Собери что-нибудь, и тебе повезет — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (391) » Собери что-нибудь, и тебе повезет

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Всем давно известно, что реклама — это двигатель прогресса и без этого двигателя нам, людям XXI века, уже обойтись очень тяжело.

Реклама — это тот инструмент, к которому прибегают различные компании независимо от их правового статуса, размера уставного фонда и величины годового оборота денежных средств. Любой бизнес требует к себе внимания, и управленцы, ведущие этот бизнес, из года в год тратят немалые денежные средства на разработку все новых и новых концепций, стратегий, креативных идей, направленных на повышение спроса именно на их продукт, бренд — одним словом, на рекламу.

В настоящее время организовываются всевозможные конкурсы и фестивали рекламы, конкурирующие между собой в изощренности «полета фантазии» предложенного клиенту продукта — рекламы, что направлено прежде всего на покупателя, потребителя, на формирование у него позитивной оценки того или иного бренда, от чего, в конечном итоге, зависит доходность бизнеса. Нельзя сказать, что чем больше тратится денег на рекламу, тем больше спрос и доход этого бизнеса. Скорее всего, в этом случае важно качество средства — качество рекламы.

Одним из способов привлечения внимания потребителей является организация всевозможных рекламных акций, основанных на проведении различных конкурсов с выдачей подарков, вознаграждений, призов и пр.

Такие конкурсы подлежат правовому регулированию, и законодатель, беспокоясь о правах потребителей, устанавливает для них свои правила и ограничения.

Согласно Гражданскому кодексу Украины (ГК), конкурсам предоставлен свой правовой статус — они выделены в отдельную главу, имеют статус внедоговорных обязательств и по своему характеру относятся к публичному обещанию вознаграждений, которые в свою очередь бывают двух видов: с объявлением конкурса и без объявления.

Конкурс считается объявленным публично, если информация о нем размещена в средствах массовой информации. В то же время законодатель предоставляет возможность объявить конкурс и иным способом.

Публичное обещание вознаграждения без объявления конкурса, как правило, мало интересует организаторов рекламных акций, содержание проведения которых основано на конкурсе. Маркетинговое донесение до потребителей цели, которой хотят достичь организаторы посредством такого конкурса, будет более целесообразным в аспекте публичного обещания вознаграждения с объявлением конкурса, в котором потребитель, приславший по указанному адресу, например, определенное количество крышечек, этикеток, купонов и т.п. того или иного продукта, бренда, получит вознаграждение (поездку в экзотическую страну). С помощью таких ухищрений организаторы пытаются достичь как минимум двух целей: во-первых, повышения продаж своего продукта, и во-вторых, ознакомления рынка с новым продуктом.

Подобные рекламные конкурсы, как один из инструментов рекламы, довольно привлекательны и для потребителей, например, в большинстве своем они не предполагают больших затрат для участия в таком конкурсе, стимулируют потребителя к покупке того или иного продукта (тестированию продукта), ну и, конечно, присутствует свойственный человеку азарт.

Но так ли все просто для организатора рекламной акции с проведением конкурса? Существуют ли подводные камни и непредвиденные риски, при наступлении которых организатор может получить вовсе иной результат, нежели изначально заложенный в основу такого конкурса?

В данном случае мы можем констатировать следующее: законодатель, устанавливая правила для проведения конкурсов, позаботился в первую очередь о потребителях, которые могут попасться на различные рекламные уловки и понести моральный и материальный ущерб.

Конечно же, на стороне потребителей и Закон о защите прав потребителей, к нему в последнее время потребители все чаще обращаются при защите своих прав, в том числе в судебном порядке.

Гарантия потребителей, в частности, отражена и в ГК, а именно в статье 1152, которая гласит: условия конкурса могут быть изменены учредителем конкурса до его начала. Изменение условий после начала конкурса не допускается. Данное положение защищает потребителя от нечестных правил, например, повышения учредителем требований для участия в конкурсе, из-за чего потребитель будет вынужден отказаться от участия или заранее будет известно, что этот потребитель «не прошел по конкурсу». Данная норма усилена еще и тем, что даже если основатель конкурса пренебрег такими запретами и изменил правила конкурса, потребитель, права которого нарушены такими изменениями, имеет право на компенсацию затрат, понесенных им для подготовки к участию в конкурсе.

В данной статье мы делаем акцент не на простых конкурсах, а на тех, которые проходят в рамках рекламных акций, и потому обратимся также к специальному Закону, регламентирующему непосредственно отношения, связанные с рекламой, а именно к Закону Украины о рекламе (Закон).

Так, согласно пункту 3 статьи 8 Закона, устанавливается следующее: «Реклама о проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей призов должна содержать информацию об условиях конкурса, месте и сроках их проведения. Информация о каких-либо изменениях условий, места и сроков проведения конкурсов, лотерей, розыгрышей призов и т.п. должна подаваться в таком же порядке, в котором она была распространена».

Из вышеизложенного видно, что в специальном Законе нет и половины требований, предъявляемых ГК в общих положениях к конкурсам, более того, он содержит в себе противоречия положениям норм ГК в части изменения условий конкурса. Какой нормой следует руководствоваться рекламодателям в этом случае? По каким канонам строить условия конкурса и реализовать их, чтобы не обратить рекламу против себя?

Исследовав данные нормы, считаю, что следует руководствоваться нормами ГК. Гражданский кодекс содержит ряд существенных условий для проведения конкурсов, дает основателю рекламных конкурсов более детальные ответы на многие вопросы (в отличие от специального, что парадоксально само по себе).

Так, существенными условиями для проведения конкурса можно назвать следующие: срок, место проведения, условия и награда для победителя конкурса. Награда может быть даже в виде морального поощрения, но для публичного обещания вознаграждения с объявлением конкурса она является существенным условием, без которого проведение конкурса не будет легитимным.

Важным моментом в проведении конкурсов является и судьба предметов, вещей и т.п., участвовавших в конкурсе. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях конкурса организатор заявляет, что предметы, отправленные на конкурс, участникам не возвращаются. В данном случае это является нарушением права собственности участника на данную вещь, так как он не осуществил ни единого правового действия, направленного на изменение собственника его вещи (ведь недаром и отношения по проведению конкурса имеют статус внедоговорных), и вещь на всем протяжении конкурса по-прежнему принадлежит собственнику (участнику). Такой вывод подтверждается статьей 1157 ГК, которая указывает, что предоставление участником вещи на конкурс не прекращает его права собственности на нее. Условия конкурса, в котором основатель не возвращает ее участнику, являются ничтожными.

Данное правило, тем не менее, не означает, что по окончании конкурса его учредитель должен немедленно все отсылать обратно. Предоставленные вещи могут находиться у учредителя конкурса на совершенно законных основаниях, дожидаясь своих владельцев. Так, если на протяжении одного месяца после объявления результатов конкурса участник не предъявил требования вернуть вещь, предоставленную на конкурс, считается, что учредитель конкурса имеет право дальнейшего владения ею. Учредитель конкурса может, конечно, купить эту вещь, получить в дар от участника либо приобрести на общих основаниях, согласно статье 344 ГК — по давности владения вещью.

В заключение хотелось бы отметить, что учредителям конкурсов надо быть осторожными в выборе способов рекламы. Только четкое определение его условий приведет к желаемому результату и всеобщему удовлетворению участников, что еще раз подтверждает: реклама — это двигатель прогресса.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Обсуждаем налоговое законодательство

Деловая практика

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Законодательная практика

А правила все строже…

Комментарии и аналитика

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Страна со статусом...

Неделя права

Совместитель? Уволен!

Один заключенный в одни руки

На повестке дня…

Быть или не быть Закону?

Безвозмездно, или просто даром

Реестр событий

«Криворожсталь» кассацирует

Много шума из... меморандума!

Парламент обиделся… Страдают судьи

Судебные решения

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Функции морской администрации

Ремонт судов на Украине

Трибуна

О применении целевых облигаций в финансировании строительства

Частная практика

Юристы, ищем таланты!

Юридический форум

Конкурентоспособность

Как привлечь инвестора

Юрисконсульт

Обязательно ли применение Инкотермс?

Объединение предприятий в форме корпорации

Ответ процессуальной диверсии...

Открытый юрист закрытого общества

Эх, нам бы льготы. И чтобы не платить

Какой валютой будем рассчитываться?

Інші новини

PRAVO.UA