В ходе оптимизации системы органов центральной исполнительной власти, называемой первым этапом административной реформы, Министерство юстиции Украины было наделено рядом новых полномочий. В частности, теперь в рамках «формирования и обеспечения реализации государственной политики по вопросам банкротства» Минюст «способствует созданию организационных, экономических и других условий, необходимых для осуществления процедур возобновления платежеспособности должника или признания его банкротом»; утверждает лицензионные условия осуществления деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), организует подготовку и проводит лицензирование их деятельности, а также осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий.
Минюст формирует и ведет лицензионный реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), а также ведет единую базу данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, устанавливает и утверждает форму предоставления арбитражным управляющим информации, необходимой для ведения указанной базы данных. К компетенции Минюста относятся участие в производстве по делам о банкротстве госпредприятий (предложение кандидатур арбитражных управляющих, подготовка заключений о наличии признаков скрываемого, фиктивного банкротства или доведения до банкротства) и обеспечение осуществления процедуры банкротства относительно отсутствующего должника.
По сути, только сейчас Минюст приступил к нормативному обеспечению своей деятельности как государственного органа по вопросам банкротства. На официальном сайте ведомства обнародованы проекты приказов относительно лицензирования арбитражных управляющих (Лицензионные условия), осуществления контроля за их деятельностью, а также наполнения Единого реестра производств по делам о банкротстве.
Деятельность арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) отнесена к лицензионным видам деятельности, соответственно, физическое лицо — предприниматель, которое намеревается осуществлять такую хозяйственную деятельность, должно пройти лицензирование в Минюсте. Для этого ему необходимо лично или через уполномоченный в установленном порядке орган или лицо обратиться в Минюст Украины с заявлением о выдаче лицензии.
Для получения лицензии физическое лицо — предприниматель должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и иметь полное высшее юридическое или экономическое образование.
Также для получения лицензии следует пройти подготовку арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) и получить свидетельство о присвоении квалификации арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора). Копии соответствующих подтвердительных документов следует приложить к заявлению о получении лицензии.
Лицензионные условия также детально регулируют деятельность арбитражных управляющих на всех этапах производства по делу о банкротстве, начиная от назначения арбитражного управляющего хозяйственным судом и заканчивая подачей в хозсуд отчета и ликвидационного баланса после завершения всех расчетов с кредиторами.
К примеру, во время выполнения полномочий распорядителя имущества арбитражный управляющий, согласно Лицензионным условиям, обязан: после своего назначения осуществить анализ на предмет выявления признаков фиктивного банкротства или доведения до банкротства; рассматривать вместе с должностными лицами должника копии заявлений кредиторов о денежных требованиях к должнику, которые поступили в хозяйственный суд в связи с возбуждением дела о банкротстве и были отправлены должнику в установленном Законом порядке; формировать и вести в установленном законодательством порядке реестр требований кредиторов; сообщать заявителям и хозяйственному суду о результатах рассмотрения их требований должником и включении признанных требований в реестр требований кредиторов или об отказе признания требований должником; отдельно вносить в реестр требования кредиторов, которые обеспечены залогом имущества должника, согласно их заявлениям, а при их отсутствии — согласно данным учета должника, а также сведения об имуществе должника, которое является предметом залога согласно государственному реестру залогов; отдельно вносить в реестр сведения о требованиях относительно выплаты заработной платы, авторского вознаграждения, алиментов, а также о требованиях относительно возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, согласно заявлениям таких кредиторов и данным учета должника; не вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность должника, кроме случаев, предусмотренных Законом; а также своевременно предоставлять информацию Минюсту и оперативно отвечать на запросы хозсуда относительно предпринятых действий и состояния производства по делу о банкротстве.
Другим актом, который Минюст намеревается утвердить в «банкротном пакете», является Порядок контроля за соблюдением Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов).
Предусмотрено, что Минюст и его территориальные органы осуществляют два вида проверок — плановые и внеплановые. При этом основанием для проведения внеплановой проверки называют: личное заявление арбитражного управляющего; выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных арбитражным управляющим, либо несвоевременная подача таких документов; обращения физических и юридических лиц (письменные сообщения, заявления, жалобы, обращения, письма и т.п.) о нарушении лицензиатом Лицензионных условий. Во время проведения внеплановой проверки выясняются лишь те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этой проверки.
Срок проведения проверки не может превышать пяти рабочих дней для плановой проверки, и двух — для внеплановой. Продление сроков не допускается.
Отказ от проверки или повторно выявленные нарушения являются основанием для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в Экспертно-апелляционном совете при специально уполномоченном органе по вопросам регуляторной политики и предпринимательства либо в судебном порядке.
Во исполнение требований Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» относительно ведения единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, Минюст разработал Формы предоставления арбитражными управляющими необходимой информации, Инструкцию заполнения этих форм. При этом, по мнению Минюста, существующие Формы, утвержденные Минэкономики в 2006 году, не обеспечивают актуальности и полноты информации о банкротах.
Заполненная Форма предоставления информации (а всего предусмотрено утвердить 9 таких форм) должна быть своевременно подана в бумажном виде, а также электронной почтой или на электронных носителях в территориальный орган по вопросам банкротства (то есть соответствующее теруправление юстиции) по местонахождению должника.
По сути, разработанные Минюстом приказы в сфере регулировании банкротств не содержат каких-либо революционных новшеств. Необходимость их принятия продиктована перераспределением регуляторных полномочий между министерствами и обновлением подзаконных актов с учетом законодательных изменений. Очевидно, что после вступления в силу вышеупомянутых приказов Минюста будет инициирована отмена действующих ныне приказов Минэкономики, имеющих аналогичный предмет правового регулирования.
№ формы | Название формы | Срок предоставления |
---|---|---|
1 | Сообщение о возбуждении производства по делу о банкротстве, о должнике и объявлении в печати | Один раз в течение 10 дней после публикации объявления |
2 | Сообщение о состоянии производства по делу о банкротстве | Ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным |
3 | Сообщение о погашении задолженности по заработной плате | Ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным |
4 | Сообщение о реестре требований кредиторов и состоянии расчета с ними | Первое предоставление — в течение 10 дней после вынесения решения об утверждении реестра требований кредиторов, следующие предоставления — ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным |
5 | Финансово-экономические показатели деятельности должника — актив баланса | Первое предоставление — в течение 10 дней после даты возбуждения хозяйственным судом дела о банкротстве, следующие предоставления — в течение 10 дней после перехода к другой стадии производства по делу о банкротстве и (или) в случае назначения нового арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) |
5.1 | Финансово-экономические показатели деятельности должника — пассив баланса | |
5.2 | Финансовые результаты деятельности должника | |
6 | Сообщение о прекращении производства по делу о банкротстве | В течение 10 дней от даты вынесения решения о прекращении производства по делу о банкротстве |
7 | Сообщение о производстве по делу о банкротстве физического лица — предпринимателя | Первое предоставление — в течение 10 дней после назначения арбитражного управляющего, следующее предоставление — в течение 10 дней после прекращения производства по делу о банкротстве |
Источник. Приложение к Инструкции заполнения форм предоставления арбитражными управляющими информации, необходимой для ведения единой базы данных о предприятиях, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве (Проект) // www.minjust.gov.ua.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…