Новый Кабмин все чаще поднимает вопрос о получении Украиной статуса страны с рыночной экономикой. Этот вопрос активно обсуждался Президентом Украины Виктором Ющенко как во время его визита в США в Конгрессе, так и во время официального визита в Брюсселе. Что именно означает этот статус и кто конкретно выиграет от его получения?
Основные понятия
Понятие «страна с нерыночной экономикой» применяется в основном в контексте антидемпинговых расследований и потому имеет существенное значение для экспортирующих предприятий.
Демпинг — это экспорт товаров одной страны, поступающих в торговлю другой страны по цене ниже нормальной стоимости товаров. В Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ) демпинг конкретизируется в виде следующих вариантов:
— как продажа по цене ниже сравнимой цены на аналогичный товар при обычном течении торговли, когда товар предназначается для потребления в экспортирующей стране;
— как продажа по цене ниже наивысшей сравнимой цены на аналогичные товары для экспорта в какую-либо третью страну при обычном течении торговли;
— как продажа по цене ниже стоимости производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах расходов по продаже и прибыли.
В Европейском Сообществе товар считается демпинговым, если его экспортная цена при поставке в ЕС ниже сопоставимой цены на аналогичный товар при обычном ходе торговли, установленном для страны экспорта.
Для установления факта демпинга, таким образом, следует сравнить экспортную цену товара и его нормальную или внутреннюю цену на рынке экспортера. При этом сравнении и появляется понятие нерыночных экономик. В некоторых странах, где не действуют рыночные силы, цены искажены влиянием государства, при условиях монополии на торговлю и фиксации внутренних цен стоимость товаров не устанавливается по правилам спроса и предложения и, соответственно, не может использоваться для сравнения.
Альтернативный механизм расчета внутренней цены для такого сравнения был предложен в 1955 году в изменении к ГАТТ — Статье Ad VI. Статья Ad VI ГАТТ определяет нерыночную экономику в стране с «полной или в существенных чертах полной монополией на торговлю», в которой «все внутренние цены устанавливаются государством». Дифференциация на страны с рыночной и нерыночной экономикой появилась во времена «холодной войны» и ныне уже устарела. Трудно поверить, что сегодня на Украине существуют условия «полной или в существенных чертах полной монополии на торговлю» и «все внутренние цены устанавливаются государством». Итак, сегодня понятие «нерыночная экономика» далеко от сугубо экономической концепции и является политическим инструментом дискриминации в международной торговле.
Проблема в том, что ГАТТ не предложило последующих интерпретаций Статьи Ad VI, и такие страны, как США и ЕС, сами имплементировали это понятие в свое законодательство, регулирующее международную торговлю.
В случае импорта из страны с нерыночной экономикой нормальная стоимость определяется на основе цены или конструированной стоимости в третьей стране с рыночной экономикой («аналоговой» стране или стране «прокси»). То есть рассчитать, какой должна быть стоимость экспортируемых товаров, если бы на Украине работали силы рыночной экономики, можно на основании цен в стране с рыночной экономикой, например: Канаде, США, Бразилии либо Польше, Хорватии, Литве. Очевидно, что манипуляции и неточности в таких расчетах просто неизбежны (в одном случае для Китая страной-прокси выбрали Парагвай!). Результатом такого расчета является большая маржа между внутренней и экспортной ценой и, соответственно, высокая антидемпинговая пошлина.
Но на этом все «прелести» понятия стран с нерыночной экономикой не заканчиваются. Дальнейшая интерпретация индустриальными странами этой концепции привела к заключению, что в странах с нерыночной экономикой все производители работают в одинаковых условиях и с одинаковыми ценами. Соответственно, антидемпинговая пошлина рассчитывалась не индивидуально на каждого отдельного экспортирующего производителя, а одна на всю страну — и для всех экспортирующих предприятий в ней. То есть, к примеру, все экспортеры магнезия получали одинаковую пошлину независимо от их индивидуальных размеров, ценовых структур и т.д.
Концепция пережила некоторую либерализацию за несколько последних лет, так как индустриальные страны пришли к заключению, что даже в странах с нерыночными экономиками, ставших на путь экономических реформ, могут существовать «пузырьки капитализма», и работают они в режиме, отличающемся от режима всей страны.
«Пузырьки капитализма». Статус Украины сегодня
В некоторых странах с нерыночной экономикой в целом отдельные предприятия могут доказывать, что они работают в условиях рыночной экономики и не зависят от государственного влияния. Фактически они должны показать, что при производстве и продаже экспортируемого товара действуют преимущественно условия рыночной экономики. На практике при получении такого статуса для вычисления нормальной стоимости будут использованы цены, предоставленные компанией, а не цены страны-прокси с рыночной экономикой. Это, в свою очередь, приведет к получению индивидуальной низшей антидемпинговой пошлины, а не общей пошлины, введенной для всех экспортеров.
ЕС позволяет индивидуальным компаниям доказать, что такие условия существуют согласно статье 2.7.б Базового антидемпингового регламента № 384/96). США, в свою очередь, считают, что в условиях рыночной экономики работать может только промышленность целиком, а не отдельные экспортеры, и доказывать это должна, соответственно, вся промышленность страны. Но, согласно определению американского понятия «рыночно ориентированная промышленность» (Section 773(c)(1) of the Tariff Act of 1930), бремя доказывания оказалось настолько тяжелым, что с момента введения этого понятия и до сих пор ни одна из промышленностей, ни одна нерыночная страна не смогли получить этого статуса (United States Trade Law Handbook, Prepared for ADB Osaka High-Level Meeting on Key Doha Round Issues, Warren H. Maruyama, Lynn Kamarck, 2004. http://www.adb.org/Documents/Events/2004/WTO_Doha_Dev/pres_maruyama.pdf).
Благодаря Регламенту ЕС 2238/2000, внесшему изменения в Базовый антидемпинговый регламент, украинские компании получили возможность на основании надлежаще аргументированного запроса получить статус «предприятия, работающего в условиях рыночной экономики». Одной из наиболее сложных и трудоемких стадий для предприятий, переживающих антидемпинговые расследования, является заполнение вопросника о статусе предприятия, работающего в условиях рыночной экономики (Market Economy Treatment Questionnaire). При этом время на заполнение данного документа производителем весьма ограничено: от 15 до максимум 21 дня после опубликования извещения о начале расследования. Поэтому, как только предприятие узнает о начале расследования‚ необходимо немедленно прибегнуть к помощи юрисконсульта, специализирующегося в торговом праве, для правильного его заполнения.
Вопросник, кроме общей информации о компании и иногда о связанных компаниях, задействованных в производстве и продажах товара, как правило, потребует данных относительно 5 критериев, показывающих, что:
— принимаемые предприятиями решения относительно цен, издержек и используемых производственных материалов, например, сырья, затрат на технологии, рабочую силу, выпуск готовой продукции, продажи и инвестиции, отвечают сигналам рынка, отражающим предложение и спрос, и при этом не подвержены значительному государственному вмешательству; а затраты на основные производственные материалы отражают рыночную стоимость;
— предприятия располагают единой четкой системой основных бухгалтерских записей, подвергаемых независимой аудиторской проверке в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета и применяемых для всех целей;
— издержки производства и финансовое состояние предприятий не подвержены значительным искажениям, перенесенным из бывшей нерыночной экономической системы, в особенности в том, что касается амортизации активов, других списаний, бартерной торговли и платежей путем возмещения долгов;
— к рассматриваемым предприятиям применимо законодательство о банкротстве и собственности, гарантирующее правовую определенность и стабильность деятельности компаний;
— обменный курс валюты устанавливается на уровне рыночного.
Предприятия, не получившие статуса действующих в условиях рыночной экономики, могут также обратиться с запросом «индивидуального статуса» (Статья 9.5 Базового антидемпингового регламента № 384/96). Процедура получения аналогична процедуре получения статуса рыночной экономики, но легче, так как экспортер должен доказать соответствие только части критериев, таких как независимость экспортных операций и отсутствие риска обхода антидемпинговых мер. Такой статус лучше, чем ничего, потому что он приведет к получению индивидуальной антидемпинговой пошлины ниже, чем общая.
США использует 6 немного отличающихся критериев для определения «рыночно ориентированной промышленности».
Напомним, что Статья Ad VI ГАТТ упоминает только «полную монополию на торговлю» и «установление государством всех внутренних цен». Таким образом, критерии ЕС и США шагнули намного дальше вперед, нежели предусматривалось ГАТТ. Соответствие таких национальных норм международному соглашению ГАТТ — отдельный вопрос.
Украине пока не предоставили статус страны с рыночной экономикой. Таким образом, для экспортирующих предприятий, субъектов антидемпинговых расследований со стороны ЕС, получение статуса предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, или индивидуального статуса является единственным способом минимизации неблагоприятных последствий введения антидемпинговых пошлин.
Для объективной оценки возможности получения такого статуса экспортерам или их юрисконсультам необходимо в деталях проанализировать критерии, используемые Европейской Комиссией при анализе предприятий. С приобретением такого статуса компания-экспортер получит индивидуальную антидемпинговою пошлину ниже общей пошлины для всех других экспортеров.
На конец марта 2005 года ЕС имело 137 действующих антидемпинговых пошлин, из них 8 против товаров происхождением из Украины, — 5 действующих пошлин, 1 пошлина частично приостановлена, 2 ценовых обязательства договоренности (Европейская Комиссия, Anti-Dumping Anti-Subsidy Safeguard Statistics Covering the first quarter of the year 2005). В общем, с 1992 года против Украины было инициировано около 20 антидемпинговых расследований, недавно было открыто еще одно новое расследование. После 2000 года отдельные предприятия получили возможность обращаться за статусом работающих в рыночной экономике. Этот вопрос поднимался в двух расследованиях об экспорте мочевины и труб (Urea from Belarus, Bulgaria, Croatia, Estonia, Libya, Lithuania, Romania and the Ukraine, EN OJ L 17/1, 19.1.2002 and Certain welded tubesand pipes, of iron or non-alloy steel from Czech Republic, Poland, Thailand, Turkey and Ukraine, OJ L 259/8, 27.9.2002). В первом случае три компании выразили желание получить статус работающих в рыночной экономике, причем двум это удалось (концерн «Стирол» и ОАО «Азот»), и одна —индивидуальный статус. Во втором одна компания обратилась за статусом работающей в условиях рыночной экономики, но получила только индивидуальный статус. В результате все компании, оспаривавшие свою «рыночность», получили лучшие условия антидемпинговой пошлины.
Заключение
Выгоду от получения статуса страны с рыночной экономикой получат в основном экспортирующие предприятия, которые являются или могут быть субъектами антидемпинговых расследований. При таком статусе экспортеры не должны будут доказывать, что работают в условиях рыночной экономики, а это будет презумпцией. Соответственно, для расчета пошлины будут использоваться исключительно внутренние цены, что приведет к снижению пошлин и меньшей манипуляции. Эмпирические исследования показали, что страны со статусом рыночной экономики в среднем реже попадают под антидемпинговые пошлины, и эти пошлины, как правило, ниже, чем у стран с нерыночной экономикой. Кроме того, все экспортеры получают индивидуальные пошлины, а не одну общую. Такие преимущества — это «хорошие новости» для экспортеров, а также для иностранных инвесторов, заинтересованных в украинских предприятиях с большим экспортным потенциалом. Хотя присвоение указанного статуса вовсе не означает, что антидемпинговые расследования и пошлины против украинских предприятий прекратятся, просто процедура расчета пошлин станет прозрачней.
Как ни странно, но статус рыночной экономики имеет и некоторые недостатки (хотя его преимущества все же значительнее). Дело в том, что в странах с правительственным влиянием на экономику все цены настолько искажены, что невозможно просчитать государственные субсидии и их влияние. Таким образом, на экспорт из стран с нерыночными экономиками, как правило, не накладывались компенсационные пошлины (это антисубсидионные пошлины, накладываемые на экспортируемые товары страны, где производство этих товаров значительно субсидировалось государством). Получив статус страны с рыночной экономикой, государства ЕС, США и другие страны получат возможность открывать компенсационные (антисубсидионные) расследования против Украины. Экспортеры, пользующиеся при производстве субсидиями, могут попасть под компенсационные пошлины, а западные страны смогут выбирать между антидемпинговыми или компенсационными пошлинами для воплощения своих протекционистских целей (применение обеих одновременно запрещено). Хотя следует заметить, что компенсационные (антисубсидионные) расследования и пошлины, в общем, применяются гораздо реже антидемпинговых.
Следующим важным аспектом является необходимость получения такого статуса до вступления Украины во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). При вступлении в ВТО Китая для него был установлен «переходный период» от нерыночного к рыночному статусу в 15 лет. Также к Китаю могут применяться дискриминирующие селективные защитные меры. Такие условия значительно ухудшают экспортный потенциал и преимущества членства в ВТО.
Подобные условия могут навязываться и Украине. Так, например, лоббистская ассоциация производителей стали США — Американский институт железа и стали (AISI) — заявила, что поддерживает членство в ВТО любой страны с нерыночной экономикой, включая Украину, если в протоколе вступления будет предусмотрена возможность продолжения использования статуса страны с нерыночной экономикой в антидемпинговых расследованиях до полной трансформации этих стран в страны с открытыми, рыночными экономиками. Получение статуса рыночной экономики до вступления в ВТО или отказ от китайского варианта «переходного периода» необходимо для реализации экспортерами Украины выгод от членства в этой организации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…