Ремонт судов на Украине — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №25 (391) » Ремонт судов на Украине

Ремонт судов на Украине

Рубрика Тема номера

Всякое регулирование по общему правилу предполагает внесение ясности в ту область, к которой оно будет применено. Пожалуй, правовое регулирование не является исключением и призвано внести определенность в отношения между частными лицами либо частными лицами и государством (публичный порядок). Дальнейшее изложение предполагает попытку выяснить, в какой мере действующее право способствует ясности и определенности отношений, касающихся ремонта судов.

Определение судна приведено и вполне четко обозначено в статье 15 Кодекса торгового мореплавания Украины, однако для целей имущественных отношений судно представляет собой сложную вещь, на которую распространяется режим недвижимой вещи (статьи 179, 181, 188 Гражданского кодекса Украины, статья 1 Закона Украины «Об ипотеке»).

Понятие «ремонт» в действующем законодательстве в общем смысле не определено и употребляется в нормативных актах только по поводу разного рода вещей и имущества — атомных станций, зданий, сетей и сооружений, автомобильных транспортных средств или оборудования, при этом в зависимости от случая и издателя акта под ремонтом ­понимается:

— комплекс операций по восстановлению работоспособного или исправного сос­тояния объекта и/или восстановление его ресурса (пункт 2 Общих положений обес­печения безопасности атомных станций, утвержденных приказом № 63 Государственной администрации ядерного регулирования Украины от 9 декабря 1999 года; пункт 2.1 Требований к организации и порядку введения АЭС в эксплуатацию (НП 306.5.02/3.076-2003), утвержденных приказом Государственного комитета ядерного регулирования Украины № 108 от 21 августа 2003 года);

— комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание и восстановление изначальных эксплуатационных качеств как здания в целом, так и его отдельных конструкций. К текущему ремонту относятся работы по систематической и своевременной защите частей здания (сооруже­ния) и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения мер по предупреждению и устранению мелких повреждений и поломок. К капитальному ремонту относятся работы по замене и укреплению изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или их замене на более прогрессивные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности объектов, за исключением полной замены или замены основных конструкций, срок службы которых наибольший, — каменных и бетонных фундаментов, всех видов стен здания, всех видов каркасов стен, труб подземных сетей, опор мостов и пр. (пункты 3.1, 3.6, 3.11 Положения о безопасной и надежной эксплуатации производственных зданий и сооружений, утвержденного приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда № 32/288 от 27 ноября 1997 года).

Кроме того, определение ремонта дается в:

— Правилах обследования оценки технического состояния и паспортизации производственных зданий, сооружений, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины и Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда № 32/288 от 27 ноября 1997 года; Положении о проведении планово-предупредительных ремонтов мелиоративных систем и сооружений, утвержденном приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству № 151 от 1 октября 1999 года;

— пункте 1.3 Положения об организации и порядке осуществления государственного технического надзора за судоходными гидротехническими сооружениями и гидротехническими сооружениями портов, судостроительных и судоремонтных заводов, находящихся в эксплуатации, утвержденного приказом Министерства транспорта Украины № 906 от 11 ноября 2003 года;

— Правилах предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобильных транспортных средств, утвержденных приказом Министерства транспорта Украины № 792 от 11 ноября 2002 года;

— пункте 3 Правил строительства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденных приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда № 177 от 27 ноября 1998 года;

— ГОСТе 18322-78 (Правила обследования, оценки технического состояния и паспортизации внешних сетей и сооружений водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины № 69 от 3 апреля 1998 года);

— пункте 2.3 Положения о техническом обслуживании оборудования горнодобывающих предприятий, утвержденного приказом Министерства промышленной политики Украины № 281 от 4 июля 2003 года;

— пункте 1.8 Инструкции о порядке продления срока службы (ресурса) наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи гражданской авиации Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины № 871 от 11 ноября 2003 года.

В то же время, согласно Государственному стандарту СССР 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения», ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных час­тей. Под операцией ремонта понимают законченную часть ремонта, выполняемую на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектовка, контроль технического состояния изделия, восстановление деталей, сборка и т.п. Содержание некоторых операций ремонта может совпадать с содержанием операций технического обслуживания.

Столь длинный перечень определений понятия «ремонт» и нормативных актов, в которых они обозначены, приведен не случайно. Сравнение определений ремонта, установленных в нормативных актах, с понятием, применяемым в науке, технике и производстве, позволяет предположить, что ремонт является категорией технической, но не юридической, поскольку устанавливает отношение лица к вещи, находящейся в его обладании. И впрямь, кому, как не собственнику или иному титульному владельцу, принимать решение о восстановлении исправного либо работоспособного состояния вещи. Подтверждением тому, в частности, может служить распределение обязанностей по производству текущего и капитального ремонта между собственником и нанимателем по договору найма.

Между тем, в силу общих принципов, собственность обязывает и не может использоваться во вред другим лицам и окружающей природной среде, государство вправе устанавливать дополнительные требования к вещам определенного рода и соответственно к их владельцам. Именно этим можно объяснить употребление технического термина «ремонт» в нормативных актах, устанавливающих специальные требования к имуществу, представляющему особое значение, и публичному порядку его использования. Особым случаем, скорее недоразумением, нежели исключением, является договор о техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспортного средства, предусмотренный положениями статьи 28 Закона Украины «Об автомобильном транспорте». Тем не менее и этот договор, по мнению законодателя, представляющий особое значение и затрагивающий публичный порядок, заключается в соответствии с гражданским законодательством — нормами, регулирующими отношения между частными лицами.

Все вышесказанное о данном понятии можно было бы в полной мере отнести и к ремонту судна, тем более что, в соответствии с Государственным стандартом СССР 24166-80 «Система технического обслуживания и ремонта судов. Ремонт судов. Термины и определения», ремонт судна — это комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния судна на определенный интервал времени.

Однако особенность ремонта судов на Украине определяется или до недавнего времени определялась документом, не относящимся к нормативному акту либо стандарту. Таковым является нормативный документ КНД 31.5.001-96 «Положение о ремонте судов на ведомственных ремонтных базах», утвержденный приказом Государственного департамента морского и речного транспорта Украины № 221 от 5 августа 1996 года, устанавливающий основные принципы организации ремонта, а также непрерывного гарантированного технического обслуживания судов судоремонтными предприятиями, и охватывающий весь комплекс взаимоотношений между судоремонтными предприятиями и судовладельцами в процессе ремонта, модернизации и переоборудования судна. Указанным нормативным документом ремонт судов определяется как составная часть их технической эксплуатации, обеспечивающая восстановление технического состояния и ресурса судовых технических средств до требуемого уровня (пункт 3.3). При этом главным юридическим документом, определяющим взаимоотношения между подрядчиком (судоремонтным предприятием) и заказчиком (судовладельцем) в процессе ремонта судна, является контракт на ремонт (Приложение А), определяющий предмет подряда, стоимость, сроки и прочие условия и обязательства сторон; взаимоотношения сторон в процессе поставки заготовок, полуфабрикатов, изделий и узлов для будущих ремонтов оформляются контрактом на поставку (пункт 5.2).

Оставляя в стороне достоинства и недостатки вышеупомянутого нормативного документа, следует отметить, что он основан на следующих посылках: 1) судоремонтное предприятие и судовладелец являются правоспособными лицами по законодательству Украины и, более того, находятся в сфере управления одного и того же ведомства — Министерства транспорта Украины; 2) на подлежащее ремонту судно распространяется юрисдикция Украины.

Юридической предпосылкой возмож­ности такого урегулирования отношений частных лиц со стороны государства является статья 24 Закона Украины «О транспорте», согласно которой в состав морского транспорта (части Единой транспортной системы Украины) входят предприятия морского транспорта, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов, порты и пристани, суда, судоремонтные заводы, морские пути сообщения, а также предприятия связи, промышленные, торговые, строительные и снабженческие предприятия, учебные заведения, учреждения здравоохранения, физической культуры, научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации и другие предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, обеспечивающие работу морского транспорта.

Фактической предпосылкой, обосновывающей необходимость такого урегулирования, стало подчинение судоремонтных предприятий и судовладельцев государству и отсутствие необходимого и достаточного определения со стороны положений гражданского законодательства. Нормы ГК УССР, устанавливавшие правила о договорах подряда, не позволяли в должной мере определить отношения, возникающие между сторонами по поводу выполнения подрядных работ на ремонт судна.

Положение изменилось со вступлением в силу ГК Украины, который отношения частных лиц по выполнению различных подрядных работ, включая ремонт вещей (статья 837), определил вполне четко. Более того, частным лицам предоставлена свобода выбора тех или иных условий, которые они желают установить в отношениях между собой.

Кроме того, Украина выполнила свои международные обязательства, вытекающие из Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения [International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention (International Safety Management (ISM) Code)], утвержденного Международной Морской Организацией 4 ноября 1993 года, резолюция А.741(18), и подтвердила, что ремонт судна и определение требований к нему являются обязанностью судовладельца (судоходной компании).

В соответствии с пунктом 5.3.3 Положения о системе управления безопасностью судоходства на морском и речном транспорте, утвержденного приказом Министерства транспорта Украины № 904 от 11 ноября 2003 года, функциональные требования к судоходной компании по безопасности судоходства (включая требования к системе управления безопасностью) устанавливаются Международным кодексом по управлению безопасностью (МКУБ), настоящим Положением (приложения 1 и 2) и другими актами действующего законодательства.

Согласно статье 10 приложения 1 к пункту 5.3.3 указанного Положения, которая воспроизводит соответствующие нормы МКУБ, судоходная компания должна установить порядок обеспечения технического обслуживания и ремонта судов в соответствии с положениями соответствующих норм и правил и любыми дополнительными требованиями, которые могут быть установлены судоходной компанией (пункт 10.1). Для выполнения этих требований судоходная компания должна обес­печить: 1) проведение проверок через установленные промежутки времени; 2) передачу оповещений о любых случаях невыполнения требований с указанием возможной причины, если о ней известно; 3) соответствующие мероприятия по устранению недостатков; 4) регистрацию этих мероприятий (пункт 10.2). Судоходная компания должна установить процедуры системы управления безопасностью для определения оборудования и технических систем, внезапный отказ которых может создать опасные ситуации. Система управления безопасностью должна предусматривать конкретные меры, направленные на обеспечение надежности такого оборудования или систем. Эти меры должны включать регулярные проверки резервных устройств и оборудования или технических систем, не использующихся постоянно (пункт 10.3). Проверки, предусмотренные пунктом 10.2, а также меры, предусмотренные пунктом 10.3, должны включаться в текущее техническое обслуживание и ремонт судна в период эксплуатации (пункт 10.4).

Вышеизложенное позволяет предположить, что отношения, возникающие между частными лицами — судоремонтными предприятиями и судовладельцами, вполне урегулированы нормами ГК Украины о договоре подряда. Публичные отношения между частными лицами (судовладельцами) и государством, которые возникают в связи или по поводу судна, включая обязанность судовладельца ремонтировать судно, регулируются положениями соответствующих международных договоров и правил классификационных обществ, а также могут регулироваться нормативными актами Украины, поскольку то или иное судно и/или судовладелец подлежат юрисдикции Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Обсуждаем налоговое законодательство

Деловая практика

Собери что-нибудь, и тебе повезет

Законодательная практика

А правила все строже…

Комментарии и аналитика

«Авторский» подход к регистрации ОКУП

Страна со статусом...

Неделя права

Совместитель? Уволен!

Один заключенный в одни руки

На повестке дня…

Быть или не быть Закону?

Безвозмездно, или просто даром

Реестр событий

«Криворожсталь» кассацирует

Много шума из... меморандума!

Парламент обиделся… Страдают судьи

Судебные решения

Взимание платы за хранение контейнеров с грузами

Высший хозяйственный суд Украины. Обзорное письмо от 6 мая 2005 года № 01-8/784

Тема номера

Функции морской администрации

Ремонт судов на Украине

Трибуна

О применении целевых облигаций в финансировании строительства

Частная практика

Юристы, ищем таланты!

Юридический форум

Конкурентоспособность

Как привлечь инвестора

Юрисконсульт

Обязательно ли применение Инкотермс?

Объединение предприятий в форме корпорации

Ответ процессуальной диверсии...

Открытый юрист закрытого общества

Эх, нам бы льготы. И чтобы не платить

Какой валютой будем рассчитываться?

Інші новини

PRAVO.UA