Несмотря на четкое требование Конституции Украины о том, что народные депутаты Украины не могут иметь другого представительского мандата или состоять на государственной службе, многие народные избранники до сих пор умудряются «сидеть в двух креслах». И это явление уже настолько обыденно, что общественность практически перестала обращать внимание на указанное нарушение Конституции и законов Украины. Например, Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Петр Порошенко, председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк, министр финансов Виктор Пинзеник, первый заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Николай Катеринчук, председатель Службы безопасности Украины Александр Турчинов — все они народные депутаты. Что интересно, многие из совместителей убедительно доказывают, что поступают правильно и в интересах избирателей.
Между тем попытки восстановить законность не прекращаются. В настоящее время в парламенте зарегистрирован законопроект «Об особенностях увольнения с должностей лиц, совмещающих полномочия народного депутата Украины с другими видами деятельности».
Согласно проекту, народный депутат не имеет права быть членом Кабинета Министров Украины, руководителем центрального органа исполнительной власти, иметь другой представительский мандат или одновременно состоять на государственной службе; занимать должность городского, сельского, поселкового головы; заниматься любой, кроме депутатской, оплачиваемой работой, за исключением преподавательской, научной и творческой деятельности, а также медицинской практики в свободное от выполнения обязанностей народного депутата время. Кроме того, народный депутат также не может привлекаться как эксперт органами досудебного следствия, прокуратуры, суда, заниматься адвокатской деятельностью, входить в состав руководства, правления или совета предприятия, учреждения, организации, имеющих целью получение прибыли.
Определяется проектом и порядок увольнения таких лиц. Так, в случае если лицо на протяжении 10 календарных дней незаконно совмещает полномочия народного депутата Украины с другими видами деятельности на должностях, назначение и увольнение с которых осуществляет Президент Украины или Кабинет Министров Украины без добровольного сложения полномочий народного депутата, решение об увольнении этого лица с должности принимается соответственно Президентом или КМУ. При этом спикер парламента обязан на протяжении 5 календарных дней обратиться к Президенту или КМУ для решения вопроса об увольнении такого лица. А после получения обращения спикера Президент или КМУ должны на протяжении 5 календарных дней принять решение об увольнении лица с должности, не совместимой с депутатским мандатом, на протяжении 3 календарных дней проинформировав об этом парламент.
Аналогичный порядок и в случае, если народный депутат совмещает свои полномочия с иными видами деятельности: решение о его увольнении принимается органом государственной власти, местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией или должностным лицом, к компетенции которых относится назначение и увольнение этого лица с должности.
Таким образом, если законопроект, несмотря ни на что, будет принят парламентом, многим совместителям придется сложить свои депутатские полномочия или быть уволенными с новых должностей. Но, так или иначе, такой закон дисциплинировал бы тех, кто не может сделать выбор между двумя несовместимыми должностями, предпочитая занимать обе.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…