Телекоммуникационные нововведения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №17 (435) » Телекоммуникационные нововведения

Телекоммуникационные нововведения

Рубрика Тема номера

Февраль и март этого года ознаменовались принятием и вступлением в силу целого ряда нормативно-правовых актов в сфере телекоммуникаций. Рассмотрим их.

Изменения в перечне лицензируемых видов деятельности в отрасли телекоммуникаций

Прежде всего вступивший в силу 10 февраля Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сферы телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины» от 19 января 2006 года изменил перечень видов деятельности в сфере телекоммуникаций, подлежащих лицензированию. Предоставление в пользование каналов электросвязи, а именно: местных, междугородных, международных, отныне является отдельным видом деятельности в сфере телекоммуникаций, подлежащим лицензированию. Ранее неоднозначность формулировки пункта 3 части 3 статьи 42 Закона Украины «О телекоммуникациях» давала возможность считать предоставление каналов электросвязи в пользование неотъемлемой частью такого вида деятельности, как предоставление услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации сетей эфирного теле- и радиовещания, проводного радиовещания и телесетей. Выделение предоставления в пользование каналов электросвязи в качестве отдельного лицензируемого вида деятельности вызвало острую критику среди ряда специалистов и профильных общественных организаций, полагавших, что это приведет к двойному лицензированию одного и того же вида деятельности. Так, остается открытым вопрос, нужно ли получать лицензию на предоставление в пользование каналов электросвязи, например, операторам мобильной телефонной связи, фиксированной телефонной связи, получивших лицензии на телефонную связь до вступления в силу Закона Украины «О телекоммуникациях», операторам эфирного теле- и радиовещания, телесетей и проводного радиовещания, которым выданы соответствующие лицензии, где не указывается право предоставлять в пользование каналы электросвязи.

Законом предусмотрена необходимость лицензирования деятельности по предоставлению услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей. Надо заметить, что телекоммуникационная сеть является понятием широким, а это предполагает лицензирование деятельности по техническому обслуживанию и эксплуатации практически любой телекоммуникационной сети для предоставления какого-либо рода телекоммуникационных услуг. Соответствующие лицензионные условия Национальной комиссией по вопросам регулирования связи Украины пока не разработаны.

На данном этапе ведется работа по подготовке новых Лицензионных условий осуществления деятельности по предоставлению в пользование каналов электросвязи и проекта постановления Кабинета Министров Украины, вносящего изменения в порядок расчета платы за выдачу лицензии на деятельность в сфере телекоммуникаций по предоставлению в пользование каналов электросвязи в зависимости от того, предоставляются в пользование местные, междугородные или международные каналы электросвязи.

В ходе работы над Законом он претерпел серьезные изменения. Так, принятая Верховным Советом Украины 8 декабря 2005 года, но ветированная Президентом Украины 22 декабря 2005 года редакция Закона предусматривала необходимость лицензирования предоставления услуг по распространению телерадиопрограмм с применением собственных или арендованных технических средств телекоммуникаций. С учетом того, что кабельные операторы для осуществления деятельности по доставке телевизионных программ абонентам обязаны в настоящее время получать лицензию как на предоставление услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телесетей в Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины, так и лицензию провайдера программной услуги в Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания, введение необходимости получения еще одной лицензии привело бы к тройному лицензированию их деятельности.

Впрочем, оставить вопросы распространения телерадиопрограмм, в частности формирования пакетов распространяемых программ, на усмотрение лиц, распространяющих такие программы (а в конечном счете телезрителей, так как распространять телепрограммы, не пользующиеся популярностью у телезрителей, экономически невыгодно), законодатель не посчитал возможным. Вступившая в силу 1 марта текущего года новая редакция Закона Украины «О телевидении и радиовещании» вводит понятие так называемой «универсальной программной услуги» и гласит, что провайдер программной услуги обязан обеспечить всем абонентам возможность получения программ универсальной программной услуги и включить такие программы во все пакеты программ (то есть в пакет универсальной программной услуги, стандартный пакет или индивидуальный пакет на заказ). Под универсальной программной услугой Закон понимает обязательное обеспечение абонентам возможности просмотра пакета программ в составе программ телерадиоорганизаций, осуществляющих согласно лицензиям наземное эфирное вещание на территории размещения соответствующей многоканальной телесети, за исключением применения абонентами индивидуальных принимающих устройств и систем. 9 марта с.г. Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания своим решением № 134 утвердил пакет универсальной программной услуги для г. Киева. В перечень «счастливчиков» попали 19 телекомпаний, причем, что интересно, не все из них распространяются на территории г. Киева наземным эфирным способом. Напомним, что если статья 19 предыдущей редакции Закона Украины «О телевидении и радиовещании» обязывала организации кабельного телевидения обеспечить своим абонентам трансляцию по кабельному каналу программ государственного и общественного вещания, то сейчас такая норма в Законе Украины «О телевидении и радиовещании» отсутствует.

Как постановил Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, лицензирование провайдеров программной услуги г. Киева должно осуществляться с учетом решения № 134. Судя по всему, это означает необходимость переоформления уже выданных данным провайдерам лицензий. Финансово-экономическому управлению и управлению научно-технического и частотного развития Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания поручено внести предложения относительно размера абонентской платы для универсальной программной услуги. В этой связи отметим: Закон Украины «О телевидении и радиовещании» устанавливает, что размер абонентской платы за пользование универсальной программной услугой подлежит государственному регулированию, но при этом ни Закон Украины «О телевидении и радиовещании», ни Закон Украины «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» не относят установление размера такой абонентской платы к полномочиям Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Более того, статья 14 Закона Украины «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания» содержит исчерпывающий перечень регуляторных полномочий данного государственного органа и не подлежит какому-либо расширительному толкованию.

Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания Украины планирует на протяжении 2006 года утвердить пакеты универсальной программной услуги не только для г. Киева, но и иных населенных пунктов Украины в разрезе областей Украины.

Уточнены права потребителей телекоммуникационных услуг

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях» относительно бесплатного получения счетов за предоставленные телекоммуникационные услуги» от 19 января 2006 года установлено право потребителей на получение бесплатных счетов за предоставленные телекоммуникационные услуги.

Разработчики Закона в качестве цели принятия Закона ставили перед собой установление запрета для операторов, провайдеров телекоммуникаций взимать плату за расшифровку суммы за предоставленные услуги. Данная цель, как можно констатировать, не была достигнута. Закон не предусматривает обязательства для оператора или провайдера телекоммуникаций расшифровывать выставленные счета на бесплатной основе.

Следует обратить внимание, что счета могут быть расшифрованы исключительно с учетом технической возможности оборудования телекоммуникационной сети, что, следуя букве Закона, фактически означает «по усмотрению провайдера, оператора телекоммуникаций», так как вряд ли потребитель в состоянии оценить технические возможности оборудования той или иной телекоммуникационной системы.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть раскрыты оператором, провайдером телекоммуникаций потребителю, среди которых особенно хочется выделить час начала и окончания каждого сеанса связи, суммы средств к уплате за каждый сеанс связи.

Если толковать предлагаемые Законом изменения в статью 32 нерасширительно, то можно сделать вывод о том, что предложенные нововведения в Закон по расшифровке счетов касаются, прежде всего, операторов телефонной связи и не затрагивают права и интересы таких субъектов рынка телекоммуникаций как операторов кабельного телевидения, Интернет-провайдеров и т.д. Так, к примеру, Закон первым в перечне сведений, которые расшифровываются по личному обращению потребителя, называет номер абонента, которого вызывал потребитель.

В этом аспекте интересно, какое именно действие нужно считать «личным» обращением потребителя, особенно исходя из того, что потребителем телекоммуникационных услуг может быть и юридическое лицо.

Удивляет внесенное законодателем дополнение в часть 1 статьи 68 касательно того, что расчеты за телекоммуникационные услуги должны осуществляться по тарифам, утвержденным согласно законодательству. Как следует из этого нововведения, законодатель не учел, что государство уполномочено регулировать исключительно тарифы операторов, провайдеров телекоммуникаций на телекоммуникационные услуги, являющихся общедоступными (универсальными), и тарифы на предоставление в пользование каналов электросвязи операторов телекоммуникаций, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке этих услуг.

Среди нововведений Закона можно отметить и запрет списания оператором или провайдером телекоммуникаций остатка суммы, уплаченной абонентом. Остается открытым вопрос, смогут ли стороны (оператор, провайдер телекоммуникаций и абонент) обойти эту норму, пользуясь принципом свободы договора, закрепленным Гражданским кодексом Украины.

Новые правила взаимосоединения

Одним из наиболее важных нормативно-правовых актов в сфере телекоммуникаций можно назвать Правила взаимосоединения телекоммуникационных сетей общего пользования, утвержденные решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины от 8 декабря 2005 года № 155, вступившие в силу 7 февраля этого года.

20 февраля с.г. утратил силу приказ Государственного комитета связи и информатизации от 21 июня 1999 года, которым утверждались Правила присоединения сетей электросвязи операторов разных форм собственности к сетям электросвязи общего пользования.

Новые Правила различают заявленное взаимосоединение, то есть взаимосоединение, предложенное оператором телекоммуникаций, предложение относительно которого опубликовано в издании «Официальный бюллетень НКРС», и незаявленное взаимосоединение, к которым относятся все прочие взаимосоединения. Касательно заявленного взаимосоединения установлено правило, согласно которому поставщик такого взаимосоединения обязан предоставлять взаимосоединение всем заказчикам на условиях, опубликованных им в каталоге предложений, то есть закреплен принцип равных условий и равного доступа.

Относительно операторов, занимающих монопольное положение на рынке телекоммуникаций, предусмотрено, что поставщик взаимосоединения, являющийся монопольным оператором телекоммуникаций, имеет право заключать договоры только по заявленным взаимосоединениям, причем на одинаковых коммерческих, организационных и технических условиях со всеми заказчиками в пределах отдельных территориальных единиц.

Правила определяют организационные, экономические и технические требования к сторонам взаимосоединения. Следует иметь в виду, что, если поставщик взаимосоединения может документально подтвердить нарушение заказчиком какого-либо из организационных, технических или экономических требований взаимосоединения, он может отказать заказчику во взаимосоединении, и такой отказ будет считаться обоснованным. Единственное исключение из этого правила — нельзя отказать во взаимосоединении по причине необходимости выполнения технического требования о предоставлении сторонами взаимосоединения своим потребителям возможности беспрепятственного доступа к службам экстренного вызова и голосовым информационным услугам согласно действующему законодательству.

Отказ поставщика во взаимосоединении считается обоснованным также на следующих основаниях:

1) при отсутствии у поставщика технической возможности для осуществления взаимосоединения, если такое взаимосоединение не было ранее заявлено поставщиком, и поставщик не в состоянии предложить заказчику взаимосоединение в ином возможном месте на тех же условиях. В данном случае наиболее проблемным для доказывания обоснованности отказа специалисты называют именно условие о невозможности предложить заказчику взаимосоединение в ином месте. С другой стороны, очевидно, что условия взаимосоединения в новом месте будут отличаться от ранее предложенного поставщиком варианта;

2) в случае убыточности незаявленного взаимосоединения для поставщика, которая не может быть компенсирована в процессе эксплуатации взаимосоединения. Тут представляется сложным доказать, является ли то или иное взаимосоединение прибыльным или убыточным для поставщика, поскольку в расчет могут приниматься разные показатели, разные периоды времени и т.д.

Правила законодательно закрепили следующие важные принципы взаимосоединения телекоммуникационных сетей:

1) заказчик взаимосоединения не должен платить за услуги, которые ему не нужны;

2) строительство, реконструкция и модернизация сетей, функционирующих в режиме взаимосоединения, осуществляется за собственные средства каждой стороны взаимосоединения. Напомним, что предыдущие Правила устанавливали, что проектирование, строительство и реконструкция сетей электросвязи, связанных с присоединением к сетям электросвязи общего пользования, осуществляется только за счет операторов, присоединяющих свои сети электросвязи.

Правила предусматривают, что запрос о предоставлении поставщиком согласия на взаимосоединение (как заявленное, так и незаявленное) может быть сделан исключительно в письменной форме и должен содержать целый ряд обязательных условий. Кроме того, поставщик взаимосоединения имеет право запросить у заказчика какую-либо дополнительную информацию касательно взаимосоединения, которую заказчик должен направить поставщику взаимосоединения в течение 5-ти календарных дней со дня получения соответствующего письма поставщика. В случае непредоставления заказчиком дополнительной информации в течение указанного срока поставщик взаимосоединения имеет право считать поданный запрос недействительным.

Правила устанавливают перечень существенных условий договора о взаимосоединении и требования к техническому заданию, являющемуся приложением к договору. Как отмечают ряд специалистов, определенные Правилами отдельные существенные условия договора о взаимосоединении, например, условия и порядок обмена между сторонами данными учета предоставленных услуг и участия сторон в расчетах с пользователями услуг и третьими лицами, более характерны для договора о предоставлении телекоммуникационных услуг (договора об обмене трафиком).

Правилами предусмотрено одновременное заключение договора о взаимосоединении и договора о предоставлении телекоммуникационных услуг.

Если предыдущие Правила устанавливали запрет создания взаимосоединения в случае, если у стороны взаимосоединения отсутствует лицензия на вид деятельности в сфере телекоммуникаций, то новые Правила дополнительно предусматривают, что нельзя создавать взаимосоединение в случае, если сторона взаимосоединения не внесена в реестр Национальной комиссии по вопросам регулирования связи или если это ведет к нарушению какой-либо из сторон взаимосоединения лицензионных условий деятельности в сфере телекоммуникаций или установленного порядка маршрутизации трафика.

Операторы мобильной телефонной связи дождались своих лицензионных условий

28 февраля текущего года вступили в силу Лицензионные условия осуществления деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг сотовой (мобильной) телефонной связи с правом технического обслуживания и эксплуатации телекоммуникационных сетей и предоставления в пользование каналов электросвязи, утвержденные решением Национальной комиссии по вопросам регулирования связи Украины от 26 января 2006 года № 179. Необходимость принятия указанных Лицензионных условий предусмотрена статьями 42, 44 Закона Украины «О телекоммуникациях», вступившего в силу 23 декабря 2003 года. Как отмечают разработчики Лицензионных условий, отсутствие данного документа не позволяло начать согласно законодательству процесс лицензирования соответствующего вида деятельности в сфере телекоммуникаций, что сдерживало развитие рынка телекоммуникаций и приводило к вынужденным со стороны субъектов хозяйствования нарушениям законодательства в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом.

Установлено, что лицензия на вид деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг сотовой (мобильной) телефонной связи выдается субъекту хозяйствования исключительно при наличии радиочастотного ресурса, необходимого для осуществления деятельности по лицензии.

Согласно пункту 1.8 Лицензионных условий, лицензия предоставляет лицензиату право как предоставлять услуги мобильной телефонной связи, так и осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию сетей мобильной связи и каналов электросвязи на территории, определенной лицензией. Таким образом, получив эту лицензию, субъект хозяйствования не должен обращаться в Национальную комиссию по вопросам регулирования связи за лицензией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации телекоммуникационных сетей, предусмотренной пунктом 3 части 3 статьи 42 Закона Украины «О телекоммуникациях», и лицензией на предоставление в пользование каналов электросвязи, указанной в пункте 4 части 3 статьи 42 Закона Украины «О телекоммуникациях».

Лицензионные условия предусматривают перечень требований к оформлению документов для получения лицензии на вид деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг мобильной телефонной связи. Жесткие требования предъявляются к оформлению документов, подтверждающих финансовые возможности заявителя осуществлять деятельность в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг мобильной телефонной связи. Так, в перечне обязательных для подачи в Национальную комиссию по вопросам регулирования связи документов можно отметить справки банков об оборотах за последние 12 месяцев в национальной и иностранной валютах. Новосозданным компаниям придется подавать нотариально удостоверенную копию инвестиционного договора или гарантии банка (иного кредитного учреждения), причем в гарантии должны быть определены сумма финансового обеспечения и срок ее действия.

Лицензионные условия устанавливают исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и технологических требований, обязательных для выполнения при осуществлении деятельности в сфере телекоммуникаций по предоставлению услуг сотовой (мобильной) телефонной связи. В то же время Лицензионные условия закрепляют полномочие Национальной комиссии по вопросам регулирования связи включать в отдельные лицензии особые условия, но с тем, что они не будут противоречить законодательству Украины.

Среди технологических требований к лицензиату хотелось обратить внимание на обязанность обеспечивать и нести ответственность за сохранность сведений касательно потребителя, полученных при заключении договора, информации о предоставленных телекоммуникационных услугах, в том числе о получении услуг, их длительности, содержании, маршрутах передачи и т.п. Данное обязательство операторов мобильной (сотовой) телефонной связи может усложнить их взаимодействие с контент-провайдерами и владельцами прав на контент, поскольку, как правило, расчеты за предоставленные абонентам контент-услуги между названными лицами строятся по схеме участия в доходах, полученных от данных услуг, что предполагает раскрытие информации о получении услуг, их содержании, маршрутизации и т.п.

Переходим на цифру

19 апреля этого года Кабинет Министров Украины утвердил План использования радиочастотного ресурса Украины, регулирующего распределение полос радиочастот для применения на Украине действующих и перспективных радиотехнологий, включая цифровое эфирное телевизионное вещание, мобильную связь третьего поколения (3G), технологии беспроводной передачи данных WiMAX и WiFi. Как отмечают специалисты, отсутствие этого документа сдерживало развитие новых видов услуг радиосвязи на территории Украины. Напомним, что ранее 15 декабря 2005 года Кабинет Министров Украины своим постановлением № 1208 утвердил новую Национальную таблицу распределения полос радиочастот Украины.

Что касается развития цифрового вещания на Украине, 22 марта текущего года Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания согласовал Концепцию Государственной целевой программы внедрения цифрового телерадиовещания на Украине. Согласно Концепции, переход с аналогового на цифровое вещание на Украине с полным прекращением аналогового вещания должен завершиться 31 декабря 2015 года.

Необходимость перехода на цифровое вещание объясняется, в частности, ограниченностью (отсутствием) радиочастотного ресурса, необходимого для дальнейшего развития аналогового вещания.

План использования радиочастотного ресурса Украины началом использования радиотехнологий «цифровое наземное телевизионное вещание стандарта DVB-T» и «цифровое наземное радиовещание стандарта T-DAB» определяет 1 июля этого года. В этой связи следует отметить, что 27 декабря 2005 года Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания объявил конкурс на получение лицензий на цифровое эфирное телерадиовещание (каналы экспериментального цифрового вещания) с использованием 4 свободных частот (41, 43, 51, 64) в г. Киеве. Эти частоты предназначены для создания экспериментальной многоканальной эфирной телесети для распространения телепрограмм в стандарте DVB-T. В указанном конкурсе победили ГП «Эра Продакшн» (41 ТВК в г. Киеве), ООО ТРК «Экспресс-Информ» (43 ТВК в г. Киеве), ЗАО «Украинская цифровая телесеть» и ООО «ТРК «Этер» (51 ТВК в г. Киеве), ООО «Гамма-Консалтинг» (64 ТВК в г. Киеве).

Интересно отметить, что с момента вступления в силу новой редакции Закона Украины «О телевидении и радиовещании» Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания прописывает в качестве особого условия лицензии на телерадиовещание обязанность телерадиоорганизации обеспечить переход на цифровое вещание согласно отдельному решению Национального совета.

В свете последних изменений в правовом регулировании отрасли телекоммуникаций следует также иметь в виду, что 29 марта с.г. Кабинет Министров Украины своим постановлением № 373 утвердил Правила обеспечения защиты информации в информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных системах, а 23 февраля текущего года Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины», который вступит в силу с 1 января 2007 года. 2 марта этого года Национальная комиссия по вопросам регулирования связи утвердила Граничные тарифы на работы (услуги) Государственного предприятия «Украинский государственный центр радиочастот», связанные с пользованием радиочастотным ресурсом Украины, вступившие в силу 4 апреля сего года.

СТРОЙКО Ирина — юрист АК «Коннов и Созановский», г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Информации необходима надежная защита!

Первое заседание — первые вопросы

Деловая практика

«ФОН»овые постановления

Законодательная практика

Рынок ЦБ для сильнейших!

Из первых уст

Научный подход к интеллектуальной собственности

Судебно-экспертная деятельность в сфере права интеллектуальной собственности

Историческая практика

Мошенника… вернули на родину

Комментарии и аналитика

Корпоративные отношения по-новому

Будь осторожен с договором подряда!

Неделя права

Инновации в правосудии

Примирение — альтернатива суду

«Великий» Притыка ушел?

Новая коллегия в АМКУ

Международная «тренировка»

Реестр событий

Суд стал традицией выборов?

Квалифицированное судоустройство

Необходимость совместительства

Судебная практика

О возможности отступления от договора

Судебные решения

О механизмах реализации права на судебную защиту

О последствиях одобрения сделки, заключенной неуполномоченным лицом

Об установлении оснований для признания договора незаключенным

Тема номера

Где же твоя лицензия, ІР-оператор?!

Телекоммуникационные нововведения

Частная практика

Кто самый исполнительный?

Юридический форум

Первый съезд Лиги студентов АЮУ

Учимся правильно реструктуризировать

Інші новини

PRAVO.UA