Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Главная » Выпуск №10 (1054) » Системный блок

Системный блок

Предложенные Минфином обновленные критерии, направленные на уменьшение случаев блокировки налоговых накладных, существенно не улучшат ситуацию для налогоплательщиков

Всем известно выражение: «Заплатил налоги — спи спокойно». Но в нашем государстве вряд ли это удастся. И причин тому весьма много. Одна из них — постоянное изменение законодательства. К слову, в числе факторов, влияющих на законодательные изменения, — запуск новых систем по администрированию налогов, в работе которых в дальнейшем выявляется множество недочетов и проблем с имплементацией. Не стала исключением и Система мониторинга критериев оценки рисков налоговых накладных и корректировки стоимости (СМКОР).

В тестовом режиме система заработала с 1 апреля 2017 года, а полноценное введение ее в действие произошло спустя три месяца — с 1 июля того же года. Напомним, что в период работы системы в тестовом режиме блокировка регистрации налоговых накладных и расчетов корректировок по рисковым операциям не проводилась. Но еще тогда бизнес неоднократно заявлял о многочисленных проблемах, с которыми он столкнется в самом начале запуска системы. Так, собственно, и произошло. Под удар попал реальный бизнес, хотя главная задача СМКОР заключается в борьбе со схемами получения необоснованной налоговой выгоды.

Тем не менее эксперты все же придерживаются мнения, что разработанная система действительно предусматривает правильные механизмы, но их, как показала практика, крайне сложно технически администрировать. Министерство финансов Украины совместно с Государственной фискальной службой Украины (ГФСУ) на протяжении полугода предпринимали неоднократные попытки улучшить ситуацию и минимизировать случаи блокировки налоговых накладных реального бизнеса, но они не привели к ожидаемым результатам. А с 1 января 2018 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми, в частности, установлено, что до принятия нового порядка Кабинетом Министров Украины приостановление регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки проводиться не будет.

«Для согласования комплексного решения о принципах работы системы рисков с НДС необходимо найти общую позицию, которая обеспечит интересы малого, среднего и крупного бизнеса и не позволит разворовывать бюджет посредством налоговых махинаций», — отмечается в презентации нового проекта постановления, разработанного Минфином совместно с Государственной фискальной службой Украины.

По мнению Романа Казинова, старшего консультанта KPMG в Украине, предложение Минфина по усовершенствованию СМКОР, изложенное в новой редакции постановления, содержит больше вопросов, чем ответов, и, как и ожидалось, кардинально не меняет подход к блокировке налоговых накладных.

«Проект был разработан налоговой службой и имеет ярко выраженный фискальный характер. Фактически вместо проведения тщательного анализа результатов работы предыдущего документа проект копирует и дополняет систему новыми элементами, увеличившими коррупционные риски и риски нарушения прав налогоплательщиков», — уверена советник АК «Соколовский и Партнеры», руководитель налоговой практики Наталья Куриленко.

Не совсем позитивно о новом проекте отзывается и Виталий Тымчук, адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры». «Эпопея под названием «Перезагрузка СМКОР» продолжается. После не столь длительного периода приостановления работы системы рисков по НДС, Минфин опубликовал проект постановления о дальнейшей работе СМКОР. Некий этап перемирия между налогоплательщиками и фискальным органом страны завершается, и очень скоро бизнес ждет новый испытательный полигон, где в роли испытуемых окажутся добросовестные налогоплательщики. Увы, но добросовестным налогоплательщикам не стоит ожидать ничего хорошего от предложения Минфина в части урегулирования вопроса уменьшения случаев приостановления регистрации налоговых накладных», — рассуждает он.

Проект предлагает ввести так называемый отсекающий критерий 3 % и порог объема поставок за месяц в размере 500 тыс. грн. Предусмотрено еще одно нововведение для малого и среднего бизнеса — показатели положительной налоговой истории. Предполагается, что регистрация налоговых накладных с рисковой операцией для плательщиков с положительной налоговой историей приостанавливаться не будет.

По мнению Натальи Куриленко, наиболее непредсказуемыми и опасными являются вопросы определения критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации, а также критерии, показатели и коэффициенты, предназначенные для определения позитивной налоговой истории налогоплательщика. «Разработанный Минфином проект устанавливает право налоговой службы самостоятельно разрабатывать данные параметры приостановления регистрации, кроме того, критерии подлежат изменению на каждое 10 число месяца, следующего за отчетным», — констатирует она.

Виталий Тымчук предполагает, что из-за таких нововведений малый и средний бизнес не может надеяться на то, что регистрация налоговых накладных пройдет без осложнений. «Есть вопросы и к установлению «отсекающего критерия» в 3 %, к порогу объема поставки за месяц в размере 500 тыс. грн., а также к доработанной форме решения об отказе в регистрации налоговой накладной и другим нововведениям, предусмотренным проектом», — говорит адвокат.

Такие новеллы, как «позитивная история плательщика налогов» и ежедневная публикация реестра заблокированных налоговых накладных/расчета корректировок на сайте ГФСУ, как считает Роман Казинов, приведут к тому, что налоговая накладная будет тестироваться и проходить трехступенчатую систему мониторинга в случае несоответствия установленным Минфином признакам, позволяющим зарегистрировать ее автоматически. «Безусловно, данные нововведения наряду с обновленной СМКОР демонстрируют желание Минфина усовершенствовать систему блокировки налоговых накладных, но, по всей видимости, мы столкнемся с очередной неудачной попыткой улучшить налоговый контроль НДС», — рассуждает г-н Казинов.

Кроме того, для оперативности рассмотрения объяснений и документов проект предусматривает создание комиссий на региональном и центральном уровнях. Принятые решения комиссий регионального и центрального уровней вступают в силу после их регистрации в электронном реестре блокировки налоговых накладных. Если решение комиссии не будет занесено в реестр в течение семи рабочих дней, налоговая накладная/расчет корректировки регистрируется в автоматическом режиме.

«Основной проблемой в Украине остается несоблюдение налоговым органом требований закона. Введение электронного реестра добавляет еще один фактор риска такого нарушения, так как право налогоплательщика будет зависеть от внесения или невнесения информации в реестр», — уверена Наталья Куриленко. Также она отмечает, что кроме позитивной налоговой истории, формирующейся не понятно как (критерии, показатели и коэффициенты в проекте постановления отсутствуют), негативным нововведением можно назвать введение двух уровней рассмотрения пояснений — регионального и центрального. Это — попытка узаконить имеющуюся практику рассмотрения объяснений региональными органами и формирования вывода для его принятия центральным органом. «Говорить об уравнивании условий для налогоплательщиков, на мой взгляд, очень рано», — резюмирует она.

«Все попытки Минфина не приведут к уменьшению случаев приостановления регистрации налоговых накладных, поскольку полностью нивелируются возможностью ГФСУ устанавливать критерии оценки рисков. Такие критерии должны быть фундаментально установлены, согласованы бизнесом и государством и не должны постоянно меняться. Отдельно стоит отметить, что проект сохраняет положения о создании комиссий на региональном и центральном уровнях как отдельных органов в составе ГФСУ для оперативности рассмотрения объяснений и документов налогоплательщиков. Деятельность таких комиссий несет определенные коррупционные риски», — критикует положения проекта постановления Виталий Тымчук. К тому же в предложенном проекте постановления Минфин не достиг баланса между интересами государства и бизнеса.

Напомним, что система блокировки налоговых накладных в соответствии с последним законодательными изменениями должна была заработать с 1 марта с.г. Тем не менее какая-либо информация об утверждении правительством разработанного Минфином документа на официальных сайтах не размещена. Народный депутат Татьяна Острикова на своей странице в соцсети сообщила, что соответствующий документ был принят 21 февраля с.г. с правками, а опубликовать его должны были 1 марта. Но, очевидно, для полноценного запуска системы в очередной раз должны пройти подготовительные работы, такие как создание реестра заблокированных накладных, комиссий по рассмотрению документов и объяснений на региональном и центральном уровнях и т.п. И даже если в ближайшие дни документ обнародуют, в том, что система сразу не заработает, не сомневается никто. Да и время покажет, будут ли учтены в окончательном тексте документа все замечания, в том числе профильного комитета парламента, который критически отзывался о работе системы. Ну а бизнесу остается надеяться на улучшение ситуации, работая при этом по правилам, установленным фискальными органами.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Содержание

VOX POPULI

Самое важное

Антикоррупционная заставляющая

Акцент

Терпение и труд

Государство и юристы

Модульная внешность

Сеть да дело

Па часовой стрелки

Системный блок

Документы и аналитика

Диверсификация исков

КСУ: итоги года

Из уст в устав

Тройская функция

Почет голосов

Придерживаться штиля

Действующие судьи Конституционного суда Украины

Конспект

Концентрация понимания

Новости из Евросуда

Судебная практика

Ограничение права на свободу слова было оправданным

Сатисфакция подлежит выплате наследникам

ВС не стал обязывать ВККС предоставить тексты правильных ответов на вопросы тестирования кандидату в судьи

ВККС не допустила противоправного бездействия, не объявляя конкурс на замещение вакантных должностей судей, — ВС

Новости юридических фирм

Частная практика

В Sayenko Kharenko — три новых советника

AVELLUM консультировала «Укрзализныцю» в связи с заключением соглашения с General Electric

Interlegal открыл офис в румынской Констанце

Отрасли практики

Чувство Вены

Памятная дата

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Карпатский сбор

Самое важное

Подать пару

Такт независимости

Судебная практика

Публико морале

Единая практика

ОКУ за ОКУ

Тема номера

Удержаться в селе

Осторожно: газ

Поучить расписку

Частная практика

Игра за публику

Решительные действия

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: