Оффшоры, или так называемые «налоговые гавани», давно зарекомендовали себя как один из самых удобных методов налогового планирования. И какие бы дискуссии ни велись о законности использования оффшорных компаний в своей деятельности, они становятся все более популярным инструментом международного налогового планирования.
Подобно любому налоговому инструменту, «налоговые гавани» могут быть использованы и для незаконной деятельности. Но не каждая операция с использованием оффшоров будет квалифицироваться согласно статье 209 Уголовного кодекса Украины «Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем». К ним относятся финансовые операции и сделки со средствами, полученными в результате совершения общественно опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов, а также совершения действий, направленных на сокрытие или маскировку их незаконного происхождения или владения ими, прав на такие средства или имущество, источника их происхождения, местонахождения, перемещения, а также приобретение, владение или использование средств или другого имущества, полученных в результате совершения общественно опасного противоправного деяния, которое предшествовало легализации (отмыванию) доходов. Законность же конкретной трансакции определяется в соответствии с нормами законодательства страны регистрации и других участников, а также положениями международных договоров.
Таким образом, если сделка через оффшорную компанию была проведена с целью оптимизации налоговых издержек, то говорить о противоправности такой операции сложно, ведь она попадает под категорию международного налогового планирования.
Определение «оффшорной компании» содержится в статье 18 Закона Украины «О налогообложении предприятий», которая действует до 1 января 2013 года. Под определением «нерезиденты, которые имеют оффшорный статус» понимаются нерезиденты, расположенные на территории оффшорных зон, за исключением расположенных на территории оффшорных зон, которые предоставили плательщику налога выписку из правоустанавливающих документов, легализируемую соответствующим консульским учреждением Украины, свидетельствующую об обычном (неоффшорном) статусе такого нерезидента. В соответствии с абзацем 1 этой статьи плательщик налога при проведении трансакции через оффшор должен ссылаться на соответствующую выписку в пояснении к налоговой декларации. Пункт 161.3 статьи 161 Налогового кодекса Украины, который вступит в силу с 1 января 2013 года, точь-в-точь повторяет положения действующей нормы упомянутого закона.
Поскольку понятие «оффшорные зоны» все же достаточно расплывчато, то сложно судить и о точном количестве таких зон. Но, если верить Перечню оффшорных зон, утвержденному распоряжением Кабинета Министров Украины от 23 февраля 2011 года № 143-р, Украина относит к ним только 36. Как правило, это небольшие государства и острова, а именно:
— Британские зависимые территории (остров Гернси, остров Джерси, остров Олдерни, остров Мэн);
— Центральная Америка (Белиз);
— Ближний Восток (Бахрейн);
— Карибский регион (оффшорные зоны Аруба, Ангилья, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Бермудские острова, Барбадос, Британские Виргинские острова и Виргинские острова (США), Гренада, Монтсеррат, Каймановы острова, Нидерландские Антильские острова, Пуэрто-Рико, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Содружество Доминики, Теркс и Кайкос);
— Европа (Монако, Андорра, Гибралтар);
— Африка (оффшорные зоны Сейшельские острова и Либерия);
— Тихоокеанский регион (Науру, Вануату, Ниуэ, Маршалловы острова, Самоа, острова Кука);
— Южная Азия (Мальдивская Республика).
Очень странным остается факт исключения из этого списка Кипра, ведь он является классическим примером оффшорной зоны.
В случае если было принято решение о проведении операций или сделок через «налоговые гавани», стоит изучить все возможные типы оффшорных компаний и выделить из них наиболее подходящий.
Например, создание оффшорных компаний с очень низким или нулевым налогообложением (Панама, Сейшелы, Белиз или Британские Виргинские острова) не только вносит корректировки в налоговое планирование, но и позволяет безболезненно проводить трансакции через такие дочерние предприятия.
Также на практике встречаются компании, которые подлежат территориальному налогообложению. Чаще всего их регистрируют в юрисдикциях, где компании, не имеющие прибыли местного происхождения, освобождаются от уплаты налогов. Гонконг не считается «налоговой гаванью», при этом налоговый режим в этой стране является благоприятным. Поэтому многие международные корпорации переводят в эту страну свои главные офисы. Кроме того, следует учитывать развитие международного арбитража в этом регионе.
Не стоит забывать об оффшорных юрисдикциях с гибким и конкурентоспособным налоговым режимом. Страны с таким режимом налогообложения активно конкурируют в привлечении международных компаний и частных лиц благодаря своей лояльной политике и возможностям налогового планирования. Также учитываются возможности, предоставляемые конкретным странам согласно договорам об избежании двойного налогообложения. К таким странам относятся: Кипр, Великобритания, Португалия, Сингапур, Австрия, Швейцария, Люксембург и Нидерланды.
Создание оффшорной компании может помочь упростить проведение трансакций, а также законными методами оптимизировать налогообложение и снизить производственные издержки. Но, все же, не стоит забывать и о ряде рисков, которые несут в себе «налоговые гавани», если подходить к ним без должной осторожности. Главное — ответственность за уклонение от уплаты налогов в нашем государстве никто не отменял.
МИКОЛЮК Руслана — партнер АФ «Династия», г. Киев
Владимир БЕВЗА,
старший юрист, адвокат Международного правового центра EUCON
Оффшорные зоны всегда актуальны при минимизации налогообложения для экономической защиты бизнеса и его конкурентоспособности. Обычными инструментами в международном налоговом планировании стали экспортно-импортные схемы, агентские вознаграждения, лизинговые операции, иностранные инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, корпоративное планирование, строительная, производственная, страховая деятельность, лизинговые операции, капитализация объектов интеллектуальной собственности.
Однако следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Целью налогового планирования через оффшорные зоны и транзитные страны является минимизация налогов, которая не вступает в конфликт с законом. А уклонение от налогообложения — сознательное нарушение законодательства, вроде «отмывания денег», которое к налоговому планированию отношения не имеет.
Важную роль в успешности транснациональной хозяйственной деятельности имеет осведомленность в законодательстве страны, где зарегистрирована оффшорная, транзитная компания. И все же, учитывая сложность и неоднозначность украинского законодательства, граница между преступлением и налоговым планированием невелика, и соблюсти ее — очень сложная задача.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…