Только в Киеве 95 % участников рынка таксомоторных перевозок работают в тени. В масштабах Украины оборот теневого рынка легковых автомобильных перевозок составляет более 20 миллиардов гривен в год. Разрешить эту проблему и привлечь к регистрации предпринимательской деятельности около 200 тысяч человек призван, по мнению его автора, народного депутата Олега Шевчука, проект Закона Украины «О перевозке на такси и перевозке на заказ» (№ 11354) (Законопроект).
Под договором перевозки на такси Законопроект понимает публичный договор, заключенный в устной форме между физическим лицом и субъектом хозяйствования — перевозчиком на такси или через его уполномоченного представителя — водителя такси, предметом которого является перевозка этого лица, а также лиц, следующих с ним, и их багажа. Заключение такого договора подтверждается включением таксометра в режим подсчета стоимости проезда. Перевозчиком является предприятие, в том числе самозанятое физическое лицо — предприниматель, оказывающее услуги по перевозкам на такси.
Примечательно, что Законопроектом предлагается урегулировать не только такие концептуальные вещи, как правовая природа договора перевозки на такси, но и такие узкие вопросы, как признаки такси. К ним отнесены «опознавательный фонарь оранжевого цвета, который устанавливается на крыше автомобиля, и композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на боковых поверхностях его кузова, нанесенные или закрепленные стационарным способом». Этим, кстати, детальная регламентация не ограничивается.
Центральным органом в этой сфере является Государственное агентство по автомобильным дорогам Украины (Укравтодор). Органы местного самоуправления городов и поселков принимают решение о целесообразности организации местных перевозок на такси. Исполнительные органы городских и поселковых советов после принятия такого решения обеспечивают оформление, переоформление и аннулирование разрешений на такси, свидетельств об аккредитации диспетчерских пунктов и ведение соответствующего реестра.
Органы местного самоуправления обязаны сформировать сеть стоянок такси, установить за них плату, инициировать создание городского (поселкового) Совета перевозчиков на такси, утвердить местную тарифную схему перевозок на такси, установить стоимость и порядок оформления разрешений на такси (стоимость разрешения для Киева — не более двух минимальных зарплат).
Таксисту запрещается во время перевозки пить, курить и разговаривать по телефону. Пассажирам же запрещено пить, курить и, что примечательно, «громко слушать радио или аудиозаписи, кричать, любым способом исполнять музыкальные произведения». Петь водителям никто не запрещает, но им будет явно не до этого в силу ряда других требований.
Законопроект обязывает милицию предотвращать незаконную хоздеятельность в легковых автомобильных перевозках и применять к нарушителям «финансовые санкции». К правам милиции предложено добавить следующие: составлять протоколы о нарушении требований законодательства о перевозке на такси, проводить осмотр транспортных средств, причастных к нарушению, изымать безосновательно установленные на транспортном средстве признаки такси и признаки рекламы перевозок на такси. Нарушением может считаться и непредоставление отдельных документов. К слову, водитель такси будет обязан иметь при себе до десяти документов: водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство, медицинскую справку, сервисную книжку автомобиля, страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности собственников наземных транспортных средств, разрешение такси, аттестат водителя такси, сервисную книжку электронного таксометра, договор об информационно-диспетчерском обслуживании (в случае сотрудничества с диспетчерским пунктом информационно-диспетчерской службы вызова такси), документ, предоставляющий право принимать наличную оплату.
Согласно изменениям в Закон Украины «О защите прав потребителей», предусматривается ответственность за нарушение прав пассажиров. Так, за начисление оплаты за перевозки на такси незаконным способом (или с применением неподходящих устройств или электронных таксометров) — штраф в размере 500 % от начисленной суммы, но не менее 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Также закон предусматривает требования к водителю такси и к самому авто. К примеру, утверждается «профессиональный минимум» (необходимые навыки) таксиста. Его содержание определят Укравтодор совместно с общим представительским органом стороны работодателей на национальном уровне и Федерацией профсоюзов Украины. Вызывает интерес, почему право представлять работников такси закрепляется исключительно за одной всеукраинской профсоюзной организацией.
Впрочем, вопросы могут возникнуть и относительно норм, регулирующих требования к транспорту. Специальное оборудование такси включают в себя сигнальный фонарь с зеленым и красным светом, расположенный в верхнем правом углу лобового стекла, электронный таксометр, а в отдельных случаях — автомобильный фискальный принтер и банковский POS-терминал. Но, помимо этого, местные власти могут устанавливать критерии комфортности средств передвижения на местном уровне. Под ними понимаются некие «конструктивные параметры автомобиля такси, определяющие для пассажира комфортность поездки: тип кузова автомобиля такси, его размеры (по классификации Euro NCAP), количество дверей и пассажирских мест, наличие климатического оборудования салона (обогрев, кондиционер)». И это помимо того, что Законопроект в статье 9 требует иметь, в частности, кузов закрытого типа с количеством дверей и количеством мест для пассажиров не менее четырех.
Не исключено, что в каких-то регионах количество такси будет резко сокращено за счет закрепления «комфортного» статуса исключительно за новейшими иномарками. Местные власти устанавливают максимальное количество такси и с учетом платежеспособного спроса на перевозки на такси. В таких действиях на практике могут быть элементы не только заботы о пассажирах, но и желание создать неравные конкурентные условия. В конечном итоге больше платить будут пассажиры. Более того, на местном уровне могут даже установить дополнительные требования как по поводу профессионального минимума таксиста, так и относительно параметров комфортности такси (согласно статье 6 Законопроекта, должна учитываться «степень социально-экономического развития города»). Получается, в каждом регионе будет свое понимание «прозрачной местной разрешительной системы по использованию автомобилей в перевозках на такси», внедрение которой названо одной из целей Законопроекта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…