Украина ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата 4 февраля 2004 года. Это дало нашему государству возможность участвовать в различных проектах, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, в том числе в проектах совместного осуществления. Единицы сокращения выбросов (ЕСВ), полученные в рамках проектов совместного осуществления на территории одних государств — участников Киотского протокола, могут использоваться на территории других государств-участников для достижения установленных целей снижения выбросов.
Внедрение проектов совместного осуществления на Украине регулирует Порядок подготовки, рассмотрения, утверждения и реализации проектов, направленных на сокращение уровня антропогенных выбросов парниковых газов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22 февраля 2006 года № 206, а также документы Государственного агентства экологических инвестиций Украины, ранее — Национальное агентство экологических инвестиций Украины (далее — ГАЭИУ).
Проект совместного осуществления включает следующие этапы:
— обращение в ГАЭИУ за письмом-поддержкой;
— подача в ГАЭИУ детального описания проекта, вместе с детерминационным заключением. Этот этап завершается получением письма-утверждения ГАЭИУ и регистрацией проекта;
— внедрение проекта;
— подача отчета о мониторинге проекта для регистрации в ГАЭИУ;
— перевод ЕСВ на счет собственника объекта, участвующего в проекте, в национальном реестре углеродных единиц. В дальнейшем ЕСВ могут быть перечислены на счет иностранного участника проекта в соответствующем реестре углеродных единиц.
Финансирование является важной частью каждого проекта совместного осуществления. Перед началом второго из вышеуказанных этапов инвесторы и собственники объекта должны определить структуру финансирования и согласовать ее с ГАЭИУ. Одним из документов, который обязан подать собственник объекта в ГАЭИУ для получения письма-утверждения, является финансовый план. Он должен четко определять структуру и реалистичность запланированного финансирования, прогнозируемые инвестиции от продажи ЕСВ.
Структура финансирования должна учитывать специфику каждого проекта совместного осуществления. Некоторые проекты полностью финансируются собственниками объектов, хотя они все же в меньшинстве. Чаще финансирование украинских проектов происходит по одной из трех структур: 1) передача технологий; 2) обеспеченные кредиты; 3) платежи по договору купли-продажи сокращенных выбросов. Некоторые проекты могут также частично финансироваться государством.
При обеспеченном финансировании необходимо учитывать ограничения украинского законодательства. Например, ипотека некоторых видов земельных участков может быть невозможной или очень сложной с точки зрения реализации. Залог/ипотека объектов государственной и муниципальной собственности также существенно ограничена.
С появлением проектов совместного осуществления на Украине возник вопрос использования ЕСВ и Единиц (частей) установленного количества (ЕУК) в качестве обеспечения. Действующее украинское законодательство разрешает передачу ЕУК в качестве обеспечения по проектам сокращения выбросов. Количество ЕУК, передаваемых в залог, должно соответствовать количеству ЕСВ, которые планируется получить в рамках проекта. Передача ЕСВ в залог участнику проекта также теоретически возможна. Однако для банков и других третьих лиц такой залог является более проблематичным, поскольку ЕСВ возникают в рамках конкретного проекта и только после сложных верификационных процедур.
Одной из ключевых проблем, которые возникают во всех проектах совместного осуществления, является вопрос права собственности на полученные ЕСВ и, после их преобразования из ЕУК, их передача в реестр углеродных единиц иностранного государства. Подход Украины в этом вопросе не уникален. Преобразование сокращения парниковых газов в товар является все еще сравнительно новой концепцией. Поэтому вопросы возникновения права собственности, а также то, кто имеет право заявлять о праве собственности на этот новый товар, все еще остаются открытыми. Как и в большинстве других государств, на Украине нет специальных правил относительно права собственности на ЕСВ.
Исходя из норм законодательства Украины и практики ГАЭИУ, на сегодня Украина не отступает от презумпции prima facie, сделанной сторонами Киотского протокола и поддержанной дальнейшей практикой. Согласно этой презумпции, собственники объектов имеют право собственности на уменьшение выбросов и ЕСВ по результатам таких проектов. В свете этой правовой неопределенности все договоры купли-продажи сокращенных выбросов должны содержать четкие положения относительно возникновения и передачи права собственности. Это должно уменьшить риск оспаривания права собственности на ЕСВ, если государственные органы Украины изменят свою позицию по этому вопросу.
Открытым также остается вопрос, должен ли к ЕСВ применяться правовой режим имущества, имущественных прав, лицензий и т.п. Несмотря на то, что дебаты по этому поводу продолжаются, практика показывает, что ЕСВ ближе к имущественным правам. Это означает, ЕСВ могут использоваться как имущественные права (в том числе, в качестве обеспечения, хотя, как указано выше, с ограничениями).
На протяжении своей сравнительно недолгой истории проекты совместного осуществления оказались на Украине весьма успешными. Украинские компании и украинское правительство смогли реализовать потенциал страны в этой области и получить значительные выгоды. Однако на сегодня в связи с событиями на международной арене будущее системы Киотского протокола остается неясным. В частности, при отсутствии Киотского или иного международного механизма непонятно, будут ли ЕСВ, полученные после 2012 года, признаваться в других государствах.
Украинское правительство поддерживает продолжение работы по проектам совместного осуществления и призвало страны — участницы Киотского протокола достигнуть соглашения относительно международной системы признания таких проектов после 2012 года. В свете незначительного прогресса на международной арене по данному вопросу Украина ищет альтернативные пути решения этой проблемы. Украина и Европейский Союз проводят переговоры о подписании двухстороннего договора по признанию ЕСВ, произведенных на Украине, в рамках Схемы торговли выбросами Европейского Союза. Также рассматривается вопрос учреждения украинской схемы торговли ЕСВ.
Сегодня еще рано предсказывать будущее проектов совместного осуществления на Украине. Однако успешность этих проектов и повышенный к ним интерес все же оставляют небольшой повод для оптимизма, что после 2012 года у проектов совместного осуществления будет зеленый свет.
ШИРКОЖУХОВ Артем — юрист ЮФ «Авеллум Партнерс», г. Киев,
ПОЛОНИК Александр — юрист ЮФ «Авеллум Партнерс», г. Киев
Екатерина РЕКИЯНОВА,
юрист ЮФ «Астерс»
Особое место в контексте проектов совместного осуществления (ПСО) занимают вопросы права собственности объектов ПСО, находящихся в государственной и/или коммунальной собственности, например, полигонов твердых бытовых отходов, на которых в ходе ПСО происходит утилизация метана. Зачастую в таких проектах стороной договора о покупке сокращений выбросов между участниками ПСО (Договор), выступает некое коммунальное предприятие. Однако, согласно законодательству, для сделок относительно некоторых объектов государственной или коммунальной собственности предусмотрено специальное регулирование, а именно: Договоры до заключения должны пройти процедуру утверждения местными органами власти. Если Договором предполагаются какие-либо платежи со стороны собственника свалки, такие расходы должны быть включены в соответствующий местный бюджет.
В ходе ПСО также часто возникают трудности с определением права собственности на единицы сокращений выбросов, парниковый газ, сокращаемый в ходе ПСО, энергию, выделяющуюся в ходе проектов. Рекомендуем детально регламентировать такие вопросы в Договоре с тем, чтобы избежать возможных разногласий и судебных разбирательств между сторонами.
Вольфрам РЕБОК,
старший партнер АО Arzinger
Приняв Постановление № 206 от 22 февраля 2006 года, Украина создала условия для реализации JI-проектов на основе Киотского протокола. С 2008 года Украина уполномочена сертифицировать уменьшение эмиссий по национальной процедуре (JI Track 1). Но она может лишиться этой возможности в связи с несоответствием Национального кадастра антропогенных выбросов требованиям Киотского протокола. В этом случае будет применяться международная процедура (JI Track 2), которая требует больше времени и дополнительных расходов, поскольку в ней участвует Наблюдательный комитет совместного внедрения. При этом финансирование JI-проектов и так является сложным, поскольку еще на первых этапах возникает необходимость больших капиталовложений, хотя бы для проведения оценки объемов сокращения выбросов. Также вполне естественной является предоплата инвестором будущей передачи Единиц сокращения выбросов.
По истечении 2012 года JI-механизмы ожидает неопределенность. Пока невозможно оценить, будет ли Киотский протокол заменен на новый многосторонний договор или на двусторонние соглашения.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…