Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №25 (391) » Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

За хранение контейнеров с экспортными, импортными и транзитными грузами на протяжении одних суток с момента прибытия в порт плата не взимается

25 ноября 2004 года Высший хозяйственный суд Украины, рассмотрев кассационную жалобу Внешнеэкономического ООО «Интервес» на постановление Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 23 апреля 2004 года по делу по иску Херсонского морского торгового порта к Внешнеэкономическому ООО «Интервес» о взыскании долга, установил следующее.

Решением Хозяйственного суда Херсонской области от 10 марта 2003 года иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взысканы 13 644 грн 31 коп. основного долга, 205 грн 47 коп. госпошлины и 354 грн расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса.

Постановлением Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 23 апреля 2004 года решение суда оставлено без изменений.

Не соглашаясь с постановлением суда, истец просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, суд считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению на следующих основаниях.

В соответствии со статьей 161 ГК Украины, обязательства должны выполняться надлежащим образом и в установленный срок согласно указаниям закона, акта планирования, договора, а при отсутствии таких указаний — согласно обычно предъявляемым требованиям.

Согласно статье 162 ГК Украины, односторонний отказ от выполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора не допускаются.

Как установлено судом, согласно генеральному договору подряда № 16/97К от 5 февраля 2001 года и приложениям № 1, № 4 к нему, пролонгированному сторонами соглашению от 28 декабря 2001 года № 14/К, истцом была осуществлена перевалка карбамида навалом в мешках и перевалка азофоски навалом, а также хранение указанных грузов и обработка для дальнейшей отправки на экспорт морскими судами.

При перевалке карбамида и азофоски навалом в мешках на морские суда истцом проведены дополнительные работы по доработке и сепарации груза. Кроме того, для сепарации карбамида истцом использована бумага.

За предоставленные услуги истцом в адрес ответчика были выставлены счета на общую сумму 160 082,98 долларов США.

В соответствии с условиями части 4 пункта 3.2 договора, за хранение истцом экспортных и транзитных грузов назначением на море начисляется плата отдельно по каждой судовой партии груза после отгрузки груза на судно и уплачивается ответчиком при окончательном расчете с истцом.

По условиям пункта 3.3 договора, окончательные расчеты осуществляются по каждой судовой партии груза после отгрузки груза на судно (для экспортных и транзитных грузов на море) согласно счетам истца, с приложением подтверждающих документов, вручаемых представителю ответчика под роспись в специально заведенном журнале в бухгалтерии истца. Оплата осуществляется на протяжении пяти банковских дней с даты истечения нагрузки экспортного груза на судно (с даты оформления коносамента).

В соответствии с положениями частей 1, 2 и 3 статьи 137 Кодекса торгового мореплавания Украины, после приема груза к перевозке перевозчик груза, капитан или агент перевозчика обязан выдать отправителю коносамент, являющийся доказательством приема перевозчиком груза, указанного в коносаменте.

Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, в котором, в частности, должны содержаться данные, указанные в пунктах 4—8 статьи 138 этого Кодекса.

Приказом Министерства транспорта Украины № 392 от 31 октября 1995 года «Об утверждении Сборника тарифов на работы и услуги, предоставляемые владельцам груза морскими портами Украины» предусмотрено, что за хранение экспортных, импортных и транзитных грузов, прибывших в порт (за исключением грузов в контейнерах), плата не взимается на протяжении первых четырех календарных суток с момента их поступления (неполные сутки считаются полными). После истечения указанного срока и до момента вывоза грузов из порта с владельца груза взимается плата за хранение грузов по ставкам, в зависимости от массы груза, указанной в транспортном документе.

Согласно указанному приказу, за хранение контейнеров с экспортными, импортными и транзитными грузами на протяжении одних суток с момента прибытия в порт плата не взимается. После истечения указанного срока до момента нагрузки контейнеров на судно или другое транспортное средство плата взимается за каждый контейнер независимо от вида и количества грузов, содержащихся в нем, по ставкам, в зависимости от номинальной массы (брутто) контейнера.

Как следует из материалов дела и установлено судами, тальманская расписка, на которую ссылается ответчик, не содержит всех данных, предусмотренных статьей 138 Кодекса торгового мореплавания Украины. Согласно этой статье, в коносаменте указываются: наименование отправителя; место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или направление судна; наименование получателя груза; наименование груза, его маркирование, количество мест либо количество и/или мера (масса, объем), а в необходимых случаях — данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза; фрахт и другие надлежащие перевозчику платежи или указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в рейсовом чартере или другом документе, или указание, что фрахт полностью уплачен; время и место выдачи коносамента; количество составленных экземпляров коносамента; подпись капитана или другого представителя перевозчика. В тальманской расписке же отсутствуют наименования отправителя; место назначения груза или, при наличии чартера, место назначения или направление судна; наименование получателя груза, наименование груза, его маркирование, количество мест или количество и/или мера (масса, объем), а в необходимых случаях — данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза; фрахт и другие надлежащие перевозчику платежи или указания, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенным в рейсовом чартере или другом документе, или указание, что фрахт полностью уплачен.

Судом апелляционной инстанции правильно установлено, что ответчиком частично оплачены выставленные истцом счета за предоставленные услуги, согласно договору подряда. Основной долг ответчика перед истцом составляет 13 644 грн 31 коп. в перерасчете по официальному курсу доллара США к гривне. Судом установлено, что именно эта сумма составляет разницу в сроках хранения груза, так как ответчик оплатил тариф по его хранению в порту до момента перевалки на борт судов, а истец требует взыскать плату на дату оформления перево­зочных документов.

Как правильно установлено судом апелляционной инстанции, в пункте 17 приложений №№ 1, 2, 3 и в генеральном договоре подряда (пункт 2.2.9.) при перевалке навальных и насыпных (зерновых) грузов, истец определяет количество груза, прибывшего в «Порт» и нагруженного на судно, по осадке морского судна, с оформлением соответствующего акта, подписанного представителями «Порта» и судна.

Таким образом, в постановлении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что договором не предусмотрено определение массы груза, во время перевалки, частями (по тальманским распискам), даже во время оформления веса прибывшего и отправленного груза согласно пункту 17 приложения № 4 к договору, по условиям которого отгрузка осуществляется по массе, определенной при тарировании в 50-килограммовые мешки; верно применил нормы материального права и обоснованно оставил без изменения решение суда.

При таких обстоятельствах постановление суда отвечает требованиям закона и обстоятельствам дела, поэтому оснований для его изменения нет.

Руководствуясь статьями 1115, 1117, 1119, 11111 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, суд постановил:

постановление Запорожского апелляционного хозяйственного суда от 23 апреля 2004 года оставить без изменений, а кассационную жалобу Внешнеэкономического ООО «Интервес» — без удовлетворения.

(Постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 25 ноября 2004 года.

Дело № 14/46. ­Председательствующий — Дерепа В.И. Судьи —  Стратиенко Л.В.,  Чабан В.В.)

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

Государственная практика

Обсуждаем налоговое законодательство

Деловая практика

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Законодательная практика

А правила все строже…

Комментарии и аналитика

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Страна со статусом...

Неделя права

Совместитель? Уволен!

Один заключенный в одни руки

На повестке дня…

Быть или не быть Закону?

Безвозмездно, или просто даром

Реестр событий

«Криворожсталь» кассацирует

Много шума из... меморандума!

Парламент обиделся… Страдают судьи

Судебные решения

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Функции морской администрации

Ремонт судов на Украине

Трибуна

О применении целевых облигаций в финансировании строительства

Частная практика

Юристы, ищем таланты!

Юридический форум

Конкурентоспособность

Как привлечь инвестора

Юрисконсульт

Обязательно ли применение Инкотермс?

Объединение предприятий в форме корпорации

Ответ процессуальной диверсии...

Открытый юрист закрытого общества

Эх, нам бы льготы. И чтобы не платить

Какой валютой будем рассчитываться?

Другие новости

PRAVO.UA

0
Оставить комментарийx
()
x

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: