Исходя из положений части 3 статьи 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», которым установлен месячный срок для предоставления кредиторами своих заявлений с требованиями к должнику, в ликвидационной процедуре должника орган государственной налоговой службы не лишен и имеет право осуществить налоговую проверку и в случае установления нарушений требований налогового законодательства и задолженности должника по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) заявить свои претензии к такому должнику путем подачи заявления с кредиторскими требованиями. Также ГНИ, в случае несогласия с отказом ликвидатора должника предоставить документы для проверки, не лишена права обжаловать соответствующие действия в установленном законом порядке (в порядке административного судопроизводства или в пределах дела о банкротстве)
3 августа 2011 года Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Заводском районе г. Николаева на постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 13 апреля 2011 года и постановление Хозяйственного суда Николаевской области от 2 ноября 2010 года по делу по заявлению должника общества с ограниченной ответственностью «И» (ООО «И») — о признании банкротом, установил следующее.
Определением Хозяйственного суда Николаевской области от 25 октября 2010 года открыто производство по делу о банкротстве ООО «И» в порядке норм статьи 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Постановлением Хозяйственного суда Николаевской области от 2 ноября 2010 года ООО «И» признано банкротом, относительно него открыта ликвидационная процедура, а ликвидатором назначен арбитражный управляющий гр-н М.
Не согласившись с этим постановлением суда первой инстанции, Государственная налоговая инспекция в Заводском районе г. Николаева (ГНИ) обратилась в Одесский апелляционный хозяйственный суд с апелляционной жалобой, в которой просила отменить постановление местного хозяйственного суда от 2 ноября 2010 года и передать дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Постановлением Одесского апелляционного хозяйственного суда от 13 апреля 2011 года апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а постановление Хозяйственного суда Николаевской области от 2 ноября 2010 года — без изменений.
Не соглашаясь с указанными судебными решениями судов предыдущих инстанций, ГНИ в Заводском районе г. Николаева обратилась в Высший хозяйственный суд Украины с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Хозяйственного суда Николаевской области от 2 ноября 2010 года и постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 13 апреля 2011 года, а дело передать на новое рассмотрение в местный хозяйственный суд.
Кассационная жалоба мотивирована нарушением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, в частности статей 20, 75, 78 Налогового кодекса (НК) Украины, статьи 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», статей 105, 110, 111 Гражданского кодекса (ГК) Украины, а также норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив имеющиеся материалы дела, проанализировав применение судами норм материального и процессуального права, коллегия судей пришла к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.
Судами предыдущих инстанций в ходе рассмотрения дела было установлено, что заявителем были выполнены требования относительно соблюдения досудебной процедуры при обращении с заявлением о возбуждении дела о банкротстве ООО «И» в порядке норм статьи 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и есть основания, согласно этой статье, для признания Должника банкротом. Поддерживая указанные выводы, суд апелляционной инстанции отметил, что лишение права на проведение налоговой проверки не является надлежащим аргументом и основанием для отмены постановления о признании ООО «И» банкротом, поскольку налоговые органы не ограничены в проведении указанной проверки относительно Должника во время осуществления ликвидационной процедуры — после принятия постановления о признании банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
Возражая против указанных выводов судов предыдущих инстанций, кассатор отмечает, что ликвидатор Должника отказал в предоставлении документов ООО «И» для проведения налоговой проверки относительно последнего, тогда как Должник, согласно предоставленным в налоговые органы отчетам, предоставил информацию о показателях деятельности с оборотом средств более чем 5 млн грн. Кроме этого, жалобщик отмечает, что постановление суда первой инстанции не содержит исследования и изложения обстоятельств, исходя из которых суд пришел к выводу о необходимости признания ООО «И» банкротом.
Однако суд кассационной инстанции не соглашается с указанными возражениями, поскольку они изложены без учета всех установленных обстоятельств дела и с неверным применением норм действующего законодательства.
Так, жалобщик не обратил внимания на установленные судами предыдущих инстанций на основании имеющихся доказательств по делу обстоятельства относительно соблюдения заявителем при обращении с заявлением о возбуждении дела о банкротстве требований статей 105, 110, 111 ГК Украины относительно досудебной процедуры для признания ООО «И» банкротом в порядке требований статьи 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», в том числе относительно уведомления ГНИ о ликвидации ООО «И», наличие соответствующего объявления в газете «Урядовый курьер» № 143 от 5 августа 2010 года и сообщение об адресе, по которому принимают заявления с кредиторскими требованиями к Должнику.
Кроме этого, суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что, отмечая показатели деятельности ООО «И» с оборотом средств более 5 млн грн, ГНИ, в нарушение норм статей 33, 34 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК) Украины, ни в апелляционной, ни в кассационной жалобе не предоставила доказательств на подтверждение указанных обстоятельств.
Учитывая изложенное и установленные судами предыдущих инстанций на основании доказательств по делу обстоятельства, суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что лишение права на проведение налоговой проверки не является надлежащим аргументом и основанием для отмены постановления о признании ООО «И» банкротом, поскольку налоговые органы не ограничены в проведении указанной проверки относительно Должника во время осуществления ликвидационной процедуры — после принятия постановления о признании банкротом и открытии ликвидационной процедуры.
При этом следует добавить, что, исходя из положений части 3 статьи 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», которым установлен месячный срок для предоставления кредиторами своих заявлений с требованиями к должнику, в ликвидационной процедуре должника орган государственной налоговой службы не лишен и имеет право осуществить налоговую проверку и в случае установления нарушений требований налогового законодательства и задолженности Должника по уплате налогов, сборов (обязательных платежей) заявить свои претензии к такому должнику путем подачи заявления с кредиторскими требованиями. Также ГНИ, в случае несогласия с отказом ликвидатора ООО «И» предоставить документы для проверки, не лишена права обжаловать соответствующие действия в установленном законом порядке (в порядке административного судопроизводства или в пределах дела о банкротстве).
При таких обстоятельствах дела суд кассационной инстанции считает, что кассационные требования Государственной налоговой инспекции в Заводском районе г. Николаева не нашли своего подтверждения, не являются обоснованными и не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем удовлетворению не подлежат, а поэтому обжалованные постановления этих судов подлежат оставлению без изменений как отвечающие нормам материального и процессуального права.
С учетом изложенного и руководствуясь нормами статей 1, 51 Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и статей 33, 34, 1115, 1117, 1119—11111, 11113 ХПК Украины, Высший хозяйственный суд Украины установил:
— кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции в Заводском районе г. Николаева оставить без удовлетворения;
— постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 13 апреля 2011 года и постановление Хозяйственного суда Николаевской области от 2 ноября 2010 года оставить без изменений.
(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 3 августа 2011 года. Дело № 5/196/10. Председательствующий — Поляков Б.М. Судьи — Коваленко В.Н., Хандурин Н.И.)
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…