В современных условиях, когда защита информации становится ключевым фактором безопасности государства, большое значение имеет разработка максимально эффективных способов такой защиты. Существовавший порядок исполнения данных полномочий, относящий защиту информации к компетенции Службы безопасности Украины, безусловно, требовал изменений, так как полномочия СБУ, доставшиеся «по наследству» от КГБ, являлись несвойственными для службы безопасности демократического государства.
23 февраля с.г. Верховный Совет Украины принял Закон Украины «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины» (Закон).
Закон разработан в соответствии и во исполнение Указа Президента Украины «О соблюдении прав человека во время проведения оперативно-технических мероприятий» от 7 ноября 2005 года.
Функции, которые Закон возлагает на Государственную службу специальной связи и защиты информации Украины (Служба), ранее исполнял Департамент специальных телекоммуникационных систем и защиты информации СБУ. И, собственно, создание Службы проходит в рамках реформирования СБУ с целью освободить ее от несвойственных ей функций. Отметим, что ранее от СБУ «отделили» функцию осуществления внешней разведки, отдав ее Службе внешней разведки. Так что процесс реформирования СБУ успешно продолжается.
Статус Службы
Согласно Закону, Служба определена как государственный орган, имеющий своей целью обеспечение функционирования и развития государственной системы правительственной связи, Национальной системы конфиденциальной связи, защиты государственных информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных системах, криптографической и технической защиты информации. Деятельность Службы координируется КМУ, который осуществляет меры по обеспечению ее функционирования. Служба подконтрольна парламенту, а по вопросам, связанным с обеспечением национальной безопасности Украины, — Президенту Украины.
Структуру данного органа составляет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам организации специальной связи и защиты информации, а также подчиненные ему региональные органы и территориальные подразделения.
Возглавляет Службу председатель, назначаемый на эту должность и увольняемый правительством по представлению премьер-министра Украины. Заместители председателя Службы назначаются и увольняются КМУ по представлению председателя Службы. Количество заместителей определяется правительством. Общая численность личного состава данного органа утверждается правительством. Для коллективного обсуждения важнейших вопросов деятельности создается коллегия Службы. Ее состав и положение о ней утверждает председатель Службы.
Учитывая конституционное определение нашего государства как демократического и правового, немаловажным является законодательное закрепление соответствующих принципов деятельности государственных органов. Основными принципами деятельности Службы определены принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, открытость для демократического гражданского контроля с соблюдением законодательства об охране государственной тайны.
Среди основных задач Службы, согласно Закону, в частности:
— участие в формировании и реализации государственной политики в сфере защиты государственных информационных ресурсов в информационно-телекоммуникационных сетях, криптографической и технической защиты информации;
— обеспечение в установленном порядке правительственной связью Президента Украины, Председателя парламента, премьер-министра Украины, а также других должностных лиц органов исполнительной власти, местного самоуправления, военного управления, руководителей предприятий, учреждений и организаций;
— определение требований и порядка создания и развития систем защиты информации, являющейся собственностью государства, или информации с ограниченным доступом, требование относительно защиты которой установлено законом;
— охрана объектов, помещений, систем, сетей, комплексов, средств правительственной и специальной связи, ключевых документов к средствам криптографической защиты информации Службы.
Хотя Закон вступает в силу только с 1 января 2007 года, некоторые статьи Заключительных и переходных его положений действуют со дня опубликования Закона. В частности, на КМУ возлагается задача разрешить вопросы, связанные с созданием Службы. И Кабинет Министров уже занялся этим: назначен председатель Службы. Очевидно, до момента вступления в силу Закона он будет решать организационные вопросы, связанные с созданием Службы. Председателем Службы стал Игорь Коновалов, занимавший ранее должность заместителя председателя СБУ. Насколько эффективной будет работа Службы, покажет время. Пока же отделение от СБУ несвойственных ей функций и предоставление их новосозданному органу выглядит прогрессивным в контексте создания оптимальной системы обеспечения безопасности важной для государства информации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…