Даешь закон вместо постановления... — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №26 (496) » Даешь закон вместо постановления…

Даешь закон вместо постановления…

15 июня с.г. Верховный Совет Украины принял в первом чтении и в целом Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве Украины» (относительно назначения судей на административные должности)». Автором Закона является народный депутат Украины, член парламентского Комитета по вопросам правосудия Валерия Матюха. Собственно, Закон дублирует положения небезызвестного постановления парламента от ­30 мая с.г., внесенного также г-жой Матюхой, «О временном порядке назначения судей на административные должности и увольнения с этих должнос­тей». В частности, изменения коснулись только раздела VII «Заключительные и переходные положения» Закона, дополненного пунктом 31, согласно которому председатель суда, заместитель председателя суда (кроме этих должностей в Верховном Суде Украины) назначаются на должность сроком на 5 лет из числа судей соответствующего суда и увольняются с должнос­ти Высшим советом юстиции (ВСЮ) на основании рекомендации Совета судей Украины (для специализированных судов — соответствующего Совета судей), Председателя ВСУ (для специализированных судов — председателя соответствующего высшего специализированного суда), сборов судей соответствующих судов или члена ВСЮ.

Примечательно, что указанный Закон, несмотря на то что он полностью дублирует текст постановления, был принят не в то время, когда легитимность парламента не вызывала сомнения ни у одного из институтов власти, а только спустя две недели, когда более 151 народного депутата сложили свои полномочия. Исходя из того, что ныне Президентом Украины возвращаются без рассмот­рения все Законы, принятые парламентом после 2 июня, очевидно, что и данный Закон подписан не будет.

Не углубляясь в вопрос полномочнос­ти Верховного Совета, отметим, что это не постоянный, а временный порядок, который, согласно тексту Закона, действует до вступления в силу соответствующих законов о внесении изменений в законы Украины «О судоустройстве Украины» (Закон) и «О статусе судей Украины». Можно предположить, что речь идет о тех двух законопроектах, которые были внесены Президентом Украины 27 декабря 2006 года и приняты за основу 3 апреля с.г. Но, проанализировав формулирование, можно также сделать вывод, что это может быть любой закон, направленный на изменение положений Закона «О судоустройстве Украины», касающихся порядка назначения судей. Примечательно, что такой законопроект уже зарегистрирован в парламенте. Это внесенный народным депутатом Украины Дмитрием Притыкой проект Закона «О внесении изменений в Закон «О судоустройстве Украины» (относительно порядка назначения судей на административные должности)» (проект).

Проектом предлагается установить, что председатель суда, его заместитель назначаются на должность на 5 лет из числа судей и увольняются с должности Советом судей Украины (в специализированных — соответствующим Советом судей специализированных судов) по представлению Председателя ВСУ (соответствующего высшего специализированного суда), внесенного по решению собрания судей соответствующего суда. Что касается избрания председателей и заместителей председателей высших специализированных судов, то автор предлагает осуществлять его путем тайного голосования на пленуме соответствующего специализированного суда.

Вместе с тем г-н Притыка предлагает своим проектом внести соответствующие изменения в перечень полномочий председателей апелляционных судов, исключив из него право вносить предложения Председателю ВСУ или высшего специализированного суда относительно кандидатур для назначения на должнос­ти председателей местных судов и их заместителей.

Помимо этого, проектом предлагается уточнить и другие нормы Закона. В частности, изменить редакцию части 1 статьи 20 Закона, установив, что суды общей юрисдикции создаются и ликвидируются Президентом Украины по представлению Председателя ВСУ, согласованному с Советом судей Украины, а специализированные — по представлению председателя соответствующего высшего специализированного суда по согласованию с соответствующим Советом судей специализированных судов. Напомним, что ныне представление Президенту относительно создания или ликвидации судов вносит министр юстиции Украины по согласованию с Председателем ВСУ или высшего специализированного суда.

Таким образом, можно констатировать, что предложенный законопроект направлен на укрепление позиций органов судейского самоуправления в сфере назначения судей на административные должности, но вот принятие, скорее всего, ляжет на плечи парламента нового созыва. Хотя скорейшее его принятие решило бы множество вопросов, возникающих ныне в данной сфере.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Даешь закон вместо постановления...

Судебная власть независима!

Деловая практика

Плата за субаренду госимущества

Законодательная практика

За государственный счет

Комментарии и аналитика

Оплата труда работников милиции — структура, проблемы и реформирование

Неделя права

Оспариваемое членство в ВСЮ

Штраф, …еще раз штраф!

Назначения от Совета судей

Конфискат под контролем ГИС

АЮУ расширяется

Приоритеты определены

Реестр событий

Плодотворная неделя КСУ

Состоялись конференции судей

От перестановки лиц суд...

Судебные решения

Об установлении добросовестного приобретателя

О подсудности дел судам

Об аспектах исполнения на Украине решений иностранных судов

О расторжении договора

Тема номера

Реализация арбитражной «альтернативы»

Особенности арбитражного соглашения

Частная практика

Who is who, или к кому идти

Юридический форум

О возможности собственника вернуть свое

Каким должен быть настоящий судья

Юрисконсульт

Игнорируем ИНКОТЕРМС

Вопросы языка в судопроизводстве

Принудить из-за границы

Бедность — не порок, а...

Хищение на предприятии

Інші новини

PRAVO.UA