Даже первый кредитор — в очереди — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №33 (712) » Даже первый кредитор — в очереди

Даже первый кредитор — в очереди

Рубрика Тема номера

Банкротство банка.
Управляющий: «Предлагаем вам
2 схемы погашения задолженностей:
сразу, но ничего, либо же все, но никогда.

Анекдот

Вопрос защиты интересов кредиторов банка неразрывно связан с очередностью удовлетворения их требований, поскольку при условии ограниченного количества имущества банка наиболее защищенными оказываются интересы лиц, очередь которых имеет преференции, и наоборот.

Исследователи в сфере банкротства отмечают, что основной целью возникновения и существования анализируемого института является необходимость кумулятивного гарантирования интересов всех кредиторов хозяйствующего субъекта, касательно которого существует угроза прекращения платежей. Таким образом, при помощи судебных (и в некоторых случаях административных) процедур банкротства обеспечивается равность перед законом и судом, установленная статьей 21 Конституции, всех кредиторов. Указанное означает, что ни один кредитор не вправе требовать незаконных преимуществ, которые могут связываться со временем обращения с требованием (т.н. «право первого»), интенсивностью взаимодействия с должником и т.д.

При таких условиях законодатель мог пойти двумя путями: считать все кредиторские требования абсолютно равными и удовлетворять их пропорционально к имеющемуся имуществу должника либо же классифицировать их в соответствии с определенным критерием (например, природа правоотношений, категория субъекта и т.п.) с целью предоставления некоторым видам требований известной и закономерной преференции. Применение второго подхода, безусловно, больше соответствует социальной направленности государства в виде защиты более уязвимых лиц.

Именно в этом направлении развивалась концепция очередности удовлетворения кредиторских требований, которая на сегодня зиждется на следующих постулатах:

— требования кредиторов являются равными лишь в пределах общей очереди;

— требования следующей очереди могут удовлетворяться лишь после полного удовлетворения требований преды­дущей;

— при отсутствии имущества должника требования следующих очередей, которые остались неудовлетворенными, считаются погашенными.

Вместе с тем следует отметить, что анализируемая проблема пересекается с концепцией незыблемости права собственности, которое фактически теряется в связи с указанным погашением. Вследствие этого социальная направленность установления очередности должна адекватно коррелировать с интересами кредиторов, которые благодаря ее существованию лишаются той (пусть и минимальной) части имущества, на которую могли претендовать в ее отсутствие.

Для более глубокого понимания правовой природы очередности можно обратиться к подобному по сути институту в наследственном праве (наследование по закону). Так, на определенную часть наследственной массы лицо ­может ­претендовать лишь в пределах группы лиц, родственность которых (соответственно — значимость для наследодателя) является более значительной, нежели иных. Подобным образом разрешается конфликт интересов в праве несостоятельности: требования с меньшей социальной значимостью должны уступить требованиям со значимостью высшей.

Используя аксиологический подход, обозначу некоторые принципы определения очередности:

— требования физических лиц должны иметь приоритет перед требованиями лиц юридических;

— некоммерческие требования должны иметь приоритет перед коммерческими требованиями;

— гражданские требования должны уступать трудовым требованиям;

— требования реестровых кредиторов, как возникшие до выявления признаков несостоятельности, должны иметь приоритет перед требованиями текущих кредиторов, возникшими в условиях осознанной повышенной рисковости.

Вместе с тем при определении очередности в аспекте банкротства банков необходимо учитывать некоторые дополнительные моменты:

— банк является не только коммерческим субъектом, но и хранителем средств физических лиц;

— банк является не только частным субъектом, но и в определенной мере агентом государства в рамках определенных правоотношений (например, связанных с отмыванием «грязных» денег);

— деятельность банка (особенно связанная с обслуживанием расчетов) имеет признак исключительной динамики, что значительно усложняет прогнозирование банкротства.

Таким образом, целесообразно очертить основные проблемы, связанные с очередностью удовлетворения требований банковских кредиторов.

1. Удовлетворение требований ФГВФЛ.

Проблема удовлетворения требований Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) заключается в том, что профильным Законом о банках его требования отнесены к требованиям третьей очереди, в то время как общим Законом о банкротстве — к первой.

Полагаю, что в этом случае необходимо применять нормы закона о банках как lex specialis по отношению к нормам общего Закона о банкротстве как lex generalis. Более того, в этом контексте необходимо обратить внимание на позицию Конституционного Суда, предлагающего разрешать конфликт двух однородных норм в соответствии со временем их вступления в силу (решение КСУ № 18/183-97 от 3 октября 1997 года). В этом аспекте норма специального Закона (принята в 2009 году) также будет иметь преимущество перед нормой общего (принята в 2001 году).

2. Классификация обязательно сбора в ФГВФЛ.

Закон о ФГВЛФ (статья 21) определяет, что источниками формирования фонда являются, в частности, начальные, регулярные и специальные взносы банков. При этом если в Законе о системе налогообложения (утратил силу с 1 января 2011 года) прямо определялось, что соответствующий сбор входит в систему налогообложения (пункт 24 части 1 статьи 14), то действующий на сегодня Налоговый кодекс этого прямо не устанавливает (пункт 9.1 статьи 9).

В связи с этим, поскольку ранее указанный сбор квалифицировался как составляющая налоговой системы и включался в очередь вместе с остальными фискальными платежами, то теперь он должен уплачиваться в рамках третьей очереди вместе с совокупными требованиями ФГВФЛ.

3. Внеочередность.

Общий Закон о банкротстве не устанавливает возможности осуществления внеочередных выплат, то есть выплат без утверждения реестра кредиторов и официального перехода к следующему этапу ликвидационной процедуры. Вместе с тем профильный Закон о банках определяет, что определенные платежи могут осуществляться вне очереди, то есть в качестве «квазитекущих» требований.

В соответствии с частью 2 статьи 96 Закона о банках к ним относятся, в частности, расходы:

— ликвидатора, связанные с содержанием и сбережением имущества;

— на оценку и продажу имущества;

— на аудит;

— на оплату труда ликвидатора (и привлеченных им лиц);

— на выходное пособие работникам и т.д.

Так, с одной стороны, наличие вне­очередных платежей может нарушать интересы иных кредиторов, требования которых удовлетворяются в очередности. С другой — способствует защите интересов инициирующего кредитора либо НБУ, защищая их от «кредитования» затрат, связанных с процедурой ликвидации банка.

4. Соотношение требований ФГВФЛ и вкладчиков — ФЛ.

Специальный Закон о банках непосредственно устанавливает, что в третью очередь должны удовлетворяться требования ФГВФЛ, в то время как требования физических лиц по вкладам, не покрытым в пределах ФГВФЛ (на сегодня — в пределах 120 тыс. грн), должны удовлетворяться в четвертую очередь.

Данный подход видится непонятным и неоправданным по следующим причинам. Природа ФГВФЛ заключается в том, что он создается как квазистраховая организация, на которую de facto перекладываются риски несостоятельности банков по требованиям физических лиц при условии его (ФГВФЛ) финансирования самими банками. Поэтому ФГВФЛ является чем-то вроде «администратора страхования ответственности банков перед физическими лицами» с фиксированным размером «страхового платежа», который установлен Законом и определением вкладчиков в качестве бенефициаров.

Поэтому, поскольку государство переложило соответствующие риски на ФГВФЛ, абсолютно нелогичным видится предоставление ему преимущества в удовлетворении требований перед физическими лицами, которые такие риски нести не должны a priori. Анализируемой нормой законодатель фактически лишил вкладчиков возможности получить в банке-банкроте остаток суммы, не покрытой ФГВФЛ, что будет означать стойкое нежелание вносить в качестве вкладов в банк суммы, превышающей на сегодня 120 тыс. грн.

5. Компенсационные выплаты.

Специальный Закон о банках определяет, что вне очереди и/или в пределах первой очереди должны удовлетворяться требования о выплате заработной платы и выходного пособия. Вместе с тем из поля зрения упущены иные гарантийные и компенсационные платежи, такие как компенсации за неиспользованные дни ежегодного отпуска, гарантии и компенсации за служебные командировки и т.д.

Поскольку указанный пробел может привести к существенному нарушению прав работников, автор предлагает применять по аналогии соответствующие нормы общего Закона о банкротстве, которые ставят компенсационные платежи в одну очередь с заработной платой.

Таким образом, следует признать, что существующая концепция очередности удовлетворения требований банковских кредиторов имеет очевидные изъяны, которые следует учитывать на практике и исправлять по мере возможности с целью обеспечения социального действия права в обществе.

ЛОБКО Станислав — юрист ООО «Рыбин и Партнеры», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Юридический форум

Итоговый фактор

Актуальный документ

Документы и аналитика

Возобновление производства

Акцент

Обвинение: ставки сделаны

В фокусе

НДФЛ застрял в суде

Государство и юристы

Пересмотр границ

Министерство по банкротам

Государство и юристы

Новости законотворчества

О рекламе медсредств

Парламент может запретить комиссию в банкоматах

КМУ предлагает расширить права зарубежных украинцев

Госрегистрация в электронном формате

Документы и аналитика

Защита участником ООО своих прав

Новые точки опоры для хозсудов

Книжная полка

Логическое мышление

Неделя права

Желающие есть, а мест нет

Упорядочили заново

Неделя права

Новости из-за рубежа

Полиция и соцсети

Информационные киоски

Замена аудиторов

Неделя права

Вспомнили о маяках

Беспорядочная регистрация

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд обязали обеспечить постоянный прием исков

Правомерная бездеятельность Генпрокурора

Недвижимое имущество стоимостью 4,8 млн грн оставлено Минобороны Украины

Новости юридических фирм

Частная практика

Clifford Chance консультирует Сбербанк России и Deutsche Bank относительно предоставления кредита «Укрлендфармингу»

Baker&McKenzie консультирует по вопросам дальнейшей реструктуризации банка «Надра»

CMS Cameron McKenna помогла Tiway Oil урегулировать спор мирным путем

Отрасли практики

Торговля выбросами – шансы есть?

Ликвидационные риски

Органика «вне закона»

Новые реалии земельных отношений

Формула признания

Рабочий график

Еще больше практики

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Потерпевшие — вперед

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Принятие в гражданство

Международные перевозки

Взыскание страхового возмещения

Самое важное

Сертификат на повышение

Судебная практика

Судебное последствие

Судебная практика

Судебные решения

О необходимых действиях суда в подготовительном заседании по делу о банкротстве

Судебная практика

Налоги три года ждут

Судебная практика

Судебные решения

Об оплате услуг арбитражного управляющего

Открытие ликвидационной процедуры не препятствует проведению налоговой проверки

Тема номера

Шаги на пути к своему банкротству

И банкрот должен платить по счетам

Хитрости должника и поручителя

Даже первый кредитор — в очереди

Частная практика

Ищу партнера. Дорого

Помня свои университеты

Когда налоги ведут к банкротству

Юридический форум

ЮФ «Спенсер и Кауфманн» — 5 лет!

Страховые тонкости

Інші новини

PRAVO.UA