предполагает, а налоговая служба располагает!

Судебная практика

«Мыльные» страсти по-украински

Сбор за специальное использование воды

Борьба за «нефильтрованное»

Судебные решения

О решении вопроса о наличии у телерадиокомпании приоритетного права на вещание

Как потенциальный нотариус судился с Минюстом за свидетельство

Афанасьев vs Украина

Тема номера

Применение ипотеки на практике

Трибуна

Прецедентность судебной практики: механизм создания казуальной нормы

Частная практика

Управление успехом

Юридический форум

Сложности в процедуре регистрации товарных знаков

Институт государства и права имени В.М. Корецкого презентует...

Інші новини

PRAVO.UA