В условиях политического кризиса в последнее время участились случаи давления на судей и вмешательства в работу судов. Особенно остро данный вопрос стал во время разбирательства в Печерском районном суде г. Киева, имело ли место вмешательство в деятельность суда и давление как на суд в целом, так и на отдельных судей. Параллельно — постоянные поиски и обнародование информации компрометирующего характера о судьях Конституционного Суда, с последующей эпопеей их увольнения и восстановления на должности. Это касается и завязавшейся борьбы за право назначения судей на административные должности, которое до сих пор не урегулировано. В труднейших условиях представители судебной власти прилагают все возможные усилия для преодоления сложившейся ситуации.
Так, на Пленуме Верховного Суда Украины, состоявшемся 13 июня с. г., было принято постановление № 8 «О независимости судебной власти». Данное постановление предназначено в целом для обеспечения правильного и одинакового применения законодательства судами и обеспечения независимости судебной власти. Согласно постановлению, правосудие должно осуществляться в соответствии с Конституцией и законами Украины, следует принимать все возможные меры для утверждения гарантированной независимости и самостоятельности судов, повышения авторитета судебной власти, а также обеспечения обязательности судебных решений путем справедливого, своевременного и непредвзятого рассмотрения судебных дел. То, что на судей, рассматривающих важные для страны вопросы, оказывается давление со всевозможных сторон, не вызывает сомнений. Подобные явления характерны не только для нашей страны, они присущи и в более, с правовой точки зрения, развитых странах.
Непроцессуальное давление на судью со стороны других судей является недопустимым. Все попытки установления контроля за совершением правосудия судьей или требования объяснений по конкретным делам в вышестоящем суде должны пресекаться. Для этой цели целесообразным является вынесение отдельных постановлений, а если в действиях усматривается признаки соответствующего преступления, то должна последовать незамедлительная реакция в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Украины.
Данное постановление подчеркивает, что судья не обязан давать пояснения и предоставлять для ознакомления рассматриваемые или рассмотренные дела, находящиеся в его производстве, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве. Также судья не может участвовать в рассмотрении дела, если он заинтересован в результатах его рассмотрения или же имеют место обстоятельства, которые могут повлиять на независимость и непредвзятость при осуществлении правосудия. В этом случае судья подлежит отводу или должен взять самоотвод.
Подчеркивается недопустимость постановления решений, которые были бы направлены на причинение вреда другим лицам, а также предоставляющих возможность для злоупотребления правом, нарушая моральные принципы общества. Суды не обязаны устанавливать особого порядка при рассмотрении обращений, поступивших от представителей власти. Ведь, согласно решению Конституционного Суда Украины № 4-рп/99 от 19 мая 1999 года, народный депутат Украины не имеет права обращаться с требованиями или предложениями в суды, к председателям судов или судьям касательно конкретных судебных дел. И в случаях непредоставления судьей ответа на данные незаконные запросы или обращения народных депутатов не может возникать состава преступления, связанного с нарушением сроков и порядка рассмотрения депутатских обращений.
Немалое внимание Пленум уделяет вопросу проверки судебных решений. Так, исключительным правом проверки законности и обоснованности решений в соответствии с процессуальным законодательством обладает лишь соответствующий суд, причем обжалование такого решения должно проходить в рамках предусмотренного процессуального законодательства. Не имеют полномочий оценивания законности решений судов органы, рассматривающие вопросы о дисциплинарной ответственности.
Данное постановление призвано отделить судебную власть от политики и напомнить судьям, что все судопроизводство должно базироваться на основах законности и соблюдения прав и основных свобод человека.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…