В данный момент в нашем государстве происходит становление системы коллективного управления имущественными правами субъектов авторского права и смежных прав. Организации коллективного управления имущественными правами (ОКУП) являются наиболее распространенными в мире посредниками между авторами и лицами, использующими в своей деятельности результаты их творчества.
Развитие системы коллективного управления подтверждает ее соответствие общим потребностям владельцев авторского и смежных прав, пользователей различного репертуара, а также требованиям органов государственной власти, обеспечивая удовлетворительное равновесие между общественными и частными интересами.
Учитывая то, что к компетенции ОКУП принадлежит осуществление экономических и финансовых функций с целью предупреждения спекулятивных действий, членами этих организаций могут быть только авторы, исполнители, производители фонограмм или видеограмм, издатели и их правопреемники.
В соответствии со статями 45, 47 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993 года субъекты авторского и смежных прав могут поручать управление своими имущественными правами организациям коллективного управления.
ОКУП, как отмечалось выше, является важным связующим звеном между авторами и пользователями соответствующих произведений, подлежащих охране как объекты авторского и смежных прав. Это позволяет эффективно содействовать получению вознаграждения субъектами авторского и смежных прав за использование результатов их творческой деятельности.
Именно через ОКУП можно реально осуществлять контроль за движением соответствующих средств по выплате вознаграждения за использование объектов авторского и смежных прав. Такое положение считается оправданным, ведь, предоставляя право сбора вознаграждения за использование своих произведений ОКУП, автор таким образом экономит свое время и может целиком посвятить себя творчеству. ОКУП не феномен современности, можно сказать, что это своеобразный продукт эволюции авторско-правовых отношений.
Как показывает практика других государств, ОКУП могут быть частными, общественными и государственными организациями, взявшими на себя соответствующие функции, в зависимости от обстоятельств, требований или условий, существующих в определенной стране. На Украине Законом также предусмотрена возможность создания ОКУП как государственной, так и негосударственной формы.
Создание и государственная регистрация ОКУП
Порядок создания и деятельности ОКУП определяется в мире, как правило, соответствующими законами об авторском праве и смежных правах.
Закон «Об авторском праве и смежных правах» довольно детально регламентирует деятельность ОКУП, однако порядок создания и отдельный порядок государственной регистрации этих организаций отсутствуют. В результате сегодня возникли проблемы именно государственной регистрации общественных организаций в виде организаций коллективного управления Министерством юстиции Украины.
Министерство юстиции Украины ввиду отсутствия в Законе «Об авторском праве и смежных правах» ссылки на Закон Украины «Об объединениях граждан» от 16 июня 1992 года отказывает в регистрации ОКУП как общественных организаций. В соответствии с указанным Законом общественной организацией является объединение граждан для удовлетворения и защиты своих законных социальных, экономических, творческих, возрастных, национально-культурных, спортивных и других общих интересов.
Частью 2 статьи 47 Закона «Об авторском праве и смежных правах» предусмотрено создание ОКУП субъектами авторского права и (или) смежных прав. Таким образом, ОКУП создается гражданами-авторами и фактически, и юридически является объединением граждан, а именно общественной организацией. Согласно Закону, эти ОКУП имеют статус юридического лица.
Законом «Об авторском праве и смежных правах» и Порядком учета организаций коллективного управления и осуществления надзора за их деятельностью, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины и зарегистрированным в установленном порядке Министерством юстиции Украины, установлено, что ОКУП после ее государственной регистрации обязана в течение 30 дней встать на учет в Государственном департаменте интеллектуальной собственности. Госдепартамент после рассмотрения документов принимает решение о взятии на учет ОКУП или об отказе в этом. Лишь имеющие соответствующее свидетельство Госдепартамента ОКУП могут осуществлять управление имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав.
После того как ОКУП поставлена на учет, Госдепартамент осуществляет соответствующую публикацию в своем официальном бюллетене.
Осуществление учета ОКУП и надзор за их деятельностью с 2002 года стало новым направлением деятельности Госдепартамента. Сегодня на учете Госдепартамента находятся восемь ОКУП в сфере авторского права и смежных прав.
Учет ОКУП позволяет установить организации, которым субъекты авторского и смежных прав передали в управление свои имущественные права. О результатах своей деятельности ОКУП обязаны предоставлять отчеты в Госдепартамент.
Так выглядит схема легализации ОКУП, установленная действующим законодательством Украины. Однако на практике возникает множество вопросов, связанных, как уже отмечалось выше, с регистрацией общественных организаций именно в качестве ОКУП. Поэтому данная проблема заслуживает особого внимания.
После государственной регистрации общественной организации Министерством юстиции Украины такая организация обращается в установленном порядке в Госдепартамент, чтобы ее поставили на учет как ОКУП. Вместе с заявлением эти организации подают уставы. Уставы общественных организаций отвечают положениям Закона Украины «Об объединениях граждан», но не отвечают требованиям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» относительно деятельности этих организаций как ОКУП. Например, в уставах отсутствуют такие основные нормы:
— согласование с лицами, использующими объекты авторского права и (или) смежных прав, размер вознаграждения во время заключения договора (пункт «а» части 1 статьи 49 Закона);
— заключение договоров об использовании прав, переданных в управление (пункт «б» части 1 статьи 49 Закона);
— сбор, распределение и выплата собранного вознаграждения за использование объектов авторского права и (или) смежных прав субъектам авторского права и (или) смежных прав, правами которых они управляют, а также другим субъектам прав в соответствии с этим Законом (пункт «в» части 1 статьи 49 Закона);
— обращение в суд за защитой прав субъектов авторского права и (или) смежных прав в соответствии с уставными полномочиями и доверенностью этих субъектов (пункт «г» части 1 статьи 49 Закона).
И главное — устав ОКУП должен отвечать требованиям, определенным законодательством по вопросам авторского права и (или) смежных прав. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» ОКУП действуют, основываясь на уставе. Таким образом, устав организации должен содержать положение о коллективном управлении имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав.
В случае отсутствия в уставе общественной организации, желающей стать ОКУП, вышеупомянутых норм Госдепартамент не ставит ее на учет. Общественная организация обращается в Министерство юстиции Украины с намерением внести соответствующие изменения в устав. В свою очередь, Министерство юстиции отказывает в регистрации соответствующих изменений, обосновывая свою позицию тем, что общественная организация, зарегистрированная согласно Закону Украины «Об объединениях граждан», является именно общественной организацией и не может быть ОКУП, поскольку действие этого Закона не распространяется на объединения граждан, порядок создания и деятельности которых определяется соответствующим законодательством.
В результате — замкнутый круг. Госдепартамент предъявляет требования о соответствии учредительных документов Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах», а Министерство юстиции Украины отказывается вносить соответствующие изменения в устав общественной организации, ссылаясь на положения Закона Украины «Об объединениях граждан», а то и на Закон Украины «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах». Ссылка на последний законодательный акт вызывает удивление.
Творческие союзы, согласно Закону, создаются группой профессиональных творческих работников соответствующего профессионального направления в области культуры и искусства, а именно: союзы композиторов, писателей и т.п. Однако ОКУП является не объединением профессионального направления, но объединением авторов, их наследников и лиц, которым переданы соответствующие имущественные права на произведения науки, литературы и искусства.
Также необходимо учитывать, что на международном уровне права субъектов авторского права и смежных прав, согласно соответствующим международным договорам, представляют лишь ОКУП.
Таким образом, возникает следующий вопрос: ОКУП общественная организация или нет?
В этом контексте следует обратить внимание на приказ Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Государственный классификатор Украины: Классификация форм собственности ДК001:2004» № 97 от 28 мая 2004 года, в котором «объединение граждан» определено как добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что статьей 6 Закона Украины «Об объединениях граждан» определено, что объединения граждан свободны в выборе направлений своей деятельности. То есть право заниматься управлением на коллективной основе имущественными правами и защитой соответствующих прав субъектов авторского права и (или) смежных прав относится к компетенции ОКУП и не противоречит этому Закону. И то, что в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» отсутствуют ссылки на Закон Украины «Об объединениях граждан», не означает, что ОКУП не является объединением граждан.
Напротив, ОКУП является объединением граждан — творческих работников, а следовательно, и общественной организацией.
Однако недоразумения в этом вопросе со стороны Министерства юстиции Украины могут привести к блокированию деятельности ОКУП, которые уже действуют и хотят изменить местный статус на всеукраинский. Изменение статуса связано с тем, что ОКУП ограничена территорией соответствующей административно-территориальной единицы или региона, где будет осуществляться сбор вознаграждения. Территориальное ограничение не позволяет ОКУП отслеживать использование прав и сбор вознаграждения за пределами определенной территории. В результате автор не может получить вознаграждение в полном объеме, то есть нарушаются его права. Чтобы улучшить материальное положение авторов, ОКУП обращается в Министерство юстиции Украины с учредительными документами для изменения статуса и получает отказ. Снова замкнутый круг…
На данный момент на Украине действует организация коллективного управления — государственное предприятие «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (ГП «УААСП»), которое сейчас находится в стадии перехода от государственной формы собственности к общественной. И как только завершится этот процесс, возникнет необходимость регистрации в Министерстве юстиции Украины. И что же — снова отказ? А кто будет отвечать перед более чем 3000 авторов, а также выполнять международные обязательства?
Учитывая сложившуюся ситуацию, Государственный департамент интеллектуальной собственности при подготовке изменений в Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» учел все предложения Министерства юстиции, чтобы избежать в дальнейшем спорных вопросов во время регистрации ОКУП. Однако законопроект не принимается за один день. До его принятия ОКУП необходимо работать, выполнять свои основные функции по управлению имущественными правами авторов — сбор и распределение вознаграждения, защита прав авторов.
Поэтому возникает закономерный вопрос: что важнее — отсутствие ссылки в одном законодательном акте на другой или судьба автора и защита его гарантированных государством прав?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…