Заграница покажет. Не сможем — накажет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №30 (344) » Заграница покажет. Не сможем — накажет

Заграница покажет. Не сможем — накажет

Ежегодный доклад о нарушениях прав интеллектуальной собственности (ПИС) в мире — «Специальный доклад 301», выпускаемый по Торговому закону США 1988 года, гласит, что многие развивающиеся страны и новые члены Всемирной торговой организации (ВТО) добиваются прогресса на пути к выполнению своих обязательств в борьбе с контрафактной продукцией по Соглашению ВТО о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), но проблемы остаются, особенно в области контроля.

Об Украине торговый представитель (ТП) США сообщил, что ее «хроническая неспособность» эффективно противодействовать пиратскому тиражированию оптических носителей и выполнять законы, связанные с ПИС, может поставить под угрозу срыва ее попытки вступить в ВТО.

История вопроса

В «Специальном докладе 301» за этот год перечислены 52 государства, определенные как приоритетные зарубежные страны и включенные в приоритетный контрольный список (ПКС), контрольный список (КС) или подлежащие мониторингу по статье 306.

Приоритетные зарубежные страны — это страны, политика которых оказывает самое отрицательное воздействие на американских правообладателей или товары и подлежащие ускоренным расследованиям и возможным санкциям. В списке приоритетных зарубежных стран остается и Украина.

Страны, включенные в ПКС, не обеспечивают на достаточном уровне охрану или контроль ПИС, или доступ на рынки для лиц, полагающихся на охрану интеллектуальной собственности (ИС). В число стран, включенных в ПКС за этот год, входят: Аргентина, Багамские острова, Бразилия, Египет, ЕС, Индия, Индонезия, Корея, Кувейт, Ливан, Пакистан, Россия, Тайвань, Турция и Филиппины.

В КС вошли следующие страны, политика которых заслуживает обоюдного внимания к решению основополагающих проблем ПИС: Азербайджан, Беларусь, Белиз, Болгария, Боливия, Венгрия, Венесуэла, Вьетнам, Гватемала, Доминиканская Республика, Израиль, Италия, Казахстан, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Перу, Польша, Румыния, Саудовская Аравия, Словакия, Таджикистан, Таиланд, Туркменистан, Узбекистан, Уругвай, Хорватия, Чили, Эквадор и Ямайка.

Китай и Парагвай ввиду серьезных проблем, связанных с ИС, подпадают под действие другой части закона — мониторинга по статье 306. Это означает, что ТП США может перейти непосредственно к применению торговых санкций в отношении любой из этих стран, если мониторинг выявит спад в выполнении двусторонних соглашений о правах интеллектуальной собственности.

В «Специальном докладе 301» за этот год также объявлено о внеочередных проверках по следующим пяти странам: Израилю — летом, Малайзии, Польше и Тайваню — осенью, Китаю — в начале 2005 года.

Бюро международных информационных программ Государственного департамента США опубликовало резюме «Специального доклада 301» за 2004 год. Предлагаю вашему вниманию его основные положения.

ТП США Роберт Б. Зеллик объявил результаты ежегодной проверки по «Специальной процедуре 301» за 2004 год, в ходе которой детально изучены достаточность и эффективность охраны ИС в 85 странах.

Он с разочарованием отмечает хроническую неспособность Украины принимать эффективные меры против значительных объемов пиратства в сфере оптических носителей и выполнять законы об ИС, обеспечивающие достаточную и действенную защиту. В результате Украина остается в приоритетном списке зарубежных стран, и наложенные 23 января 2002 года санкции на украинские товары в размере 75 млн долларов останутся в силе.

Неспособность защищать ПИС может поставить под угрозу намерения Украины вступить в ВТО и серьезно повлиять на привлечение инвестиций в страну. Правительство США по-прежнему призывает Украину бороться с пиратством и вводить в действие необходимые законы и нормы по ПИС.

Вопрос о недостаточной охране и обеспечении ПИС в Китае остается приоритетным для администрации.

В апреле 2004 года на заседании Совместной комиссии по коммерции и торговле (СККТ) Соединенные Штаты добились от китайского вице-премьера Ву И обязательства, что Китай примет ряд мер по сокращению нарушений ПИС в масштабах страны. Эти меры вызваны повсеместными проблемами контрафакции и пиратства, охватившими весь внутренний рынок страны, и тем фактом, что Китай стал ведущим экспортером контрафактных и пиратских товаров в мировом масштабе. Предусмотрен контроль за выполнением этих обязательств Совместной рабочей группой по ПИС, сформированной по линии СККТ, и оценка достигнутого Китаем прогресса в выполнении своих обязательств по результатам внеочередной проверки в начале 2005 года.

В «Специальном докладе 301» затронуты конкретные проблемы, связанные с такими торговыми партнерами, как: Аргентина, Багамские острова, Бразилия, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Корея, Кувейт, Ливан, Пакистан, Парагвай, Польша, Россия, Таиланд, Тайвань, Турция и Филиппины. Кроме того, отмечается, что США будут рассматривать все варианты, включая, но не ограничиваясь, инициирование консультаций по урегулированию споров в случаях, когда страны не полностью выполняют свои обязательства по Соглашению ТРИПС.

В обзоре за текущий год ТП США акцентирует внимание на необходимости усугубления правоохранительных мер, направленных против контрафакции и пиратства, с особым упором на продолжающуюся кампанию по сокращению производства несанкционированных копий на оптических носителях — CD, VCD, DVD и CD-ROM.

Подделка товаров, защищенных товарными знаками, представляет собой растущую проблему во многих странах, в конечном счете заключающаяся в политической воле правительства эффективно противодействовать пиратству и распространению контрафактной продукции.

Ежегодная «Специальная процедура 301» и соответствующий доклад подают сигнал странам, где существуют серьезные проблемы, связанные с ИС. Кроме того, ТП США обращает внимание и на другие важные вопросы, включая пиратство в Интернете, надлежащее выполнение Соглашения ТРИПС развитыми и развивающимися странами — членами ВТО и полное выполнение стандартов ТРИПС новыми членами ВТО на момент их приема. ТП США также настаивает на том, чтобы правительственные министерства пользовались лицензионным программным обеспечением.

За прошедший год многие развивающиеся страны и кандидаты в члены ВТО добились прогресса на пути к выполнению обязательств по ТРИПС. Однако некоторым еще предстоит обеспечить полное выполнение обязательств по ТРИПС, особенно в отношении контрольных положений Соглашения. В настоящее время уровень пиратства и контрафакции американской ИС в этих странах остается неприемлемо высоким.

США пропагандируют политику усиления охраны ИС. Они добиваются прогресса в продвижении охраны этих прав с помощью разнообразных механизмов, в том числе путем переговоров по соглашениям о свободе торговли (ССТ). В частности, соответствующие разделы этих соглашений предусматривают более высокий уровень охраны ИС в ряде областей, охватываемых Соглашением ТРИПС. Правительство США добивается также более высокого уровня охраны и обеспечения этих прав в ССТ, по которым в настоящее время ведутся переговоры с Бахрейном, Панамой, Таможенным союзом Южной Африки и на продолжающихся переговорах по Американской зоне свободной торговли. На укрепление охраны и обеспечение ИС направлено и растущее число переговоров по торгово-инвестиционным рамочным соглашениям (ТИРС) с несколькими странами на Ближнем Востоке и в Азии.

ТП США и в дальнейшем будет надлежащим образом использовать все законодательные инструменты для улучшения охраны ИС в странах, где она недостаточна, в том числе путем реализации Генерализованной системы преференций, других льготных торговых программ и продолжающихся проверок по ГСП отдельных стран, включая Бразилию, Доминиканскую Республику, Казахстан, Ливан, Россию и Узбекистан.

Глобальный бич контрафакции и пиратства

Несмотря на принимаемые меры, в последние годы наблюдается рост распространения контрафактной продукции и цифрового пиратства. К сожалению, в области контрафакции некогда локализованная индустрия, ориентированная на тиражирование высококачественных товаров, теперь превратилась в мощный и разветвленный бизнес, охватывающий производство и продажу контрафактных версий любых продуктов — от мыла, шампуней, бритв и батареек до сигарет, спиртных напитков и автомобильных запчастей, а также лекарств и медицинских изделий.

Фальсификация столь широкого диапазона товаров в глобальном масштабе влияет не только на компании, производящие легальную продукцию. Производители контрафактных изделий не только оказывают прямое воздействие на их продажи и прибыль, но и наносят вред потребителям, напрасно тратящим деньги и порой подвергающимся риску, приобретая поддельные товары. Кроме того, пираты не платят налогов и пошлин, не соблюдают базовых производственных стандартов, касающихся здоровья и безопасности работников, качества и характеристик товаров.

Пиратство и контрафакция копирайтных изделий в цифровом, печатном и других аналоговых форматах приобретают огромные масштабы потому, что эта противозаконная деятельность сулит криминальному элементу общества значительную прибыль при небольшом риске. Ведь даже если их поймают и обвинят в преступлении, санкции, реально применяемые во многих странах, настолько малы, что их нельзя считать сдерживающим фактором.

Необходимы меры, которые могли бы выходить за рамки трех минимальных стандартов ТРИПС по обеспечению эффективного контроля на национальном и местном уровне, включая зоны свободной торговли в таких странах, как Белиз, Объединенные Арабские Эмираты и Панама. Глобальный бич пиратства и контрафакции требует более жесткой и эффективной охраны границ, позволяющей останавливать импорт, экспорт и транзит пиратских и контрафактных товаров.

Именно поэтому ТП США стремится через ССТ и двусторонние консультации добиться того, чтобы уголовные санкции были достаточно жесткими как по закону, так и в судебной или административной практике, а также обеспечить изъятие и уничтожение пиратских и контрафактных изделий и оборудования, используемого для их изготовления. Эти изделия производят и продают по гораздо более низким ценам, чем легальные товары, причем нарушитель все равно получает прибыль, поскольку контрафактные и пиратские изделия обычно производятся из материалов, не соответствующих стандартам и практически не подвергающихся контролю качества или даже элементарной проверке на предмет влияния на здоровье и безопасность потребителей.

Экономический ущерб, нанесенный распространением контрафактной продукции законопослушным компаниям, чьи изделия подделываются, огромен. Только потери американской промышленности оцениваются в 200—250 млрд долларов в год.

Контроль над производством оптических носителей

Чтобы преодолеть существующую и предотвратить будущую пиратскую деятельность, за прошедший год некоторые торговые партнеры США, в том числе Польша и Филиппины, предприняли важные шаги на пути к столь необходимому контролю над производством оптических носителей. Однако в таком контроле остро нуждаются и другие страны, в том числе Индия, Индонезия, Литва, Пакистан, Россия, Таиланд и Украина.

Правительства Гонконга и Макао, которые в предыдущие годы ввели контроль над производством оптических носителей, наглядно продемонстрировали свой твердый настрой продолжать исполнять эти меры. Тайвань и Малайзия также стабильно улучшают свои системы контроля.

Торговым партнерам, сталкивающимся с угрозой пиратского производства оптических носителей на своей территории, предлагается ввести аналогичный контроль и строго обеспечивать действующие нормативы в следующем году.

Реализация Соглашения ВТО по ТРИПС

Одним из самых значительных достижений Уругвайского раунда было утверждение Соглашения ТРИПС, которое требует от всех членов ВТО обеспечения определенных минимальных стандартов защиты изобретений, авторских прав, товарных знаков, коммерческих тайн, географических указаний и других объектов интеллектуальной собственности. Соглашение также требует, чтобы страны обеспечивали эффективное приведение в исполнение ПИС.

Соглашение ТРИПС — это первое многостороннее соглашение об интеллектуальной собственности, подписанное большим числом сторон, которое приводится в исполнение в процессе диалога между правительствами, позволяя им разрешать возникающие споры посредством процедуры разрешения споров, предусмотренной ВТО.

Развитые страны были обязаны полностью реализовать Соглашение ТРИПС к 1 января 1996 года, в то время как развивающимся странам был предоставлен переходный период до 1 января 2000 года. Обеспечение полного выполнения Соглашения развивающимися странами теперь, когда этот переходный период закончился, является одним из важнейших приоритетов нынешней Администрации в области защиты ПИС. Относительно наименее развитых стран и защиты фармацевтической продукции и химикатов для сельского хозяйства в некоторых развивающихся странах предусмотрены еще более длительные переходные периоды.

Делая определенные успехи на пути к полной реализации своих обязательств по Соглашению ТРИПС, некоторые развивающиеся страны продолжают дорабатывать законодательство о реализации Соглашения и создании адекватных механизмов для приведения его в исполнение. Каждый год правительство США предоставляет многочисленным торговым партнерам обширную техническую помощь и консультации по вопросам реализации Соглашения ТРИПС, а также других международных соглашений об интеллектуальной собственности с учетом особенностей каждой конкретной страны. В частности, такую помощь предоставляют Бюро патентов и товарных знаков, Бюро авторских прав, Государственный департамент, Агентство по международному развитию, Служба таможенного контроля и охраны границ, Министерство юстиции и Программа развития коммерческого права Министерства торговли США. Проводятся также групповые семинары, в том числе организуемые Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) совместно с ВТО.

Техническая помощь включает в себя анализ и помощь в разработке законов об интеллектуальной собственности и правоприменении. Программы обучения обычно охватывают существенные положения Соглашения ТРИПС, а также правоприменение. США будут продолжать сотрудничать с членами ВТО и в ближайшее время ожидают дальнейшего прогресса в завершении процесса реализации Соглашения ТРИПС. В случаях если дальнейший прогресс не будет наблюдаться в ближайшее время, США будут защищать свои права посредством установленных ВТО процедур урегулирования споров.

Один из ключевых приоритетов, на которых сосредоточено внимание при рассмотрении реализации статьи 39.3 Соглашения ТРИПС в этом году, — защита членами ВТО данных о результатах испытаний, представляемых фармацевтическими компаниями органам здравоохранения, от раскрытия и «нечестного коммерческого использования».

В большинстве стран, включая США, действуют строгие нормативные требования к проведению испытаний компаниями, выпускающими на рынок новый лекарственный препарат или химический продукт для сельского хозяйства. Однако многие государства признали важность введения упрощенных процедур одобрения для компаний, желающих вывести на рынок продукт, идентичный ранее одобренному. Вообще от вторых заявителей можно требовать только доказательства биологической эквивалентности их продукции изделиям первой компании без повторения всех дорогостоящих и трудоемких клинических испытаний, проводимых для доказательства безопасности продукта.

Однако, учитывая расходы, связанные со сбором и подготовкой данных о безопасности и эффективности продукта, необходимых для получения разрешения на начало его продаж, Соглашение ТРИПС признает, что первый заявитель имеет право на «период эксклюзивности». В течение этого периода вторые заявители не могут ссылаться на данные, собранные компанией-новатором, для получения одобрения своих копий продукта компании-новатора, и регулирующие органы не могут ссылаться на них с целью одобрения аналогичной продукции. В государствах — членах ЕС период эксклюзивности может длиться от шести до десяти лет; предусмотрен он и в таких странах, как: Австралия, Китай, Чешская Республика, Эстония, Япония, Иордания, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Словения и Швейцария. ТП США одобряет действия Болгарии и Колумбии, недавно реализовавшие меры по защите данных о фармацевтических изделиях и химической продукции для сельского хозяйства. А также действия Мексики, принявшей нормативные акты, улучшающие координацию между ее органами здравоохранения и патентными ведомствами, в целях защиты действительных патентов на инновационную фармацевтическую продукцию. ТП США призывает всех членов ВТО, включая остальные страны региона Анд, Израиль и Турцию, оперативно завершить реализацию положений статьи 39.3.

Пиратство в Интернете и договоры ВОИС об авторских правах

Бурный рост пиратства в области авторских прав в Интернете является серьезной проблемой. ТП США продолжает сотрудничать с правительствами других стран и консультироваться с американскими товаропроизводителями для разработки наилучшей стратегии борьбы с пиратством в Интернете.

Один из важных шагов в этом направлении был предпринят еще в 1996 году, когда было заключено два договора об авторских правах — Договор ВОИС об авторских правах и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах (договоры ВОИС об Интернете). Повышая минимальные стандарты защиты интеллектуальной собственности во всем мире, особенно в области распространения защищенных авторскими правами произведений через Интернет, они разъясняют исключительные права в онлайновой среде и, в частности, запрещают использование устройств и услуг, позволяющих обойти меры технологической защиты авторских работ.

Оба договора вступили в силу в 2002 году. Эти документы отражают единое мнение мирового сообщества о том, что жизненно важные рамки защиты интеллектуальной собственности, предусмотренные существующими соглашениями, включая Соглашение ТРИПС, следует расширить в целях ликвидации любых оставшихся изъянов в защите авторских прав в Интернете, которые могли бы препятствовать развитию электронной торговли.

Для раскрытия громадного потенциала сети Интернет все больше и больше стран реализуют договоры ВОИС об Интернете и создают правовую среду, способствующую инвестициям и росту в областях коммерческой деятельности и технологий, связанных с Интернетом.

ТП США стремится включать в заключаемые соответствующие двусторонние и региональные торговые соглашения наивысшие стандарты защиты интеллектуальной собственности. США достигли успехов в этой области, включив стандарты договоров ВОИС об Интернете в качестве существенных обязательств во все заключенные ССТ, и пытаются сделать это в других ССТ, по которым в настоящее время ведутся или должны начаться переговоры.

Кроме того, предложения на этих переговорах будут способствовать дальнейшему пересмотру обязательств по защите авторских прав и правоприменению для отражения технических проблем, с которыми страны сталкиваются сегодня и которые могут возникнуть к моменту завершения переговоров.

Использование программного обеспечения государственными органами и учреждениями

В октябре 1998 года США объявили об издании правительственного распоряжения, предписывающего агентствам правительства США поддерживать соответствующие эффективные процедуры для обеспечения легального использования программного обеспечения. Кроме того, ТП США было предписано осуществить инициативу по сотрудничеству с правительствами других стран, в частности, с теми, которые нуждаются в обновлении своих систем управления программным обеспечением или в отношении которых была выражена озабоченность в связи с использованием нелегального программного обеспечения в государственных учреждениях.

США достигли значительного прогресса в реализации этой инициативы. Власти многих стран издали акты, предписывающие государственным министерствам использовать только лицензионное программное обеспечение, в том числе Боливии, Чили, Китая, Колумбии, Коста-Рики, Чешской Республики, Франции, Греции, Гонконга, Венгрии, Ирландии, Израиля, Иордании, Кореи, Ливана, Макао, Парагвая, Перу, Филиппин, Испании, Тайваня, Таиланда, Турции и Соединенного Королевства. США ожидают, что эти указы будут выполняться в полном объеме, и рассчитывают на принятие в течение ближайшего года аналогичных указов с эффективными и прозрачными процедурами, обеспечивающими легальное использование программного обеспечения правительствами других стран.

Интеллектуальная собственность и политика в сфере здравоохранения

На встрече стран ВТО на уровне министров в Дохе в ноябре 2001 года министры стран ВТО приняли отдельную Декларацию о Соглашении по ТРИПС и здравоохранении. В пункте 6 этой Декларации они признали, что членам ВТО с «недостаточными или отсутствующими производственными мощностями в фармацевтической промышленности» может оказаться непросто выполнить содержащиеся в Соглашении ТРИПС положения об обязательном лицензировании.

30 августа 2003 года Генеральный совет ВТО принял Решение по ТРИПС и здравоохранению, состоящее из собственно решения и сопроводительного заявления председателя, в котором излагаются договоренности членов ВТО о том, как следует интерпретировать и применять это Решение. В соответствии с этим Решением они отказываются от применения положений пункта (f) статьи 31, чтобы позволить членам ВТО выдавать обязательные лицензии на экспорт фармацевтической продукции при определенных обстоятельствах. Например, в страну, в которой отсутствуют производственные мощности для изготовления этой продукции.

Решение требует от стран-экспортеров и стран-импортеров выполнения определенных обязательств в отношении прозрачности и уведомления. Кроме того, страны и компании должны соблюдать предписанные условия, например: применять специальные цвета, форму и упаковку капсул лекарственных препаратов — во избежание нецелевого использования и обеспечения доставки лекарств целевым получателям, а не на более прибыльные рынки. В заявлении председателя подчеркивается важность этого решения и отмечается, что оно не должно использоваться в качестве средства достижения целей промышленной или коммерческой политики.

Совету ТРИПС было предписано к июню 2004 года включить отказ от применения положений пункта (f) статьи 31 в поправку к Соглашению ТРИПС. ТП США поддерживает поправку, которая отражает соглашение, достигнутое в августе 2003 года, и будет способствовать достижению этой цели. А пока решение остается в силе.

Правительство США по-прежнему поддерживает политику содействия защите ИС, в том числе патентов на фармацевтическую продукцию. Для разработки новых лекарственных препаратов необходимы финансовые стимулы. Никому не выгодно сдерживать исследования по созданию эффективных и безопасных медикаментозных методов лечения.

Регулирование и устойчивое новаторство

Способность новаторских отраслей промышленности продолжать разрабатывать новую продукцию в значительной степени зависит от двух факторов:

1) мощной и эффективной системы ИС;

2) регулятивного режима, позволяющего отрасли выводить на рынок новую продукцию в течение периода действия исключительных прав ИС.

Хотя ИС является одним из необходимых условий поощрения новаторства, именно способность эффективно выводить на рынок новую продукцию обеспечивает стимулы к дальнейшему новаторству и отдачу от вложенных средств, необходимую для финансирования новых инвестиций. Этот цикл инноваций создает значительные социальные выгоды, ускоряя экономический рост и повышая уровень жизни.

Процедура «Special 301» делает акцент на защите интеллектуальной собственности, и это было главной темой комментариев представителей промышленности. Однако свое внимание они сосредоточили на регулятивных режимах, мешающих им поддерживать цикл инноваций.

Подобные регулятивные барьеры включают в себя, например, непрозрачные административные режимы, принятие решений не на основе научных данных, громоздкие, длительные процедуры регистрации лекарственных препаратов и др.

В сопроводительном докладе конференции к Закону о лекарственных препаратах, отпускаемых по рецептам программы «Медикэр», улучшении и модернизации от 2003 года Конгресс предписывает министру торговли по согласованию с Комиссией по международной торговле, министром здравоохранения и социальных услуг и торговому представителю США подготовить доклад для обеспечения «оценки воздействия контроля за ценами, законов об интеллектуальной собственности и других подобных мер на справедливое ценообразование, новаторство, общую конкуренцию, научные исследования и разработки в США и каждой из стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)», идентифицированных в отношении контроля за ценами. Доклад конференции предписывает Администрации изучить порядок установления цен на лекарственные препараты в странах ОЭСР и определить, помимо всего прочего, не используются ли в этой практике нетарифные барьеры для торговли фармацевтической продукцией.

Доклад конференции отражает озабоченность тем, что регулятивная практика во многих странах может препятствовать разработке лекарств следующего поколения. В этом утверждении содержится не явно выраженная озабоченность тем, что, введя подобные механизмы, зарубежные страны предпочли чрезмерную зависимость от проводящихся в США научных исследований и разработок в области создания новых лекарств, спасающих жизни людей.

В прошлом в решении подобных проблем США сотрудничали с Австралией, Японией и Кореей. По поручению Конгресса Администрация вовлечена в процесс подготовки доклада и изучает практику других стран, в том числе Канады и Германии.

Совет Канады по надзору за ценами на патентованные лекарства (СНЦПЛ) регулирует только патентованную фармацевтическую продукцию. СНЦПЛ издает руководства, используемые компаниями для установления цен на лекарства и ограничения их последующего роста. В соответствии с системой ценообразования СНЦПЛ цена нового инновационного лекарства не может превышать средней цены в семи развитых странах (США, Англии, Франции, Германии, Швеции, Швейцарии и Италии), используемые Канадой в качестве базы для сравнения.

Германия находится в процессе разработки эталонной системы ценообразования. На 2004 год правительство предписало 16-процентный возврат цен на фармацевтическую продукцию. Планируется заменить эту систему эталонной схемой ценообразования, детали которой в настоящее время обсуждаются. А пока правительство рассматривает вопрос об установлении цен на фармацевтическую продукцию в зависимости от категорий товаров, которые могли бы включать в себя как патентованные, так и непатентованные лекарства.

Этот анализ наряду с продолжающимся анализом глобальной защиты ИС посредством процедуры «Special 301» должен обеспечить более полную картину влияния регулятивных и ИС-режимов на инновации.

Разрешение споров

Усилия ВТО в этом году по-прежнему сосредоточены на разрешении споров, объявленных посредством предыдущих определений в рамках процедуры «Special 301», с использованием полного спектра доступных инструментов. Эти инструменты включают в себя неофициальные консультации и урегулирование, которые могут быть более эффективными и, следовательно, более предпочтительным способом разрешения споров, а в случае их безрезультатности — использование в полном объеме процедуры разрешения споров.

США прибегли к процедуре разрешения споров в августе 2003 года, попросив создать специальную группу по изучению введенного Европейским сообществом дискриминационного режима для защиты географических указаний для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания.

Аргентина. 6 мая 1999 года США подали в ВТО ходатайство об урегулировании спора, в котором выдвинули свои возражения против некоторых аспектов существующей в Аргентине системы патентной защиты и защиты конфиденциальных результатов испытаний. В конце апреля 2002 года США и Аргентина договорились об официальном закреплении прогресса, достигнутого во время консультаций, и о частичном урегулировании данного спора.

По двум нерешенным вопросам — о защите данных и о возможности патентовладельцев вносить поправки в находящиеся на рассмотрении заявки в целях истребования определенной улучшенной защиты, предусмотренной Соглашением ТРИПС, — США оставили за собой право добиваться вынесения решения в соответствии с предусмотренным ВТО механизмом разрешения споров.

Европейский Союз. По завершении анализа 1999 года, в соответствии с процедурой «Special 301», США инициировали в ВТО процедуру разрешения спора с Европейским Союзом, вызванного очевидными отклонениями от положений Соглашения ТРИПС Положения Европейского Союза № 2081/92, регламентирующего защиту географических указаний для сельскохозяйственной продукции и продуктов питания в Европейском Союзе. Это положение, судя по всему, отрицает национальный режим обработки зарубежных географических указаний.

Согласно простым формулировкам этого документа, могут регистрироваться только географические указания Европейского Союза. Что касается товарных знаков, то положение разрешает «размывание» и даже аннулирование товарных знаков в случае, если то или иное географическое указание создано позднее. В первоначальном запросе в ВТО о проведении консультаций утверждалось, что это положение отрицает национальный режим обработки иностранных географических указаний и не обеспечивает достаточной защиты товарных знаков, аналогичных или идентичных географическим указаниям и, следовательно, нарушающих Соглашение ТРИПС.

США подали запрос о проведении консультаций по этому вопросу 1 июня 1999 года, и с тех пор были проведены многочисленные консультации.

4 апреля 2003 года США подали дополнительный запрос в Европейский Союз о проведении консультаций по Положению Европейского Союза № 2081/92. В этом запросе утверждалось, что данное положение не совместимо с обязательствами в отношении национального режима обработки и обязательствами в отношении режима наибольшего благоприятствования, предусмотренными статьями І и ІІІ Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года. В этом запросе США также выразили озабоченность, уже указанную в их первоначальном запросе о проведении консультаций. В соответствии с правилами ВТО другие его члены могут подать запрос о присоединении к консультациям, если они разделяют озабоченность и имеют значительный торговый интерес. Кроме того, Австралия подала запрос о проведении отдельных консультаций с Европейским Союзом по тому же положению.

В августе 2003 года США подали запрос о создании в ВТО группы по разрешению споров для рассмотрения соответствия Положения Европейского Союза № 2081/92 правилам ВТО. В настоящее время эта процедура осуществляется.

Потенциальные дела о разрешении споров

На данный момент не было объявлено о новых процедурах разрешения споров. Однако США планируют продолжать осуществлять мониторинг соблюдения членами ВТО Соглашения ТРИПС и в случае необходимости по-прежнему готовы принимать соответствующие меры.

США в сотрудничестве с этими странами будут рассматривать все варианты, включая, в частности, возможное инициирование новых дел ВТО о разрешении споров в целях обеспечения реализации Соглашения ТРИПС в полном объеме. В ближайшие месяцы США продолжат проведение консультаций с этими странами в целях поощрения их к скорейшему решению проблем, связанных с выполнением Соглашения ТРИПС.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом

Государственная практика

Пленум выехал в Одессу... на работу

Деловая практика

За общеизвестность во всем мире

Законодательная практика

Угроза независимости судебной власти

На границе стало спокойнее?

Зарубежная практика

Консолидация акций по законодательству РФ

Комментарии и аналитика

Заграница покажет. Не сможем — накажет

Курс молодого юриста

Противодействие жесткому поглощению

Когда взаимность не в радость, или Признание исполнительных надписей нотариусов в СНГ

Неделя права

Антиконкурентные расследования

Генпрокурор грозит отставками

Решения Конституционного Суда придется выполнять?

Закон предполагает, а налоговая служба располагает!

Судебная практика

«Мыльные» страсти по-украински

Сбор за специальное использование воды

Борьба за «нефильтрованное»

Судебные решения

О решении вопроса о наличии у телерадиокомпании приоритетного права на вещание

Как потенциальный нотариус судился с Минюстом за свидетельство

Афанасьев vs Украина

Тема номера

Применение ипотеки на практике

Трибуна

Прецедентность судебной практики: механизм создания казуальной нормы

Частная практика

Управление успехом

Юридический форум

Сложности в процедуре регистрации товарных знаков

Институт государства и права имени В.М. Корецкого презентует...

Інші новини

PRAVO.UA